Публикации Технология проблемного метода обучения для развития познавательного интереса младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология проблемного метода обучения для развития познавательного интереса младших школьников
Автор: Гриценко Светлана Владимировна

Презентационный материал к мастер-классуучителя начальных классовГБОУ «Школа №125 г. о. Донецк»Гриценко Светланы ВладимировныЧасто я задаю себе вопрос: а что может того или иного ребенка сподвигнуть на учебу, и не просто на обыденное переписывание, копирование материала, а действительно на учебу, на получение знаний? Ответа не могу найти до сих пор, и думаю, что не многие из вас могут ответить на такой вопрос. А ведь интересно, почему то, что интересует одних, совершенно безразлично другим? И, если задуматься, уже в самом вопросе кроется, на мой взгляд, определенная доля ответа. Ключевым становится слово «почему?». Очень часто дети слышат: «Любопытство до добра не доведет!», «Индюк думал, да в суп попал!», «У любопытной кошки жизнь-то одна!». Вот и получается, что сами отбиваем во многом охоту, стремление. А это и есть ключом к тому, чтобы интересно было, чтобы захотелось что-то узнать. Это и становится основой познавательного интереса, без которого не будет плодотворного обучения. Маленький вопрос: «Почему?»Как сказал персидский поет и мыслитель Саади: «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев». Да, такой ученик учится, но то, что не найдено методом проб и ошибок, что дается легко, никогда не запомнится надолго. Этот принцип известен всем. Именно поэтому для своей работы и раскрытия проблемы, над которой работаю - «Интеграция содержания начального образования», я выбрала технологию проблемного обучения и создание проблемных ситуаций на уроках для развития познавательного интереса. Тема мастер-класса: «Технология проблемного метода обучения для развития познавательного интереса младших школьников».Цель: через теоретический материал и практические приемы показать методологическую основу проблемного метода обучения и создания проблемной ситуации на уроке.Задачи:
  • раскрыть теоретический аспект технологии проблемного обучения в начальной школе;
  • показать практическое использование методов создания и решения проблемной ситуации;
  • сформировать представление о технологии проблемного обучения как средстве развития познавательного интереса и повышения уровня самооценки младшего школьника.
  • Я работаю в системе традиционного обучения, где урок является основополагающей формой работы, где учитель учит, а ученики, соответственно, учатся. Но на данном этапе своей работы немного отступаю от такого принципа и склоняюсь скорее к тому, что учителю направляет, а ученик выбирает, получает определенные знания и навыки и усваивает определенный алгоритм действий. Как зритель, не видевший первого акта,В догадках теряются дети.И все же они ухитряются как-тоПонять, что творится на свете.С.Я. МаршакДействительно, как-то понимают. Вот в этом и заключается, на мой взгляд, суть проблемного метода обучения. Это «как-то» необходимо заменить постановкой вопроса от учителя, умелым руководством педагога, который сможет подвести ребенка к раскрытию вопроса и получению результата. И этот результат будет более эффективен, чем тот, который просто преподносится как готовый материал. Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Компоненты проблемной ситуации:а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;в) возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.В системе развивающего обучения проблемную ситуацию принято называть «ситуацией успеха». И это правильно, поскольку в построении любой проблемной ситуации лежит принцип противоречия. У ребенка уже есть необходимая база знаний, он уверен в себе, но тут сталкивается с такой ситуацией, в которой либо чего-то не хватает, либо много лишних данных, либо существуют ошибки, которых, ребенок просто уверен, быть не должно. И это заставляет задуматься, активизировать уже имеющийся багаж информации и знаний, в результате чего решается проблемная ситуация, а ребенок чувствует свое превосходство, поскольку он сам все решил, сам до всего додумался. С возрастом дети начинают понимать, что только благодаря полученным ранее знаниям они могут справиться с новой проблемой. Но все равно чувство успеха, радости от выполненного не проходит. И как раз такие чувства помогают ребенку не быть неуверенным, замкнутым, боятся поднимать руку и, пусть даже неправильно, отвечать. Дети, которые постоянно работают в системе проблемного обучения, не опускают руки в случае неудачи. Они пытаются найти новый ход решения, поскольку полностью уверены, что любая ситуация имеет правильный и однозначный ответ. В таких случаях немаловажна роль учителя, который не должен выложить готовый ответ, а путем наводящих вопросов, предложений подводит к новому варианту решения. Давайте попытаемся с вами представить такие моменты на уроках, где уместно создать и реализовать проблемную ситуация.Пример 1. Русский язык. Тема. Правописания мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода после шипящих. - Отгадайте загадки. (Отгадки необходимо записать на доске)Дождик тёплый и густой,Этот дождик не простой - Он без туч, без облаковЦелый день идти готов.