Публикации Мастер-класс для родителей. Тема: "Проведение артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс для родителей. Тема: "Проведение артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях"
Автор: Петелина Елена Викторовна

Мастер-класс для родителейТема: «Проведение артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях.Автор: Петелина Е.В., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. г. т. Шерловая Гора»                                                  Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением в речевом развитии детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Уточнить и расширить знания родителей об артикуляционной гимнастике.2. Познакомить с причинами, в следствии которых, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком.3. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.Участники: родители детей речевой группы, учитель-логопед.Место проведения: методический кабинет.Оборудование: маленькие зеркала, картинки - символы для выполнения артикуляционных упражнений, игровой материал для дыхания: пушинки, вертушки.План проведения мастер-классаI. Теоретическая часть.1.Проблемы развития речи детей дошкольного возраста. 2.Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.II. Практическая часть. 
  • Выполнение упражнений для губ, щек, языка
  • Советы учителя-логопеда родителям.
  • Вопросы логопеду.
  • Ход мастер-классаЗдравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях». Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.Исследование состояния речи дошкольников в начале учебного года показывают, что примерно 85% детей нашего детского сада имеют нарушения речевого развития разной тяжести.Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку о веселом язычке. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности и силы мышц органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Причины, по которым необходимо заниматьсяартикуляционной гимнастикой:
  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  • При проведении артикуляционной гимнастикинеобходимо соблюдать следующие рекомендации:
  • Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  • Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  • Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  • Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  • Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  • Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  • После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  • Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  • Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  • Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  • Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  • Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  • Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  • Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
  • Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система-это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет   плавность и музыкальность речи, создает   возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов (острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.Комплексы упражнений для развития речевого – диафрагмального дыхания.Цель: Формирование правильного речевого-диафрагмального дыхания. Задачи: 1. Способствовать развитию направленного речевое дыхания, силы голоса.2. Развивать умения регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произношении слов, фраз; 3. Совершенствовать умения правильно, чередовать вдох и выдох; уметь произвольно замедлять выдох, делать его плавным и длиннымКомплекс дыхательных упражнений № 1.(Выполнять в положении «лежа»)1. Вдох носом – выдох носом 3 раза2. Вдох носом – выдох ртом 3 раза3. Вдох ртом – выдох носом 3 раза4. Вдох ртом – выдох ртом 5. Вдох носом – задержать дыхание 5-10 секунд (пальцами зажать нос - «прищепочка»), а в дальнейшем без «прищепочки»; вдох ртом 1 раз, выдох носом 1 разКомплекс дыхательных упражнений № 2.
  • «Сдуй пушинку» – вдох носом, выдох ртом на ладошку 3-4 раза (с ватным шариком и без).
  • «Ныряльщики» – вдох носом, задержать дыхание от 5 до 10 секунд. Выдох ртом 2-3 раза.
  • «Песенка» – вдох носом, произносить на одном выдохе гласные звуки, продолжительно (а…а…а), прерывисто (а–а–а–а), громко, тихо. Затем на одном выдохе слоги: ма, па, ба и т.д. (непрерывно, прерывисто). Важно, чтобы ребенок произносил все слоги на одном вдохе и выдохе и во время произношения не вдыхал дополнительно
  • Комплекс № 3.
  • «Птицеферма» – вдох носом, на одном выдохе произвести слоги: га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-реку, кря-кря-кря. Произносить 2-3 раза, постепенно увеличивая до 5-6 раз.
  • «Счёт» – вдох носом, произносить на одном выдохе слова: один, один-два, один-два-три и т.д. до тех пор, пока хватит дыхания, не доводя до перенапряжения.
  • «Ныряльщики» – вдох ртом, а выдох носом. Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Затем, обхватывая себя руками и приседая «в воду» делать выдох носом. Выполнять 2-3 раз
  • Упражнения для губ1. «Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Зубы ровно мы смыкаем. И заборчик получаем 2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. Мои губы – трубочка Превратились в дудочку.3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губСвои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.Упражнения для щек1. Похлопывание и растирание щек.2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.                          На губу язык клади,                          Пя-пя-пя произноси.2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.                   Язык широкий положи, его края приподними.4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.                   Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.Динамические упражнения для языка                                 (выработка координации и точности движений)1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:                 Словно маятник часов покачаться он готов.2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.                   Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.                           Красить потолок пора,                           Пригласили маляра.                          Ниже челюсть опускаем,                          Язык к нёбу поднимаем.                         Проведём вперёд – назад –                         Наш маляр работе рад.8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.                          Ох и вкусное варенье!                         Жаль осталось на губе.                         Язычок я подниму                         И остатки оближу.Советы логопеда1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.2. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.3. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.4. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.5. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.6. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.7. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.8. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален.   Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.
    -