Публикации
Произведения И.С. Баха - Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Произведения И.С. Баха - Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
Автор: Насыпайко Галина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Произведения И.С. Баха - Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
Автор: Насыпайко Галина Анатольевна
Произведения И.С. Баха«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха, а первой ступенькой на пути к пониманию полифонии является широко известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты, марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. «Нотная тетрадь А.М.Бах» - это своеобразный домашний музыкальный альбом семьи И.С.Бах. Этот сборник уникален хотя бы потому, что запечатлел не только творческий гений И.С Баха, но и его музыкальные привязанности, педагогические приёмы, а также музыкальный быт и семейный досуг. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы, как собственные так и чужие, написаны в тетради рукой самого И.С.Баха, иногда его женой Анной Магдаленой Бах. Встречаются также страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха. Вокальные сочинения – арии, хоралы, входящие в сборник, - предназначались для исполнения в домашнем кругу баховской семьи. И.Браудо придавал большое значение умению инструментовать на фортепиано. «Первой заботой руководителя, - писал он – будет научить ученика извлекать из фортепиано определенную, необходимую в данном случае звучность».4 Большое воспитательное значение для слуха имеет исполнение двух голосов в различной инструментовке. С этой целью полезно сыграть первые изучаемые образцы полифонии вместе с учеником, чтобы он реально услышал сочетание двух голосов. Один голос исполняет педагог, другой голос ученик. Если имеются два различных инструмента, полезно поиграть оба голоса одновременно в разной инструментовке .Это придает каждой мелодической линии большую рельефность. Еще полезно развести голоса через октаву (верхний – флейта, нижний – скрипка). Верхний голос на месте – нижний на октаву вниз, нижний на месте – верхний на октаву вверх. Максимально можно развести голоса на две октавы. Если два голоса проходят одновременно в партии какой-нибудь руки, можно рекомендовать ученику поиграть вначале эти построения двумя руками: таким путем ему будет легче добиться нужной звучности и станет более ясной цель работы. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос с начала до конца вполне законченно и выразительно. Значение работы над голосами учениками нередко недооценивается, или она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку раз. Весьма эффективный способ работы – петь один из голосов, в то время, как другие исполняются на фортепиано. ___________________4 Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Санкт-Петербург,1994- С. 25.
