Публикации
«Макеты как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Макеты как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Автор: Хасанова Рузиля Рафаэльевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Макеты как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Автор: Хасанова Рузиля Рафаэльевна
«Макеты как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»Педагог Хасанова Р.Р.АктуальностьВ связи с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.Познавательное развитие в соответствии с ФГОС ДО предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.Макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности, и моделирования.Макет – это результат творческой конструктивной деятельности детей, (детей и педагога), направленной на создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций, в том числе и режиссерской игры (ст. дошкольный возраст). ПроблемаПроблемы, с которыми столкнулись при создании макетов - это нехватка времени у родителей и нежелание работать в сотрудничестве с воспитателями.Для решения выявленных проблем мы выбрали технологию проектной деятельности.Результатом нашей деятельности стало:пополнение знаний и наглядного материала по темам, отраженным в макетах; создание библиотек по тематике; создание коллекции макетов; Анализируя работу по данной теме, делаем следующие выводы: всего в этой новой для нас деятельности, приняли участие 10 % семей группы, что считаем тоже хорошим результатом. Позднее, увидев результат, другие родители тоже проявили интерес и желание участвовать в этом проекте, около 40%.Цель Создать условия для совместной детско-родительской информационно-поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.ЗадачиОбразовательные:- продолжать укреплять родительско- детские отношения;-продолжать формировать представления детей об окружающем мире; -формирование творческих способностей;Развивающие:-развитие логического мышления;- развивать познавательный интерес, желание узнавать новое; -развивать любознательность, наблюдательность, поисковую активность; -развивать интерес к продуктивной деятельности;Воспитательные: -воспитывать потребность к общению друг с другом; -воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда;Оздоровительные-продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;-вырабатывать стойкую привычку к занятиям физической культурой;-закреплять знания о здоровых привычках, о навыках гигиены, о влиянии закаливания на здоровье человека.Результат: улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям, приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу и совместному творчеству.В процессе использования макетов решается сразу несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыковПредполагаемые социальные и образовательные эффектыНаправленность на повышение обеспечение качественного образованияИспользование универсальных игровых макетов при создании предметно-развивающей среды групп отвечает следующими принципам:- полифункциональность (открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей)- трансформируемость (создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов)- вариативность (в проекте предметно-пространственной среды каждой группы включены свои универсальные игровые макеты, разрабатываемые педагогами и детьми -информативность; -пригодность к использованию одновременно группой детей;-обладает дидактическими свойствами;-является средством художественно-эстетического развития ребенка;-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.Направленность на поддержку талантливых детейЧем привлекательна данная форма работы? Макет помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме. Это отличный способ для повторения пройденного материала. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию. При создании макетов можно выбрать задания под силу каждому. Создание макетов является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. Направленность на образовательные достижения учащихся В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:умение планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; используя устную речь, выражать свои мысли и желания. Направленность на развитие образовательной инфраструктуры Родители обеспечивают поддержку:организационную техническую информационную мотивационную Направленность на развитие педагогического потенциалаВсе материалы для макетов соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Создание журналов является одним из видов совместной деятельности педагога и детей и имеет не мало важное значение для педагога:-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.-способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. -может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.- способствует творческой самореализации педагога.Направленность на развитие здоровьесберегающей деятельностиВ ходе реализации проектов и изготовления макетов по темам здорового образа жизни используются здоровьесберегающие технологии и систематизируются знания по образовательной области «Физическое развитие».Обоснованность условий достижения планируемых результатовДанная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию макетов будет продолжена в новом учебном году.