(душ)Зверь клыкастый,Маленький рост,Вместо ног – ласты.Длинный хвост,Хвост по льду волочится,Серенькая шубка,Мороза зверь не боитсяОстренькие зубки.(морж)(мышь)Махнула птица крылом Рисовал я на бумагеИ закрыла весь свет черным пером.Ручейки, леса, овраги…(ночь)Оттого что рисовалЯ поменьше ростом стал.(карандаш)Любого ударишь – Одного отца-матери дитя,Он злится и плачет,А ни которому не сын.А этого стукнешь – (дочь)От радости скачет.(мяч) - К какой части речи относятся все слова-отгадки? - Распределите слова-отгадки на две группы. (формирование проблемной ситуации, поскольку нет четкого указания, по какому признаку делить на группы)1 вариант – делят на группы по родовому признаку. - Посмотрите внимательно на свои группы слов, чем в правописании схожи слова в группах ?(м.р. – нет мягкого знака, ж.р. – есть мягкий знак) - Попробуем сформулировать правило…2 вариант – делят на группы по правописанию - Определите род имен существительных, в которых мы пишем мягкий знак, не пишем мягкий знак. - Сформулируем правило исходя из данных примеров слов…Пример 2. Математика.Тема. Закрепление материала. Решение задач и примеров. Творческая работа над задачами. - Предлагаю выбрать вам из нашего волшебного мешочка записку, которая поможет вам найти одногруппников, с которыми сегодня вы будете работать. (В мешочке записки, на которых указаны компоненты действий, знаки, примеры, благодаря которым можно разделить класс на необходимое количество групп)СлагаемоеУменьшаемоеДелимоеСуммаРазностьДелительУвеличить на 4ВычитаемоеЧастноеСлагаемоеУменьшить на 3Уменьшить в 5 раз 22 + 13 70 – 18 30 : 5 - Теперь делимся на группы по арифметическим действиям. Посмотрите внимательно на свою записку и определите, к какой группе вам необходимо подойти «СЛОЖЕНИЕ», «ВЫЧИТАНИЕ», «ДЕЛЕНИЕ», «УМНОЖЕНИЕ». - Дальнейшую работу продолжим в группах . Задание для групп. Составьте пример на арифметическое действие по названию своей группы. (Формирование проблемной ситуации). Молодцы. Все справились с заданием, и даже решили пример. А теперь попробуйте составить задачу, которая будет решаться через имеющийся у вас пример…От повторения компонентов действий через формирование проблемной ситуации учитель подводит детей к решению поставленной цели урока: закрепить умение решать задачи изученных видов, творчески работать над задачей.Данный принцип деления на группы и работы на уроке по проблемной технологии можно использовать на уроках природоведения, русского языка, литературного чтения. Достаточно лишь определится с категорией, по которой будет проходить деление. Такие формы работы больше всего подходит для уроков закрепления материала. Пример 3. Я и Россия. Гражданское образование.Тема. Что такое человеческое «я». Основа характера. - Игра «Шифровальщик». Вы получили карточки с зашифрованным словом. Среди данных букв вам необходимо найти слово, которое будет обозначать определенные качества человека.АПЕВДОБРОТАНАРОСДОБЫЗЛОСТЬПАЛОВСКАВУЗАВИСТЬНОВАРОШКУСЫЩЕДРОСТЬЗОКАЛВЫЗОСОЧУВСТВИЕМАРАБПАНАКУМИЛОСЕРДИЕЧУФРОДНЕНАВИСТЬЛОРЗНЕПАФЭГОИЗМЕЧАМК - А теперь давайте пересядем так, чтобы на первом варианте сидели дети с зелеными карточками, а на втором – с красными. Прочитают свои слова дети первого варианта, а теперь – второго. (Постановка проблемного вопроса). Какие качества человеческого «я» назвали дети первого, второго вариантов? Как вы думаете, почему положительные качества получились на карточках зеленого цвета, а отрицательные – на карточках красного цвета?..ПритчаКогда-то давно старый индеец своему внуку одну жизненную истину. - Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло :– зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро :– мир, , надежду, любезность, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины словами деда, на несколько мгновений задумался, a потом спросил. - А какой волк в конце побеждает? Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. - Объясните ответ старого индейца… (Переход от проблемной ситуации к формулировке темы и задач урока).Как мы видим, не существует определенной технологической карты, которая помогла бы определить алгоритм создания и решения проблемной ситуации. Все зависит от уровня подготовки учащихся, выбранного урока, этапа на уроке, форм и методов, которым отдает предпочтение учитель. Предложенная схема не является каким-то окончательным продуктом и может подвергаться коррекции и изменениям. Но формирование новых знаний, умений, навыков (ЗУН) и способов умственных действий (СУД) проходит определенные этапы, которые и представлены в данной схеме. Проблемное обучение• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; • способствует развитию познавательной активности; • осознанности знаний; • предупреждает появление формализма, бездумности; • обеспечивает более прочное усвоение знаний; • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.Заключение. Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. При работе с использованием технологии проблемного обучения и создания проблемой ситуации происходит развитие:1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             
    -