Публикации
Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Мария Николаевна Фадеева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Мария Николаевна Фадеева
Фадеева Мария Николаевна
воспитатель группы компенсирующей направленности
МБДОУ д/с № 60
г. Белгород, Белгородская область
Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация: в данной статье описывается метод моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Раскрываются основные понятия данного метода, затрагиваются проблемы развития речи детей с ТНР.
Ключевые слова: развитие речи, связная речь, метод моделирования, дети с ТНР
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками по развитию связной речи, с опорой на наглядность является метод моделирования. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а так же развивают высшие психические функции.
Ученые (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.) отмечают, что по мере взросления у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, при формировании связной речи возникают различные трудности: нарушение последовательности, краткость и скудность излагаемого текста, и ему необходима зрительная опора к тексту или высказыванию, это связано с нарушением функции планирования речи.
Нарушение речи – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию [3].
Л.Ф. Спирова и М.М. Кольцова указывают, что у детей с речевыми нарушениями связная речь самостоятельно не формируется и требует систематической коррекционной работы.
Связная речь – это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение [1].
Одним из самых ярких и эффективных приемов развития связной речи является наглядное моделирование. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а так же развивают высшие психические функции.
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Объектом моделирования является модель.
Модель – это любой образ (мысленный и условный: изображение, описание, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним [2].
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Схемы и модели, по мнению С.С. Хаустовой, это: слоги, слова, предложения, а так же тексты, которые заставляют контролировать дошкольника, приучают его следить за языком, помогают увидеть количество звуков в слове, их расположения, а так же связь слов в предложении и тексте. У ребенка развивается интерес к общению, речемыслительная деятельность его совершенствуется. На наглядном материале дошкольник овладевает операциями анализа и синтеза, меняется характер его деятельности, для него становится возможным не только слышать свою или обращенную речь, а также видеть ее элементы [6].
Наглядное моделирование помогает развивать исследовательские способности детей, привлекая внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде [5].
Моделирование может быть представлено в виде мнемотехник.
Мнемотехника – в переводе с греческого - искусство запоминания. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи [4].
Мнемотехника подразумевает под собой следующие мнемополя: мнемоквадрат, мнемодорожку, мнемотаблицу.
Мнемоквадрат – это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок.
Мнемодорожка – это ряд мнемоквадратов связанных между собой по смыслу.
Мнемотаблица – это совокупность мнемодорожек, средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей: обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что результат использования моделирования наряду с общепринятыми методами, при развитии связной речи детей, очевиден. Прием наглядного моделирования способствует развитию у дошкольников интеллектуально-мыслительной деятельности, ребенок учится находить информацию, исследовать ее, сравнивая, составляя последовательный план интеллектуальных действий связного речевого высказывания, где он способен дать правильную формулировку, высказывая свои суждения, делать выводы и умозаключения. Данный приём оказывает положительное влияние на развитие речевых и неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: Аркти, 2014.
2. Дьяченко О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: коллективная монография / Под ред. Л.А.Венгера – М., 2019.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2015.
4. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2019.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 2008. №10 — с. 16-21.
6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Изд.: Гном, 2015.
воспитатель группы компенсирующей направленности
МБДОУ д/с № 60
г. Белгород, Белгородская область
Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация: в данной статье описывается метод моделирования как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Раскрываются основные понятия данного метода, затрагиваются проблемы развития речи детей с ТНР.
Ключевые слова: развитие речи, связная речь, метод моделирования, дети с ТНР
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Одним из самых эффективных методов работы с дошкольниками по развитию связной речи, с опорой на наглядность является метод моделирования. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а так же развивают высшие психические функции.
Ученые (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, М.М. Кольцова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.) отмечают, что по мере взросления у ребенка с тяжелыми нарушениями речи, при формировании связной речи возникают различные трудности: нарушение последовательности, краткость и скудность излагаемого текста, и ему необходима зрительная опора к тексту или высказыванию, это связано с нарушением функции планирования речи.
Нарушение речи – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию [3].
Л.Ф. Спирова и М.М. Кольцова указывают, что у детей с речевыми нарушениями связная речь самостоятельно не формируется и требует систематической коррекционной работы.
Связная речь – это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение [1].
Одним из самых ярких и эффективных приемов развития связной речи является наглядное моделирование. Наглядные опоры помогают детям последовательно составить рассказ, напоминая о главных словах и происходящих событиях, а так же развивают высшие психические функции.
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Объектом моделирования является модель.
Модель – это любой образ (мысленный и условный: изображение, описание, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним [2].
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Схемы и модели, по мнению С.С. Хаустовой, это: слоги, слова, предложения, а так же тексты, которые заставляют контролировать дошкольника, приучают его следить за языком, помогают увидеть количество звуков в слове, их расположения, а так же связь слов в предложении и тексте. У ребенка развивается интерес к общению, речемыслительная деятельность его совершенствуется. На наглядном материале дошкольник овладевает операциями анализа и синтеза, меняется характер его деятельности, для него становится возможным не только слышать свою или обращенную речь, а также видеть ее элементы [6].
Наглядное моделирование помогает развивать исследовательские способности детей, привлекая внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде [5].
Моделирование может быть представлено в виде мнемотехник.
Мнемотехника – в переводе с греческого - искусство запоминания. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и в конечном результате, развитие связной речи [4].
Мнемотехника подразумевает под собой следующие мнемополя: мнемоквадрат, мнемодорожку, мнемотаблицу.
Мнемоквадрат – это лист бумаги (квадрат), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок.
Мнемодорожка – это ряд мнемоквадратов связанных между собой по смыслу.
Мнемотаблица – это совокупность мнемодорожек, средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей: обогащение словарного запаса, обучение составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, заучивание стихов.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что результат использования моделирования наряду с общепринятыми методами, при развитии связной речи детей, очевиден. Прием наглядного моделирования способствует развитию у дошкольников интеллектуально-мыслительной деятельности, ребенок учится находить информацию, исследовать ее, сравнивая, составляя последовательный план интеллектуальных действий связного речевого высказывания, где он способен дать правильную формулировку, высказывая свои суждения, делать выводы и умозаключения. Данный приём оказывает положительное влияние на развитие речевых и неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: Аркти, 2014.
2. Дьяченко О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания: коллективная монография / Под ред. Л.А.Венгера – М., 2019.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2015.
4. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, 2019.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. 2008. №10 — с. 16-21.
6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Изд.: Гном, 2015.
