Публикации
Формирование антитеррористического поведения у учащихся в общеобразовательном учреждении
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование антитеррористического поведения у учащихся в общеобразовательном учреждении
Автор: Всеволод Васильевич Сафонов
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование антитеррористического поведения у учащихся в общеобразовательном учреждении
Автор: Всеволод Васильевич Сафонов
Формирование антитеррористического поведения у учащихся в общеобразовательном учрежденииВ современном мире проблема терроризма во всех его проявлениях превратилась в одну из самых наболевших тем. Терроризм влечет за собой массовые жертвы среди невинного населения. В результате действий террористов разрушаются культурные и материальные ценности, которые потом очень трудно восстановить.В Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" сформулированы следующие понятия:Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;б) подстрекательство к террористическому акту;в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. [14]Виды современного терроризма. Правоохранительные органы России, классифицируя терроризм, обычно выявляют три основных вида, исходя из мотивов данных противоправных действий:1. Уголовный терроризм – действие, совершаемое с целью получения выгоды или покушения на какое-либо достояние индивидуума: жизнь, свободу, неприкосновенность личности и т.д.2. Патологический терроризм – являясь следствием умственных расстройств, психических аномалий, он предполагает, как правило, действия психопатов и параноиков.3. Политический терроризм – имеет своей основой политическую мотивацию, т. е. несогласие субъекта с действующим общественно-политическим устройством, конфликты с органами власти, управления. Таким образом, эффективная борьба с любым преступлением предполагает системность и комплексность, то есть воздействие на все или основные причины и условия, его порождающие.Все мероприятия по формированию антитеррористического поведения можно разделить на несколько направленийОрганизационные мероприятия:Обеспечение пропускного режимаОснащение комплексными системами обеспечения безопасности использования систем видеонаблюденияПроведение проверок состояния эвакуационных выходов и путей эвакуацииПроведение систематических инструктажей с работниками и обучающимися:Действия при обнаружении подозрительных предметовДействия при угрозе террористического актаПравила поведения и порядок действий, если вас захватили в заложникиПамятка о порядке действий при получении анонимных сообщений с угрозами совершения актов терроризмаДействия при возникновении угрозы пожара и других чрезвычайных ситуацийПо охране жизни и здоровья участников образовательного процесса, в том числе при проведении массовых мероприятийОбеспечение ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.Проведение тренировок (эвакуаций)Отработка знаний и правил личной и общественной безопасности при возникновении террористической угрозы и при обнаружении подозрительных предметовПодготовка учащихся и сотрудников к действиям в условиях чрезвычайных и опасных ситуаций, проведение тренировок.Информирование:Обновление информационных стендов по противодействию терроризму и по антитеррористической безопасности, действиям в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой медицинской помощи (номера телефонов вызова экстренных служб).Размещение материалов по вопросам противодействия терроризму, обеспечению безопасности при угрозе совершения террористического акта на сайте школыРабота с родителями. Проведение родительских собраний:По теме Безопасности детей дома и на улицеПо теме Безопасности детей в сети интернетПо профилактике подростковой агрессииПроведение общешкольных акции и конкурсов:«День солидарности в борьбе с терроризмом»Неделя безопасного ИнтернетаКонкурс рисунков и плакатов «Мы за безопасный мир!Тематические уроки, классные часы, беседы с обучающимися по темам:Чрезвычайные ситуации, понятие, характеристики. Особенности поведения населения при ЧССигналы оповещения при чрезвычайных ситуаций.Терроризм и экстремизм. Действия при угрозе и совершении террористических актовМеждународный терроризм и безопасность РоссииШкола безопасностиЦенности, объединяющие мирКонституция – главный закон страныПравовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государстваПравила личной безопасностиКейс-игра «Социальные сети. Правила пользования»Игра «Город»Реализация примерного годового плана работы школы по профилактике терроризма и экстремизма способствует формированию у обучающихся представления о понятиях терроризм и экстремизм, масштабу опасности данных явления, порядку действий при угрозе террористического акта.Таким образом, мы пришли к выводу, что под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными.Сложность противодействия терроризму также заключается в том, что в настоящее время не существует единого подхода к классификации терроризма.Результаты нашего исследования говорят о том, что у подростков недостаточно развито представление о терроризме, не все понимают опасность данного явления и не умеют действовать должным образом при угрозе террористического акта.Для формирования антитеррористической безопасности необходимо проводить просветительскую и профилактическую работу, как с детьми, так и с родителями, обучать действиям при угрозе террористического акта.Литература1. Балан О. К. Понятие и классификация терроризма // Вестник Уфимского юридического института МВД РФ. – 2000. – № 1.2. Вардинянц Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль // СОЦИС. – 2005. – № 7.3. Кота А. Эпоха терроризма // Международный терроризм и право. – М., 2004. – С. 56-57.4. Лекарев С. Особенности терактов на территории современной России. – URL: www.oxpaha.ru5. Метелёв С. Е. Современный терроризм и методы антитеррористической деятельности: Монография. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2018.6. Метелёв С. Е. Криминальные явления в современном российском обществе и их влияние на экономику и управление: Монография / С. Е. Метелёв, И. А. Курьяков, В. В. Лизунов, В. А. Здриковский и др. – Омск: Издатель ИП Погорелова, 2019. – 496 с.7. Ожиганов Э. Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивации // СОЦИС. – 2006. – № 2.8. Постольник В. А. У терроризма нет границ // Профессионал. – 2001. – № 5. 9. Савельев С. Терроризм – прибыльный бизнес для его организаторов. – URL: .9. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. – М., 2003. 10. Терроризм: правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные акты с комментариями. Научные статьи / Отв. ред. И. Л. Трунов. – М.: Эксмо, 2015.11. Хиршман К. Меняющееся обличье терроризма // Международный терроризм и право. – М., 2014. – С. 26, 35.12. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму"
