Публикации
НОД по речевому развитию в средней группе на тему «В гости в лес мы идем»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД по речевому развитию в средней группе на тему «В гости в лес мы идем»
Автор: Родионова Светлана Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД по речевому развитию в средней группе на тему «В гости в лес мы идем»
Автор: Родионова Светлана Валерьевна
НОД по речевому развитию в средней группе на тему «В гости в лес мы идем»Актуальность: Словообразование представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Безусловно, в практике дошкольного образования используются словесные игры, которые позволяют объяснить ребенку в доступной форме способы образования новых слов, а дошкольнику, в свою очередь, легко и быстро усвоить сложную систему грамматических закономерностей.Цель: Способствовать развитию словообразования у детей пятого года жизни.Задачи:Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. Формировать представление о разных видах деревьев, ягод. Активизировать словарь по теме: листопад, Лесовичок, дремучий. Закреплять умение преобразовывать существительные И.п ед.числа и мн.числа в Р.п. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дубовый, кленовый, березовый , рябиновый; малиновое, калиновое, рябиновое, земляничное. Учить подбирать определение к слову лес (большой, осенний, дремучий…) Продолжать работать над общими речевыми навыками, темпом, ритмом речи, артикуляцией. Развивать зрительное внимание, общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, память. Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о лесе, осени; рассматривание иллюстраций о лесе, осени; беседы «Лес - наше богатство», «Здравствуй ,осень», «Золотая осень»; загадывание загадок о деревьях, ягодах; рисование «Осень в лесу», аппликация «Листопад».Предметно - развивающая среда: осенние листья из картона (березовые, кленовые, дубовые, рябиновые); искусственные осенние деревья, шапочка Лесовичка, приглашение в виде оранжевого кленового листа, картинки с изображением лесных ягод ( малина, калина, рябина, земляника), палочки, корзинка с банками варенья , лужи из материала, аудиозаписи: пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского, вальс «Осенний сон» А. Джойса, шум дождя и ветра, веселая мелодия.Мотивация: подготовка к осеннему празднику.Ход занятия:(Звучит пьеса «Октябрь» П.И.Чайковского )Воспитатель: Посмотри, как день прекрасенИ как ясен небосклон,Как горит под солнцем ясень,Без огня пылает клен.Вос-ль: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)Вос-ль: Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей)Вос-ль: Объясните, что такое листопад? (Ответы детей)Вос-ль: Ребята, какого цвета листья на деревьях осенью? (Ответы детей)(Звучит аудиозапись шума ветра)Вос-ль: Налетел ветерок, зашелестели листочки и начали опадать. Давайте представим, что мы листочки, и полетим на землю.Дыхательное упражнение «Ветер и листья»(После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук ф. Затем, делая ступенчатый выдох, несколько раз произносят этот звук и медленно опускают руки вниз - листья опадают.)Двигательные упражнения «Прогулка в лес»Вос-ль:В лес отправимся гулять,Будем весело шагать. (Дети маршируют.)По тропиночке пойдемДруг за дружкою гуськом.(Дети идут змейкой между воображаемыми кочками.)На носочки всталиИ к лесу побежали.(Дети бегут на носочках.)Ноги выше поднимаем,На кочки мы не наступаем.(Дети идут, высоко поднимая колени и перешагивая через воображаемые кочки.)И снова по дорожкеМы весело шагаем.(Дети маршируют.)Вос-ль: (показывает оранжевый кленовый лист)Кто-то бросил мне в оконце,Посмотрите, письмецо.Может, это лучик солнца,Что стучится к нам в окно?Вос-ль: Ребята, на этом кленовом осеннем листочке Лесовичок прислал нам приглашение: «Дорогие ребята группы «Почемучки». Приглашаю вас в гости на прогулку по осеннему лесу. Буду очень рад встрече с вами! Лесовичок.»Вос-ль: Ребята, вы хотите отправиться в гости к старичку-лесовичку? (Ответы детей)Вос-ль: А вы знаете, кто такой лесовичок?Дети: Это добрый старичок, который живет в лесу. Он следит за лесом, охраняет его.Вос-ль: Ребята, прежде чем пойти в лес мы должны вспомнить правила, как нужно вести себя в лесу. (Ответы детей)(Читаю стихотворение Н.Рыжовой «Лесные правила» )Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,Испугаются зверушки, убегут с лесной опушкиВетки дуба не ломай. Никогда не забывайМусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.Вос-ль: Вспомнили правила, теперь можно отправляться в гости в лес.Вос-ль:В добрый лес, старый лес,Полный сказочных чудес.По тропинке мы пойдем,Тихо мы в него войдем.Вос-ль: Вот мы и оказались в лесу.