Публикации
«Модернизация современного российского образования».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Модернизация современного российского образования».
Автор: Феклина Клавдия Вольдемаровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Модернизация современного российского образования».
Автор: Феклина Клавдия Вольдемаровна
«Модернизация современного российского образования».ВведениеТема модернизации образования в современном мире очень актуальна. В настоящее время очевидно, что развитие образования является приоритетным направлением для нашей страны.Потребность в модернизации возникла с неэффективностью нынешней системы образования. Хоть всегда и говорилось, что наше образование самое лучшее, однако со временем необходимо менять и совершенствовать, менять его содержание и структуру. В нашей стране с 1990года по 2017 наблюдалось пять попыток модернизации сферы образования но к сожалению, не все они были успешными.Этапы реформирования образования Первая образовательная реформа относится к 1990-1992гг. в этот период в Российской Федерации принимают Закон «Об образовании». Он является положительным стартом реформирования системы образования. Так как образование и экономика в нашей стране взаимосвязаны, то плохое финансирование сферы образования в эти годы повлекло за собой и провал реформы. 29августа 2001 г. состоялось заседание Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» - и это считается второй попыткой модернизации системы образования нашей страны. Выделили два основных направления модернизации экономика системы образования и кардинальное обновление содержания. Считалось, что содержание образования не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым обществом к нему, т.к сильно устарело 9 декабря 2004 г. на заседании Кабинета министров был рассмотрен вопрос о приоритетных направлениях развития образования. Так было заявлено: «Бизнес-сообщество должно определять, чему и как учить!» Это и стало третья попытка модернизации нашего образования, где упор сделали на усиление коммерческих начал в образовании. Но в реальной жизни, получилось так, что образовательная политика стала исполнять роль единоначалия, контроля и формальных проверок. Благодаря чему позитивные модернизационные элементы ушли на второй план из сферы образования..В это время были приняты «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования», произошло присоединение к Болонской декларации, введён ЕГЭ, расширилась платность образования, утвердилось ошибочное понимание образования как услуги и личного блага. Коммерциализация образования и ЕГЭ отрицательнее всего повлияли на качество образования. В итоге мы получили деление образование на элитарное – для немногих и массовое для большинства. Когда осознали провал третий попытки модернизации, власти попытались вывести сферу образования из отрицательной динамики. Именно в это время появляется Национальные проекты. В результате осуществления из бюджета страны были выделены огромные деньги на реализацию Национального проекта «Образование», но это не спасло ситуацию в системе образования, бюрократия не исчезла, и получили ухудшение качества образования: школьного и вузовского.Д. А. Медведев предложил модернизацию образования, которая уже является пятой. Новая попытка модернизации образования вылилась в проект «Наша новая школа». В своем послании Федеральному Собранию он отметил. В XXI веке в нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. 2008 г он поручил Правительству РФ в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства и формирования материально технической базы.Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностического характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модернизации системы российского образования.Непосредственно в сфере образования, стратегический характер носят на современном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (2012), получившее название «дорожной карты».Задачи «Развитие – образования» На заседании Правительства Российской федерации, Д.А. Медведев огласил задачи госпрограммы «Развитие образования» до 2020 года. Государственная программа закладывает базовые показатели, которые должны быть раскрыты к 2020 году. 1. Обеспечение детей высоким качеством образования, обеспечение равной доступности образования. К 2020 году планируется полный переход на новые государственные стандарты. В настоящее время создается общенациональная система поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.2. Обеспечение конкурентоспособности отечественных университетов, перевод их в международную систему образования. Д.А. Медведев отмечает, что планируется пять крупнейших университетов вывести в сотню лучших, и эта цель может быть достигнута. Также должны присутствовать и качественные изменения образования. Учебные корпуса, общежития, лаборатории, кампусы по возможности, там, где их можно создавать, должны быть современными, комфортными, приспособленными для обучения всех студентов, в том числе и инвалидов. Планируется улучшения в качестве преподавания.3. Ключевой приоритет для государства – повышение зарплаты педагогов, их мотивация к эффективному и творческому труду. Повышение стимулирования работы, повышение квалификации.4. Совершенствования системы оценки качества образования. Эта система должна стать надёжной, объективной и прозрачной.По мнению экспертов, в программе заложен потенциал для развития самоуправления учреждений образования и предусматривается мониторинг реализации госпрограммы, включая обратную связь с родителями, учащимися, студентами, в общем, со всеми, кто заинтересован в развитии нашей системы образования.Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основанием экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех этапах образовательной системы.В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, показана современная модель образования, направленная на повышение качества образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью”.Отдельно следует отметить доступность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. В тоже время не все школы готовы к приему таких детей: отсутствуют лифты и пандусы, оборудованные туалеты, столовые, спортивные залы и территории школ, должны быть поручни в коридорах и другое школьное оборудование. Кроме оборудования необходимо создание новых адаптированных образовательных программ. Все это требует финансирования.Также не все педагоги готовы к обучению таких детей. Они просто морально не готовы к тому, что в классе будет присутствовать ребенок, например, с синдромом Дауна. И специалистов, знающих методики работы с такими детьми, психологических особенностей таких детей очень мало.В настоящее время в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ также создается развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям стандарта дошкольного образования. Это помогает детям с особенными педагогическими потребностями социализироваться как среди сверстников, так и в обществе в целом. Если для детей с ОВЗ это шанс раскрыться, стать полноценным человеком. Плюсом для обычных воспитанников, обучение с такими детьми помогает сформировать активную жизненную позицию, развить такие личностные качества как доброжелательность, способность переживать, умение помогать ближнему и человеколюбию.Сегодня много говориться о доступном и качественном дошкольном образовании, которое обеспечивает одинаковые условия для последующего успешного обучения детей в школе. Под доступностью понимается возможность выбора дошкольного образовательного учреждения. А качество образования обеспечивает возможности ребенка на следующих ступеньках образования успешно овладевать учебной программой. Однако на сегодняшний день существует проблема нехватки мест в ДОУ. В госпрограммы «Развитие образования» до 2020 года эта проблема учитывается и будут приняты меры по ее ликвидации.В соответствии с федеральным законом «Об образовании», дошкольное образование входит в состав общего образования, о должно стать стандартизированным. Однако в государственных стандартах отмечается, что в детских садах программа должна быть направлена на развитие личности и способностей ребенка. И не ребенок должен готовиться к школе, а школа к ребенку.Новой ступенью в модернизации дошкольного образования стало создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети "Интернет".Государственные программы позволяют оснащать образовательные учреждения компьютерами, досками и проекторами. Оснащение компьютерным оборудованием на всех этапах обучения, от дошкольного, до профессионального, помогает в достижении самых разных поставленных задач.Одним из условий успешной модернизации образования является развитие профессиональной педагогической культуры и компетентности. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Владение ИКТ технологиями поднимает педагога на новый уровень. С помощью ИКТ-технологий достаточно легко можно организовать деятельность, предусмотренную государственными стандартами. ИКТ позволяют использовать готовые электронные материалы и Интернет-ресурсы, проводить оценочные мероприятия, проводить мониторинги и многое другое.Благодаря современному развитию информационных технологий, приобретение образования любого уровня возможно по месту проживания и профессиональной деятельности. На сегодняшний день дистанционное обучение, становиться достаточно актуальным именно благодаря тому, что каждым может получить необходимую ему специальность, не меняя свой распорядок жизни, не выбирая между обучением и заработком на жизнь, семьей и другими факторами. В тоже время дистанционное образование имеет очевидные минусы. Это отсутствие контакта между обучающимся и преподавателем. Образование полностью ложиться на обучающего человека, что может сказаться на качестве знаний и квалификации будущего выпускника института. К сожалению, пока дистанционное образование в России не так развито, как в зарубежных странах, и иногда оно может качественно уступать по сравнению с традиционными формами обучения.Виды образования в России С принятием нового закона об образовании в Российской Федерации образование было разделено на следующие виды: общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование; профессиональное обучение.Все вышеуказанные виды в совокупности обеспечивают возможность реализации права граждан на непрерывное образование, т.е. образование в течение всей жизни.Важно подчеркнуть, что общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование;2) начальное общее образование;3) основное общее образование;4) среднее общее образование.В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:1) среднее профессиональное образование;2) высшее образование - бакалавриат;3) высшее образование - специалист, магистратура;4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификацииДополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.