Публикации
Робототехника в начальной школе: развитие навыков и компетенций будущего.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Робототехника в начальной школе: развитие навыков и компетенций будущего.
Автор: Мельникова Татьяна Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Робототехника в начальной школе: развитие навыков и компетенций будущего.
Автор: Мельникова Татьяна Владимировна
Робототехника в начальной школе: развитие навыков и компетенций будущего.В современном мире робототехника становится всё более актуальной и важной областью образования. Она способствует развитию навыков и компетенций, которые необходимы для успешной адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и требованиям рынка труда. В этой статье мы рассмотрим, как робототехника может быть интегрирована в образовательный процесс начальной школы и какие преимущества она предоставляет для развития детей.Развитие технических навыков. Робототехника позволяет детям изучать основы механики, электроники и программирования. Это помогает им развивать технические навыки, необходимые для понимания и создания сложных устройств и систем. Вот несколько примеров заданий и игр, которые будут полезны для развития технических навыков:Викторины и квесты: проверка знаний и навыков, решение изобретательских задач, программирование роботов. Многопользовательские онлайн-игры: работа в команде, решение задач совместно. Симуляторы: моделирование различных сценариев и опытов без риска повреждения реального робота, улучшение навыков программирования и управления. Формирование логического мышления. Работа с роботами требует от детей умения анализировать информацию, выявлять закономерности и устанавливать причинно-следственные связи. Это развивает логическое мышление и способность решать сложные задачи. Примеры заданий и игр для формирования логического мышления:Вот примеры заданий и игр по робототехнике для формирования логического мышления:Педагог показывает деталь, которую надо найти. Педагог только называет необходимую деталь. Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.«Собери модель». Дети собирают модель под диктовку педагога, используя наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперёк». «Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3–4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом. «Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти. «Собери модель по ориентирам». Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». «Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат». Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка. «Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора. «Составь узор». Дети самостоятельно составляют симметричные узоры — можно изображать бабочек, цветы и т. д. Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её. Развитие творческих способностей. Робототехника позволяет детям экспериментировать с различными материалами и технологиями, что способствует развитию их творческого потенциала.Задания и игры по робототехнике для развития творческих способностей:Творческое мышление: предложите учащимся придумать новые способы использования роботов или их компонентов. Творческое воображение: попросите их представить, как роботы могли бы выглядеть в будущем или в фантастических произведениях. Применение методов организации творческой деятельности: организуйте групповые проекты, где учащиеся будут разрабатывать и реализовывать свои творческие идеи. Используйте конструкторы LEGO WeDo для создания программируемых роботов, позволяя детям самостоятельно составлять алгоритмы функционирования и экспериментировать с механизмами. Проводите мероприятия научно-технической направленности, где дети могут работать с современным оборудованием и участвовать в конкурсах. Социализация и командная работа. Работа над проектами в области робототехники часто предполагает сотрудничество между детьми. Это учит их работать в команде, делиться идеями и уважать мнение других. Примерная тематика проектов для командной работы:Робот-подсолнечник из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3; Игра «Электронное пианино»; Цветная атмосфера; Луноход-Т; Робот-футболист; Робот-эколог из LEGO. Вовлечение в инновационную деятельность. Робототехника позволяет детям участвовать в создании новых технологий и продуктов, что повышает их мотивацию и интерес к образованию. Игры и задания, направленные на развитие технических навыков (смотрите пункт 1) плюс:Игра «Где логика?»: знакомство с историей робототехники, анализ картинок и отгадывание изобретений. Проект «Мой любимый робот»: подготовка доклада об изобретении робототехники, которое кажется интересным. Ролевая игра «Разработчики системы безопасности»: создание модели безопасного транспортного средства с использованием ультразвукового датчика расстояния. Игра «Тише едешь, дальше будешь»: сбор модели робота и программирование его на распознавание цвета. Игра «Донеси еду до комнаты»: знакомство с функциями и работой инфракрасных датчиков, разработка программ для управления движением робота. Подготовка к будущей профессии. Изучение робототехники в начальной школе может стать основой для выбора профессии в сфере информационных технологий, инженерии или образования.ЗаключениеРобототехника является мощным инструментом для развития навыков и компетенций, необходимых для успешного будущего. Интеграция робототехники в образовательный процесс начальной школы способствует формированию технической грамотности, логического мышления, творческих способностей и навыков командной работы. Это делает робототехнику важным элементом современного образования и готовит детей к жизни в быстро меняющемся мире.