(Звучит музыка. Дети идут среди искусственных деревьев. Воспитатель в это время быстро за деревом надевает шапочку Лесовичка и выходит)Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок. Я живу в лесу, в котором знаю каждое деревце, каждый листик и ягодку. Приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. Деревьев здесь видимо-невидимо. (Указывает на искусственные деревья.)Лес-к: Ребята, какие деревья вы видите у меня в лесу, назовите. (Ответы детей)(Звучит аудиозапись шум ветра)Лес-к: Ой, ребята, подул сильный ветер и нападало много листьев.(Воспитатель в это время разбрасывает листья по полу)Лес-к: Какие красивые листочки! Берите их в руки и давайте с ними поиграем.Физкультминутка Мы листочки в руки взялиТанцевать мы с ними стали(Бегают стайкой с листочками в руках)Все листочки у ребятПо лесу летать хотят(Останавливаются и машут листьями)Мы листочки все поднимемИ попляшем вместе с ними(Дети поднимают руки с листочками вверх и вертят ими из стороны в сторону)Лес-к: Ребята, посмотрите, а листья- то все разные! (Показывает дубовый лист)Лес-к: С какого дерева этот лист? (Ответы детей)Лес-к: Значит, какой это лист? (Дубовый)(Лесовичок поочередно показывает березовый, рябиновый и кленовый листья и задает детям аналогичные вопросы.)Лес-к: Ребята, скажите в лесу деревья одинаковые по высоте или разные? (Ответы детей)Лес-к: Почему? (Ответы детей)Лес-к: Правильно, одни деревья старые, а другие- молодые. Давайте назовем маленькие деревья ласково.Игра «Назови ласково»Дерево - …деревцобереза - …березка, березонькадуб - …дубокелка - …елочкатополь - …тополекЛес-к: А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Лес и полянка».В лесу растут деревья, а на поляне нет (чего?) …деревьевВ лесу растут березы, а на поляне нет (чего?)…березВ лесу растут елки, а на поляне нет (чего?) …В лесу растут дубы, а на поляне нет (чего?)…Лес-к: Молодцы! Все верно ответили. Пойдемте, ребята, дальше.Лес- к: В моем лесу и ягод видимо- невидимо. Какие лесные ягоды вы знаете? (Ответы детей: малину, землянику…)(Лесовичок показывает картинки с изображением перечисленных детьми ягод.)Лес-к: Из ягод я варю варенье на зиму. Например, из малины какое варенье получается? (Малиновое)(Лесовичок поочередно называет остальные ягоды и задает аналогичный вопрос)Лес-к: Ребята, вы правильно назвали все виды варенья. А вы любите варенье? (Ответы детей)Лес-к: Почему? (Ответы детей)Лес-к: Увидел я , какие вы умные, дружные. А лес вы любите? (Да)Лес-к: А лес какой?Игра «Подбери определение к слову лес»Дети: Большой, дремучий, красивый, осенний, огромный…Лес-к: Какие вы молодцы! Давайте поприветствуем природу.Пальчиковая играЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ветерок!Здравствуй, маленький дубок!(Поочередно похлопывают кончиками пальцев правой руки по кончикам пальцев левой руки, начиная с больших пальцев.)Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!(Переплетают пальцы в замок и поднимают руки над головой.)Лес-к: Осенью мне кто-то часто мешает спать. Кто этот безобразник, отгадайте?Кто там топает по крыше?Топ-топ-топ.Чьи шаги всю ночь я слышу?Топ-топ-топ.Я теперь усну едва ли!Топ-топ-топ.Может, кошек подковали?Топ-топ-топ.Дети: Это дождь.(Звучит аудиозапись шума дождя. Лесовичок раздает детям палочки и предлагает поиграть: пропеть текст и отстучать ритм на слова «кап-кап-кап».)Дождик, дождик, что ты льешь?- Кап-кап-кап, кап-кап-кап!Погулять нам не даешь?Кап-кап-кап, кап-кап-кап!Очень мы хотим гулять.Кап-кап-кап, кап-кап-кап!Через лужицы скакать.Кап-кап-кап, кап-кап-кап!Лес-к: Вот и дождь закончился. Пора вам возвращаться домой. А на прощание я дарю вам осенний букет и корзинку с банками варенья из лесных ягод.Дети: Спасибо большое!Лес-к: Только идите аккуратно, не промочите ноги. Я вам в этом помогу, провожу вас. Но если на пути будут встречаться лужи, то перепрыгивайте их, договорились?Дети: Хорошо.( Звучит музыка. Дети идут за Лесовичком, перепрыгивают через лужи.)Лес-к: Вот вы, ребята и пришли. А мне пора, к себе в лес. До свидания. Жду вас еще в гости. (Машет детям)Дети: До свидания! (Лесовичок уходит за дерево и быстро снимает шапку)РефлексияВос-ль: Ребята, где вы были, куда ходили? (Ответы детей)Вос-ль: Что вы там видели? (Ответы детей)Вос-ль: Что принесли из леса? (Ответы детей)Вос-ль: Какое в корзинке варенье? (Ответы детей)Вос-ль: А какие в букете листья? (Ответы детей)Вос-ль: Ребята, вам понравилось путешествие? (Ответы детей)Вос-ль: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)Вос-ль: Вы много ходили, устали, а теперь немного отдохните.Релаксация(Дети ложатся на спину на ковер, закрывают глаза. Звучит аудиозапись вальса А.Джойса «Осенний сон».)
