Публикации
Проектный метод как эффективное средство ранней профориентации дошкольников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектный метод как эффективное средство ранней профориентации дошкольников
Автор: Неля Юрьевна Матис
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектный метод как эффективное средство ранней профориентации дошкольников
Автор: Неля Юрьевна Матис
«Проектный метод как эффективное средство ранней профориентации дошкольников»Одной из главных причин неправильного выбора профессии подрастающим поколением является слабая ориентация в мире специальностей. Представления о будущей работе зачастую могут опираться на неполные или искаженные сведения. Из-за этого российская молодежь переоценивает или недооценивает свои способности и ошибается, выбирая будущую сферу труда.Профориентационная работа играет важную роль в отношении личности к труду, выбору будущей специальности. Однако еще десятилетия назад она активно проводилась только в отношении учащихся старших классов. Такая выборочная работа с детьми приводила к тому, что не все из них во взрослом возрасте удовлетворены полученной специальностью. Именно поэтому начинать профориентационную работу нужно с воспитанниками детских садов. Данный выбор обусловлен, прежде всего, их психологическими возрастными особенностями. Дошкольный возраст – период жизни ребенка, когда он, словно губка, впитывает новые знания. Они являются фундаментом, на основании которого формируется мировоззрение личности. Поэтому очень важно, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, беседовать с воспитанниками ДОУ о труде, профессиях, специальностях [5, c. 23]. Знакомство с трудовыми отношениями начинается с младшего дошкольного возраста. Дети слушают сказки, общаются с родителями и воспитателями, смотрят адаптированные для них передачи о разных профессиях. Отметим, что на формирование системы знаний о профессии, интересов и отношение к определенным видам деятельности, влияют психологические особенности ребенка – его темперамент, характер, а также внутрисемейные отношения.В дошкольном возрасте ребенок очень любознателен, он активно узнает окружающий мир, его законы и ценности. В связи с этим свойством детского характера, образовательная среда дошкольного учреждения должна строиться с учетом развития познавательного интереса к трудовой сфере взаимоотношений. По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка [3, с.7]. Так, воспитанников ДОУ с раннего возраста через игровую деятельность можно начинать знакомить с существующими профессиями.Во время профориентационных занятий с детьми очень полезно использовать наглядные средства – презентации, иллюстрации, фотографии, отрывки из фильмов и мультфильмов. Это поможет избежать искаженных представлений о той или иной профессии. Грамотно подобранный и соответствующий возрастным особенностям восприятия детей наглядный материал расширяет кругозор и конкретизирует для малышей полученные знания.Посредством традиционных методов ознакомления детей с трудом формируется их мировоззрение. Среди вышеперечисленных методов выделим:- словесный метод, заключающийся и в проведении бесед с использованием наглядного материала или чтения детской литературы вслух;- наглядный метод, заключающийся в организации наблюдения за процессом труда, просмотр иллюстративного материала;- практический метод, заключающийся в проведении опытов, связанных с трудовыми отношениями;- игровой метод, заключающийся в разработке и проведении сюжетно-ролевых, дидактических игр, моделировании различных трудовых отношений посредством игры [2, c. 94]. Дошкольники – самые настоящие исследователи, активно познающие окружающий мир. В связи с этим, в образовательный процесс необходимо включать метод проектной деятельности, который вызовет интерес воспитанников ДОУ. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, дети приобретают новые знания, исходя из своего личного опыта. Во-вторых, эксперимент отвечает на важные для ребенка вопросы. В процессе эксперимента дети применяют творческие и коммуникационные навыки. В-третьих, проект может выступать формой совместной развивающей деятельности воспитанников и наставника. В данном случае, воспитатель может выстроить свою работу так, чтобы она была увлекательной и продуктивной для детей.Проект – это, прежде всего, комплекс действий, которые организованы взрослыми для решения определенной проблемной ситуации, интересующей всех участников данного процесса. Стороны в равной мере участвуют в творческой деятельности и получают практический результат, которым может выступать нахождение путей решения проблемы, составление творческого наглядного материала [1, c. 79].Важным направлением проектной деятельности является ранняя профориентация дошкольников. Базовые знания, полученные в детском саду, позволяют детям узнать больше и понять, в чем заключается работа членов их семьи, узнать их обязанности и инструменты.Проектный метод применим для любого возраста, если он учитывает психолого-физиологические особенности ребенка, понимает его интересы на данном этапе развития.Проектный метод основан на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, а также помогает понять трудный материал посредством совместного поиска решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие качества личности [4, c. 53].Одним из примеров проектной деятельности в детском саду является организация «Лабораторий профессий». Они знакомят воспитанников с деятельностью организаций образования, торговли, здравоохранения и т.д.. Материальная база лабораторий может включать наборы инструментов, спецодежду, игрушки, относящиеся к профессиям.Ранняя профориентация дошкольников строится с учетом ряда направлений. Она направлена на развитие познавательного интереса и способностей воспитанников ДОУ.Профориентационные занятия формируют начальные и углубленные представления о труде, интерес и уважение к трудовой деятельности.Профориентация удовлетворяет индивидуальные потребности детей познавать и исследовать окружающий мир. Она формирует систему отношений и нравственных установок к трудовой деятельности, дает шанс проверить свои силы в доступных видах деятельности, популяризирует профессионализм.Проектный метод также выполняет роль особого механизма взаимодействия семьи и детского сада. В процессе проектной деятельности детям требуется помощь взрослого для формулирования цели и проблемы. Следовательно, проектная деятельность воспитывает сотрудничество между поколениями. В данном процессе родители информационно помогают своим детям и педагогу в проектной деятельности, но также и являются непосредственными участниками данного процесса, пополняя багаж своих педагогических знаний. Проектная деятельность также укрепляет семейные отношения, потому что родители чувствуют сопричастность образовательному процессу и радуются успехом своего ребенка. Таким образом, проектный метод можно назвать одним их эффективных средств ранней профориентации дошкольников. Благодаря его применению дети узнают о существующих профессиях, у получают навык труда и чувствуют уважение к работающим людям. Воспитанники ДОУ расширяют кругозор, и, на основании полученных знаний, чувствуют заинтересованность к той или иной профессии. Именно так закладывается фундамент для вступления маленьких жителей нашей страны во взрослую самостоятельную жизнь, где они смогут выбрать подходящую им профессию.Литература:Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет. - М.: Сфера, 2018. – 128 с. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. – 93 с. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 251 с. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2005. – 61 с.
