Публикации
«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках "Труд (технология)"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках "Труд (технология)"
Автор: Ольга Павловна Горшкова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках "Труд (технология)"
Автор: Ольга Павловна Горшкова
Тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках «Труд(технология)»Уроки технологии — это уроки жизни, и основной акцент я делаю на развитие творческих способностей учащихся, побуждая интерес к предмету, отслеживая успех ребят, учитывая их настроения, реакцию. Ориентация на «развитие» предполагает индивидуальную норму подхода к учащимся. На уроках они получают практические навыки, техническую подготовку, а это формирует творческую личность, адаптированную к реальной жизни, способной к саморазвитию.В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной системой образования, является формирование функциональной грамотности обучающихся.Отличительной чертой функциональной грамотности является направленность на решение бытовых проблем. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире. Учащийся из пассивного объекта обучения должен превратиться в активного, целеустремленного, самостоятельного субъекта образовательного процесса. [2]Школьному предмету «Технология» отводится одно из ведущих мест в формировании «умений для жизни»:политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации; развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач; совершенствование практических умений и навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства; формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности; воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа; подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.[1] В результате изучения предмета «Технология» учащиеся овладевают опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки в основной школе. 1. Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда2. Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности3. Опыт работы с технологической информацией4. Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектови услуг5. Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры. [3]Чем задания на формирование и оценку функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач?• Традиционная система задач на развитие академической грамотности, которая реализуется в рамках предметного содержания, направлена на вооружение обучающихся необходимым объемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоения предметного содержания.• В контексте функциональной грамотности учебные задачи направлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют их успешности и полной реализации себя как личности.• Задания на функциональную грамотность позволяют определить уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях (жизненные навыки). [4]Развитие функциональной грамотности на уроках технологии.Цель работы – повышение качества образовательного процесса через совершенствование педагогического мастерства.Задачи: совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы)повышие профессиональной подготовки на основе использования современных информационных технологий, прохождение КПК ;овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; – умеющего нести ответственность за принятые решения; – способного быть ответственным за себя и своих близких; – умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться; – обладающего различными компетенциями в разных областях; – умеющего нестандартно решать задачи; – легко адаптирующегося в социуме; – умеющего искать общие решения и компромиссы;– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; – владеющего современными информационными технологиями. Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, Зd технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:1.Планирование и организация. На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Обсуждаются идеи для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части. 2ПрактическийРеализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение результативно мыслить и работать с информацией. Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность 3Аналитический Презентация проекта. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов, на основе имеющихся данных. Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность. Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы); Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность. Функциональная грамотность обучающихся как итоговый образовательный результат:Приведу примеры заданий, направленные на формирование функциональной грамотности на уроках технологииЗадание 1. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект, школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить презентации. готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.С творческими проектами дети принимают участие в различных конкурсах и конференциях на разных уровнях. Например, «Ветрогенератор своими руками», «Изготовление рамки для картины», «Полка-вешалка для прихожей», «Шкатулка для украшений», «Изготовление разделочной доски» и др.Задание 2. «Найди лишнее». Дети выбирают лишнее слово и объясняют свой выботСверло, молоток, дрель, коловорот. Циркуль, рейсмус, киянка, угольник. Рубанок, ножовка, фуганок, шерхебель. Линейка, стусло, транспортир, циркуль. Задание 3. Установить соответствие между термином и обозначенным им понятием.Задание 4. В данном лабиринте найдите 6 инструментов, одно дерево и название клея.[3]Читать можно сверху вниз и наоборот, зигзагом тоже можно.Задание 5. Графическая документация. В таблице заполнить пропуски по образцу, образец выделен жирным шрифтом.Задание 6. Для оклеивания стен в детской комнате решено приобрести обои под покраску шириной 1 метр, длина рулона 10,5 метра. Сколько рулонов обоев необходимо купить, если размеры помещения 4х4,6 метра, высота стен 2,5 метра? Площадь оконных и дверных проемов составляет 4,25 кв.м. Какое количество клея потребуется, если одной пачки хватает для наклеивания 45 кв. м? [4]Задание 7. «Ситуативные задачи»Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила обращения с электроэнергией. Выберите правильные варианты, соответствующие правилам.А) Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается передача «Кухня». Бегом побежала в комнату и начала вставлять вилку в розетку электросети мокрыми руками.Б) Аня гладила белье и ставила утюг на специальную несгораемую подставку.В) Алле было дано задание - убрать в комнате. Она взяла влажную тряпку и начала протирать пыль с работающего телевизора, с торшера, включенного в электросеть.Г) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть - шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.Д) Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к лампе. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.Ж) Вова, посмотри, пожалуйста, электрочайник нагревается? Вова открыл крышку и сунул палец в вводу.[3]Таких примеров можно привести очень много.Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!Источники1. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? 2. Развитие функциональной грамотности на уроках технологии.
