Публикации Система формирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики и во внеурочное время.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система формирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики и во внеурочное время.
Автор: Осоченко Татьяна Александровна

Система формирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики и внеурочное время. Из опыта работы
Айвазян Динара Фанзильевна,
учитель математики ГБОУ Школа № 1507 г. Москва
Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому необходимо формировать у учащихся такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе для каждого ученика значимый смысл. Качество обучения математике во многом определяется качеством заданий, которые использует учитель для организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Некоторые учащиеся считают, что у них гуманитарный склад ума, поэтому им интереснее предметы гуманитарного цикла. На самом деле интерес к математике есть и у таких учащихся, но необходимо показать им многообразие этого предмета. Для этого нужно использовать различные направления деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время. (см. схему).
Рассмотрим некоторые из них.
Выявление склонностей и интересов обучающихся на уроках
Ученикам нравятся задачи дня, которые они решают на перемене (задачи вывешены на двери кабинета), а решение сообщают в начале урока или в конце урока. После обсуждения решения задачи дня во время устной работы можно разобрать еще одну подобную занимательную задачу или задачу на логику (Рисунок 1).
Второй метод выявления склонностей и интересов, обучающихся на уроке также способствует повышению интереса к предмету. На краю учительского стола лежит шкатулка. В шкатулке размещены задания по изучаемой теме повышенного уровня сложности, в том числе и олимпиадные (Рисунок 2). Ученики, раньше других выполнившие основные задания урока, берут задачи из этой шкатулки на таланты. За верно решенную задачу ученик получает талант. Пять талантов затем оцениваются пятеркой. Такой приём позволяет ученикам не тратить время урока на ожидание выполнения задания остальными одноклассниками, а учитель подбирает задания таким образом, чтобы закрепить материал или подготовить более сильного ученика к решению олимпиадных задач.
Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников, заочные открытые олимпиады
Учителя предлагают учащимся принять участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников и дистанционных олимпиадах разного уровня. З учащиеся опасаются принимать участие в олимпиадах, не имея опыта, не зная, какие задания их могут ожидать. Поэтому значительную роль в подготовке к ВсОШ играют еженедельные заочные олимпиады, текст которых размещается на личном сайте учителя или задается как дополнительное домашнее задание, выполнение которых добровольно. Участники заочной олимпиады знают, что решать все задачи необязательно, на уроке их решение учащиеся по очереди объясняют. Поэтому те, кто выполнил задания несамостоятельно, обычно рассказать ход решения не могут. Ученики накапливают баллы, собрав определенное количество баллов. Баллы можно собрать за несколько олимпиад, причем каждый желающий рано или поздно набирает необходимое число. Кроме этого в конце триместра подводится рейтинг Самый умный математик. Регулярность проводимой работы дает положительные результаты при участии учащихся в олимпиадах, повышает качество знаний учащихся.
Декада математики
Ежегодно в нашей школе 14 марта проводится День числа пи, с которого и начинается декада математики. В течение всего дня учителя математики показывают фильмы о числе пи, звучит музыка числа пи. А на большой перемене пятиклассники участвуют в шуточном конкурсе. У шестиклассников этот праздник проводится иначе. Дети уже изучили, что такое число пи. Поэтому они защищают свои проекты по теме Что мы знаем о числе пи? и решают задачи конкурса.
Мероприятия предметного декадника чаще всего проводят с командами одной параллели или отдельного класса. Конечно, учащиеся в команды выбирают более сильных учеников. Но участвовать в конкурсах хочется всем. Особенность мероприятия Математический поезд заключается в том, что в нем участвуют все учащиеся 5-6 классов.
Каждый класс делится на две команды. Получается 6-8 команд, готовится шесть-восемь станций. Каждой команде выдается маршрутный лист, в котором указывается порядок движения, а дежурные по станциям записывают заработанные баллы (за основные задания и дополнительные задачи). Заданий на каждой станции дается с избытком. В конце игры баллы превращаются в километры. Побеждает та команда, чей путь оказался длиннее. Это мероприятие позволяет увидеть, что интерес к математике проявляют не только сильные ученики, но и те, кому математика дается с трудом. Математический поезд помогают проводить старшеклассники, которые являются начальниками станций. Игра не оставляет равнодушным ни одного члена команды. При этом у учащихся развивается умение анализировать, сравнивать, делать выводы, общаться, воспитывается умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Индивидуально-групповые занятия, внеурочная деятельность
Традиционной остаётся подготовка к олимпиадам через систему индивидуально-групповых занятий и кружковой работы по предметам. Если на начальном этапе дополнительной работы с учащимися групповые занятия практикуются как основные, то по мере выявления интереса к предмету занятия все больше приобретают индивидуальный характер.