В настоящее время сложившееся несоответствие системы образования вызвано не столько ее недостаточным финансированием, сколько неадекватностью образовательных программ и учебных дисциплин актуальным потребностям общества. Поэтому, построение новой модели образования является первостепенной задачей нашей страны. Необходимо построить принципиально новую систему образовательных институтов, которая должна в первую очередь быть ориентированной на потребности постиндустриальной экономики и информационного общества. Для этого нужно анализировать мировой опыт, не забывая о жизнеспособных традициях общеобразовательной и профессиональной школы.Проблемы модернизации образования в РФ Экономика образования – хоть в настоящее время существуют и постоянно обновляются нормативные документы по борьбе с коррупцией и созданием открытой системы экономики, надеемся что в ближайшее время возможно будет решить эту проблему. Содержание общего образования – современным школьникам можно посочувствовать. Программа перегружена информацией, зачастую не соответствует требованиям сегодняшнего общества. Министерство образования отмечает, чтобы изучить всю школьную программу необходимо 167 часов в неделю, в то время как в неделе всего 168 часов. Также Министерство образования отмечает, что более половины школьников не усваивают больше 60% материала. Все это приводит к психологическим проблемам, невротическим расстройствам, проблемам со здоровьем, проблемам с успеваемостью, к финансовым затратам и др. Еще одной ветвью, исходящей из этих проблем является сложность выбора выпускником будущей профессии и института Неэффективное профессиональное образование – зачастую квалификация выпускаемых институтами специалистов значительно отличается от требований к кадрам, делая выпускников неконкурентоспособными. Еще одна пропасть. Не успев выучиться на определенной специализации, она оказывается невостребованной. Также при небольшом наборе на определенную специализацию, необходимую для работы, институт отказывает в открытие данного курса, не реализуя потребность абитуриентов. Опять возникает необходимость пересмотрения некоторых программ. Приближения их к требованиям работодателей.Результаты проведенного в 2012 году Министерство образования и науки Российской Федерации мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а среди гуманитарных - 42,86%.Порой студенты сталкиваются со следующей проблемой: у высших образовательных учреждений отсутствует определенная база для прохождения практики, и обучающимся приходиться самим искать предприятия, в которых они смогут ее пройти. Однако и предприятия не всегда охотно идут на предоставление базы для практики. Получается даже при наличии желания у студентов, реализовать их не всегда удается Социально-экономическое обеспечение педагогов – низкие зарплаты и стимулирование. Стоит отметить, что государство периодически увеличивает зарплаты педагогам, и в новой госпрограмме «Развитие образования» до 2020 года отмечается, что необходимо решать эту проблему. Также стоит учитывать, что с периодическим повышением стимулирования педагогов, параллельно увеличиваются и требования к нему. И у педагогов просто не остается времени на самообразование, хоть и согласно Федеральному закону №273 с 1 сентября 2013 года педагогические работники имеют право на получение дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47).ЗаключениеИз выше перечисленного, можно сделать вывод, что основная задача модернизации это создание эффективной образовательной системы, соответствующей актуальным и перспективным запросам страны, повышение качества, ориентированность на запросы общества и государства. Образование должно стать сферой не только социального, но и экономического развития страны, общенациональной задачей. И задействованы в ней должно быть не только государство, но и общество.Современная система образования должна готовить молодых людей к работе в конкурентных условиях, помогала раскрыть способности и инициативу.Новая модель образования должна предоставить человеку выбор, т.е. он сам должен определить, какой уровень образования ему нужен. Качество образования не должно быть профанацией, за этим должно следить и контролировать данный процесс государство.Необходимо создать целостную систему постоянного образования, охватывающую все этапы развития человека. Систему, где происходит постоянное обновление профессиональных знаний, повышается культурный уровень народа и происходит быстрое освоение научно- технических достижений и постоянно реализуются новаторские идеи.В сфере образования должны быть реализованы характеристики, схожие с характеристиками на которые опирается инновационная экономика и информационная цивилизация.Новая модель должна сфокусироваться на необходимости получения образования в течение всей жизни, т.е. должен быть положен принцип постоянного (непрерывного) образования.Становление новой системы образования в России сформирует новое поколение людей, которое будет добиваться поставленных целей путем постоянного самосовершенствования. Наступит социальная, экономическая и экологическая гармонии в обществе. Все это будет способствовать хранению и распространению общечеловеческих ценностей в будущем.Список литературы:1. Поляков М.Б. Справочно-методическое пособие «Управление системой образования в Российской Федерации». - М., Московский педагогический государственный университет, 2016. С. 6-7.2. Коротина К. С. Особенности и противоречия в модернизации отечественного образования // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 161-163. 3. Медведев Д.А. 4. Федеральный закон « Об образовании в Р.Ф» от 29.12.2012№273-ФЗ
