Публикации ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна

ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВГлавной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенцииразвитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.Мотивация к обучению прямо пропорциональна пониманию учениками значимости и полезности того, что они изучают и делают на уроках. Одним из эффективных трендов современного образования становится обучение действием или обучение через действие. Обучение действием (action learning, learning by doing) – совокупность методов обучения, когда учащиеся выполняют задания и обучаются в процессе решения реальных проблем и ситуаций [1]. Прототипом обучения действием является предложенный Джоном Дьюи «метод проектов». Основной закон обучения действием можно представить как функцию от двух типов знаний: знаний, которые учащиеся получают в рамках традиционного обучения, и знаний, добытых самостоятельно, через опыт и решение реальных задач и проблем. Главным мотивом обучения через действие становится стимулирование желания школьников преодолеть разрыв между полученными знаниями и их применением в повседневной жизни, на практике. Под учебной мотивацией понимают совокупность различных побудителей к учебной деятельности, среди которых есть и относительно более простые (рефлексы, установки, нужды), и более сложные – потребности, мотивы, цели и т.п. [2] Сам процесс обучения станет более эффективным, если организовать его как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Любые действия должны быть осмысленными как со стороны учителя, так и учеников. Задача учителя при планировании урока подобрать тематику, приемы, методы, подходы и формат организации работы таким образом, чтобы это стало интересным, актуальным и полезным для учащихся. Организация обучения действием происходит через постановку учащимися вопросов и поиска ответов на них, добывание нужной информации, конкретные планы действий, обсуждение и проверка полученных результатов, а также взаимообмен знаниями и опытом.Рассмотрим группы вопросов, на которых строится обучение действием: ˗ рамочные (вопросы для введения в проблему/задачу); ˗ проблемные (вопросы, связанные с принятием решений проблем); ˗ планирующие (вопросы для планирования действий); ˗ действенные (вопросы, направленные на осуществление решений / действий); ˗ рефлексивные (вопросы для оценки и рефлексии полученного результата).При внедрении обучения действием учитель может эффективно применять интерактивные и активные методы обучения. На своих уроках, внедряя обучение действием, я применяю как групповые, так и индивидуальные интерактивные и активные методы. В своей работе отдаю предпочтение дискуссионным («Мозговой штурм», метод кейсов, позициональная дискуссия, рефлексивный полилог) и игровым методам (деловая игра, социоимпровизация, «метод рефлексивных инверсий»). Особо хотела бы выделить метод «стратегического опроса». Метод «стратегический опрос» представляет собой форму размышления о происходящем, один из способов обучения через постановку и решение проблем. Данный метод рекомендую при работе с учащимися старших классов. Стратегический опрос даёт возможность ученикам самим обдумать, проанализировать ситуацию и сделать наиболее подходящие для себя и своего окружения выводы. В «Стратегическом опросе» обычно используется шесть групп вопросов, которые охватывают различные этапы работы над решением проблемы: наблюдения, чувства, размышления, необходимые перемены, личная оценка, действия. В начале внедрения обучения действием я предлагала учащимся варианты вопросов, затем, по мере обучения, ребята сами научились формулировать подобные вопросы. Например: Наблюдение: What do you know about this problem? How did you find out about this? How does this affect the lives of people around you? Чувства: How does this problem affect you physically or emotionally? How do you feel when you think or talk about this problem? Размышление: What does this problem mean in your life? How would you change the situation if you wanted to do it? Необходимые перемены: What needs to be done to bring the current situation in line with your ideas? How can these changes take place? Give as many examples as possible. Личная оценка: What is required of you to participate in the implementation of change? What useful things would you like to do to bring about these changes? What support do you need to make this change happen? Ваши действия: What would you do to solve this problem? How can you involve other people to take part in the work on this problem? Содержание и сложность вопросов учитель может определять сам, исходя из общего уровня подготовленности группы и класса, учитывая изучаемые грамматические структуры, лексику модуля и т.д. Полученные ответы затем могут служить темой обсуждения в рамках диспута. Например, в УМК 10 классов в рамках 2 модуля изучается тема «Living & spending», это прекрасная возможность использовать открытые задания. Я предложила групповую форму организации работы в рамках кейс-метода. Каждой группе было предложено решить свою проблему «найти способ осуществления мечты, без существенной финансовой помощи со стороны родителей». Например, 1 группа получила такое задание: You’ re going to go to the music festival “Primavera Sound”. The ticket costs from 70$. Your parents can’t afford to splash out on a ticket for you. Think of the way your dream will come true.” Все группы нашли неординарное решение проблемы. Что особенно важно, ребята не только предложили план действий, но и отметили его «плюсы» и «минусы». Многие из них признались, что взяли на заметку предложенные советы заработка для решения своих собственных финансовых задач. По отзывам учащихся подобные задания интересны, полезны и заставляют включать воображение. Немаловажным фактором повышения мотивации является создание и применение рефлексивного образовательного контента школьников. Рефлексивный образовательный контент – это продукт, полученный в процессе целенаправленного воспитания и обучения в интересах развития учащегося, приобретения им знаний, умений, навыков, который может быть использован как для самообучения, так и для взаимообучения. Например, созданные учащимися образовательные продукты в виде схем, объясняющих сложные грамматические явления или рекламные буклеты, можно использовать для взаимообучения. Заинтересованному в продуктивной работе на уроке учителю необходимо активно использовать творческую активность учеников, побуждать учеников к созданию их собственного рефлексивного образовательного контента, который в дальнейшем может быть использован неоднократно. Таким образом, внедрение нового, актуального образовательного тренда «обучения действием» позволяет сделать процесс обучения более эффективным и эффектным, а также повышает учебную мотивацию школьников. Литература 1. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. – Раздел 2. Психология российских регионов. – (дата обращения 09.10.2021). 2. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. – Москва : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. 3.Боричевская, Е.М. Пути повышения мотивации на уроках английского языка /Е.М. Боричевская// Науки об образовании- URL:
-