Более того, групповые занятия дают нужный эффект только в сочетании с индивидуальными консультациями и постоянным контролем за выполнением намеченных заданий. Следует обратить внимание, что целью дополнительных занятий является не столько изучение нового материала, сколько обобщение, систематизация и расширение уже имеющихся у учащихся знаний.
Программа математического кружка направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также детей, проявляющих интерес к предмету математика. Темы работы кружка подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, независимо от его степени математической грамотности, в то же время не входящие в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
•решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
•исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
•ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации;
•поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Согласно ФГОС 2.0 метапредметные результаты освоения программы регулятивного характера в части самоорганизации должны обеспечивать формирование следующих умений: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учетом новой информации.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат одни и те же положения. Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую). Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Поэтому в пятых-шестых классах в работе с детьми больший эффект достигается в ходе проектной деятельности. Работа с проектами начинается с первых уроков математики в пятом классе. Нужно ли изучать математику? Вопрос, который рано или поздно задает каждый ученик (вслух или мысленно). Поэтому предлагается обратиться к опыту работы родителей. Первый проект, который выполняют ученики Математика в работе моих родителей. Нужна или не нужна? (Результаты, выводы). Мы сразу договариваемся, что отвечаем на поставленный вопрос конкретно, на примере деятельности родителей или бабушек-дедушек. Часть детей отвечала устно, часть с листа, часть использовала в выступлении программу PowerPoint. Дети поняли, что проект – это не презентация PowerPoint. Программа нужна для наглядности и является помощницей при выступлении. При этом сделали вывод, что созданное самостоятельно интереснее скачанного из интернета. В общей работе были оставлены некоторые фоны и эффекты, использованные учениками (Рисунок 6).
Также в пятом классе интересны темы проектов Как измерить расстояние до Солнца? (Единицы измерения отрезков) и Числа правят миром! (Обобщение знаний по теме Натуральные числа).
В шестом классе интересна тема Что мы знаем о числе пи?. Проводится защита проектов в рамках празднования дня числа пи 14 марта каждого года. Темы работ разнообразны: История числа пи, Число пи и хаос, Как запомнить число пи?, Число пи в искусстве.
Интересна также тема проекта О теории вероятностей. При этом учащиеся знакомятся с азами теории вероятностей, узнают классическое определение вероятности. Одна из тем Теория вероятностей в искусстве демонстрирует разнообразие применения математики в сферах нашей жизни. Детьми были найдены и песни, и клипы, и кадры из фильмов о теории вероятности. Находки оказались интересными, в частности, слова песен, исполненные Анной Герман, Яаком Йоалой, Димой Биланом, были восприняты немного иначе.
Немаловажно, что в период подготовки проектов учитель проводит консультации, что пригодится затем при выполнении исследовательских работ. К концу шестого класса ребята выполняют работы более грамотно: выступления соответствуют выбранной теме, актуальны, в конце работы сделаны выводы, указаны использованные источники.
Главное, что при выполнении проектных работ слабые ученики чувствуют свою значимость. Они наравне с сильными выполняют работу, защищают ее. В результате для себя выясняют, что они МОГУТ быть на высоте. Нужно только захотеть. И для многих становятся понятными слова Дорогу осилит идущий.
Список литературы:
Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., 2000. – 365 с.
Савенков, А.И.Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов/ А.И.Савенков.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2024.— 400с.— (Высшее образование).
Математика. Реализация требований ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко ; под ред. Л. О. Рословой. – М. : ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО, 2022. – 264 с.
Щукин А.Н.Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-ое изд. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
3
Схема 1 Компоненты формирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся 5-6 классов
Рисунок 1 Задача дня
Рисунок 2 Задача на таланты
Рисунок 3. Образец текста заочной олимпиады
Рисунок 4 Задания шуточного конкурса День числа пи
Рисунок 5. Задания станции Геометрическая
Рисунок 6. Проект Нужна ли математика нашим родителям в их работе
-