Публикации
"Ранний возраст особый период детства"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ранний возраст особый период детства"
Автор: Яковлева Наталья Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ранний возраст особый период детства"
Автор: Яковлева Наталья Юрьевна
«Ранний возраст – особый период детства». Выступление из опыта работы «Один день из жизни группы». В настоящее время родители всё больше и больше интересуются жизнью своего малыша и детского сада в целом, но обо всём за 2 минуты в раздевалке не расскажешь, ведь каждый день для ребёнка очень много значит! Детский сад – это дом для маленьких человечков, которые верят в сказку, каждый день познают, что-то новое, мечтают и еще пока летают во сне. Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа, знание дошкольной методики и психологии убедили меня в том, что в раннем возрасте игра – ведущий вид деятельности, в которой развиваются все познавательные процессы.Ранний возраст – особый период детства, и поэтому, использование различных игр в режиме дня, будь то гигиенические процедуры, образовательная деятельность, прогулка или другие режимные моменты, необходимая потребность, как для педагога, так и для малыша. Дети приходят в детский сад с разным настроением и самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. Именно поэтому очень важна приветливая встреча, которая повлияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность воспитанников. Если дети знают, что их ждут и им будут рады, то с большим желанием идут в детский сад. Для часов утреннего приема подбираю яркие игрушки, которые встречают детей, привлекают их внимание, использую разнообразные дидактические игры, игры и упражнения для ознакомления детей с окружающим миром: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.). Игры и игрушки, располагаю таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.Режимные моменты в раннем возрасте занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Всё это проходит в игровой форме с помощью произведений устного народного творчества, игровых действий. Для этого создаю игровые образовательные ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста. Правила поведения на горшке.Сажаем куклу на горшок (в горшке вода). Создаем ситуацию, при которой кукла обливается. Почему кукла облилась?— Поднялась вместе с горшком.Что надо сделать?— Переодеть куклу.Зачем?— Кукле неприятно, мокро, холодно. Дети помогают воспитателю убрать «лужу» и переодеть куклу. Еще раз напоминаем детям правила поведения на горшке. Правила поведения в умывальной комнате.Маленькие зайчики игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил мишка, поскользнулся, упал, ушиб лапку.Почему мишка ушиб лапку?— Потому что поскользнулся и упал.Почему мишка поскользнулся и упал?— Потому что зайчики разлили водичку и было скользко. Правила поведения за столом.Мишка упал со стульчика.Почему это произошло?— Потому что он крутился.— Крутился на стульчике, и упал. Во время еды напоминаем детям о правилах безопасности во время приема пищи, сидеть спокойно не вертеться. В раннем возрасте у детей наблюдается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, поэтому в течение дня я использую пальчиковую гимнастику, которая положительно воздействует и на речевые функции, и на здоровье малыша. В пальчиковой игре происходит не только тренировка кистей рук, но также и социализация ребенка: он общается с детьми и взрослыми. Это позволяет разнообразить жизнь детей. При подготовке к образовательной деятельности необходимо продумать о привлечении внимания воспитанников. В этом также помогают игры. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Потешки читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Разрабатывая занятие, стараюсь, чтобы все дети участвовали в нем. Каждое занятие делаю игровым. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второго года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: «Что ты принес? Куда поставил?» Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы- скажи: «Дай лялю, дай куклу».Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый. Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания использую игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления. Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения, особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности. Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания детей раннего возраста. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Для детей раннего возраста физкультурные занятия планирую в игровой форме, по сюжету определенной сказки, на которых решаются не только задачи физического развития, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи. На физкультурных занятиях использую гимнастику, потешки, пальчиковую гимнастику. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Нельзя представить себе жизнь ребенка без игр, в том числе, без игр – забав. Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр. Дети с большим интересом играют со мной в такие подвижные игры, как «Поезд», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч» и др.Малоподвижным предлагаю роли только те, с которыми они справятся. Дети получают удовольствие от игровой деятельности и произвольных действий, которые способствуют достижению определенного результата. С помощью подвижных игр стараюсь развивать и совершенствовать движения детей, упражнять в беге, прыжках, лазании, бросании, ловле и т.д. Практика показывает, что, если проводить эти игры регулярно, то дети сами овладевают движениями, которые считались для них сложными. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности. Вот и закончился очередной будний садовский день. И не забывайте разговаривать со своим малышом – ведь детский сад глазами ребенка может выглядеть совсем по-другому. Работу по приобщению детей к играм я провела среди родителей. В уголке для родителей выставляю папку с играми, объясняя цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияли отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к моим рекомендациям, часто сами обращаются за советом. Это способствует доверительному общению родителей и детей. Ежегодно, при проведении дня открытых дверей в ДОУ, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса и вместе с малышами играют в игры. Работа, проводимая в детском саду и подкрепленная дома, дала положительный результат. В этом мне помогли игры, которые я использовала в своей работе. Они играют важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.