Таким образом, макет – это:объединение, общение, совместное творчество детей и родителей; развитие продуктивных способностей, творчества; возможность дальнейшего использования в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей. радость от проделанной работы; Критерии и показатели эффективностиДети с удовольствием используют макеты в самостоятельной деятельностиСоциальная значимость и возможность использовать в образовательной практикеВ нашей группе создано уже несколько пособий на разные темы. С целью реализации данной деятельности проводилась подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической литературы; анкетирование родителей; проведен мастер–класс по изготовлению макетов, проведены подбор игр, литературы. На родительских собраниях, педагогических гостиных, в индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления макетов, проведены консультации. Обсуждалась их актуальность и участие родителей на различных этапах её изготовления. Реализуемость инновационной идеиДля того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, педагогам важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования диктует современные требования в образовательной деятельности, поэтому каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической работе. Мы начали изучать и внедрять в свою работу совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие как макеты. Мы активно внедряем данную методику в рамках своего ДОУ на педсоветах, семинарах: показываем, разъясняем, рассказываем и совершенствуем наши макеты. Содержательная частьМакеты отвечают всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде; способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка,; вариативным (есть несколько вариантов использования каждой его части);его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.Чем привлекательна данная форма работы? Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: ‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме. ‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации). ‒ Развитие монологической и связной речи. ‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. ‒ Развитие общей и мелкой моторики рук. ‒ Развитие коммуникативных навыков ‒ Активизация лексического словаря. ‒ Формирование навыков сочинительства. ‒ Формирование творческих способностей. ‒ Воспитание доброжелательности. ‒ Умения работать в коллективе. Этапы работы по созданию макета: Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей). Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом. ‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.Методическая часть.Педагогический проект Тема: «Макеты как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»Участники проекта: педагоги, родители и дети средней группы.Вид проекта: долгосрочный, познавательно-творческий.Цель проекта: формирование общей деятельности детей, родителей и педагогов для создания макетовАктуальность проекта: Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.Задачи:Образовательные:-продолжать укреплять родительско- детские отношения-продолжать формировать представления детей об окружающем миреРазвивающие:- развивать познавательный интерес, желание узнавать новое;- развивать любознательность, наблюдательность, поисковую активность;- развивать интерес к продуктивной деятельности.Воспитательные:- воспитывать потребность к общению друг с другом;- воспитывать уважение к труду.Оздоровительные-продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;-вырабатывать стойкую привычку к занятиям физической культурой;-закреплять знания о здоровых привычках, о навыках гигиены, о влиянии закаливания на здоровье человека.Этапы проекта:Предварительный Цель: постановка целей проекта Беседы педагога с детьми на тему: «Каких животных родного края вы знаете?», «Чтобы вы хотели узнать о животных, обитающих в наших лесах» Педагог и дети.Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата.Информационный Цель: создание информационного банка Задачи:1. Изучить доступную научно-популярную и художественную литературу2. Сформировать библиотеку, каталог наглядных пособий Чтение художественной литературы «Большая книга рассказов» В. Бианки, Энциклопедия «О живой природе», сказки, загадки. Просмотр картин, иллюстраций, презентаций, фильмов. Педагог, дети и родители.Подбор научно-популярной и художественной литературы, картин, изображений животных.Подбор видеофильмов по теме.3. Исследовательский Цель: решение отдельных задач, исследование, обработка данных.Задачи: создать картотеку игр по теме: «Окружающий мир».Моделирование, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, логические игры и упражнение на установление причинно- следственных связей. Педагоги, дети и родители.Подбор дидактических, словесных и интегративных игр.Создание альбома фотографий. Педагог, дети и их родители.Создание альбома.4. Технология процесса и необходимые материалыДля решения выявленных проблем мы выбрали технологию проектной деятельности.Педагогические проекты, ставшие основной технологией современного дошкольного образования, направлены на стимуляцию развития личностных качеств, как детей, так и взрослых. Кроме этого, они позволяют:- объединить детей, родителей и педагогов в решении образовательных задач- использовать множество различных дидактических подходов;-поддерживать педагогические цели на всех уровнях;-позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;-приносить удовлетворение всем участникам проекта, видящим продукт своего труда.Особенностью данного проекта является использование технологии изготовления макетов.Так на основе полученных знаний дети и родители создают творческий продукт в виде макетов.Положительные качества макетов.Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: ‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.). ‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме. ‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации). ‒ Развитие монологической и связной речи. ‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. ‒ Развитие общей и мелкой моторики рук. ‒ Развитие коммуникативных навыков ‒ Активизация лексического словаря. ‒ Формирование навыков сочинительства. ‒ Формирование творческих способностей. ‒ Воспитание доброжелательности. ‒ Умения работать в коллективе.Ожидаемый результатМакеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.Используемая литература:Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997 Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва.2000.:Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017.
