Публикации ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «НОВОСАДОВСКАЯ СОШ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МОУ «НОВОСАДОВСКАЯ СОШ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Автор: Истомин Максим Юрьевич

Истомин Максим Юрьевич, учитель истории и обществознанияРоссийская Федерация, Белгородский район, посёлок Новосадовый,муниципальное образовательное учреждение «Новосадовская средняя общеобразовательная школа Белгородского районаБелгородской области»ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАШИХСЯ МОУ «НОВОСАДОВСКАЯ СОШ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯАннотация. В статье рассмотрены состояние подрастающего поколения - важный показатель благополучия общества, государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.Деятельность Новосадовской школы Белгородского района по здовьесбережению.Работа коллектива школы.Здоровьесберегающая деятельность школы включает сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.Для оптимизации нагрузки учащихся стараемся идти по пути «учение с увлечением», ведь всякая умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности.Ключевые слова: здовьесбережение, школа, ребенок, поколение, спорт, здоровье, образование, дополнительное образование.В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Школа ставит перед собой многие задачи, но необходимо выделить одну из передовых задач – это создание условий, которые будут гарантировать формирование и укрепление здоровья детей. Можно выделить основное средство функционирования этой задачи – формирование здорового образа жизни.Место, где ребенок проводить большое количество времени, должно задавать «стиль здорового образа жизни», где каждое их действие (интеллектуальная, активная, бытовая) будет носить оздоровительный характер, и вырабатывать правильные привычки у детей.В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».Состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества, государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический пoтенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.Деятельность Новосадовской школы Белгородского района по здовьесбережению направлена на:- формирование у обучающихся и их родителей представлений о здоровом образе жизни;создание здоровой и безопасной образовательной, развивающей среды;- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;- оказание психологической поддержки школьников;- профилактику дивиантных форм поведения и др.В школе oрганизoвана рабoта пo следующим направлениям:- прoфилактика утoмляемoстишкoльников, oхрана зрения, укрепление опорно-двигательногo аппаратa и др.;- лечебнo-профилактические мерoприятия по укрeплению здoрoвья школьников;- спoртивные игры.Работа коллектива школы направлена как на достижение оптимального уровня обученности и воспитанности, так и на обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья, то есть:- создание комфортных условий обучения;- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:-учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, перш и снижения продуктивности с признаками утомления);-учет возрастных и физиологических особенностей ребенка ни занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);-наличие эмоциональных разрядок на уроках;-чередование позы с учетом видов деятельности;-использование физкультурных пауз на уроках.В нашей школе наиболее часто используется такие формы здоровьесберегающей деятельности:-диспансеризация;-профилактические прививки;-работа летнего оздоровительного лагеря;-витаминизация для профилактики простудных заболеваний;-профилактика и коррекция «школьных» болезней;-ежедневный прием на завтрак молока и меда;-соблюдение питьевого режима (в школе имеются куллеры для питьевой воды);-прогулки на свежем воздухе после уроков, а в летнее время напеременах;-«Дни здоровья», походы в природу совместно с родителями;-участие в спортивных соревнованиях;-спортивные школьные праздники; уроки здоровья, внеклассные спортивные мероприятия и классные часы.Одним из примеров внеклассного спортивного мероприятия является спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья!». Его цель: пропаганда Здорового образа жизни, вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом,формирование у учащихся потребности  в здоровом образе жизни, закрепление знаний, о правилах поведения в школе, воспитание чувства взаимопомощи, умения работать в команде.Задачи: 1. Развитие у детей интереса к физическим упражнениям через организацию спортивного праздника. 2. Вовлечение родителей в спортивную жизнь школьника. 3. Воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.Участники: команды, которые состоят из папы, мамы и ребенка. Место проведения спортивный зал. В нашей школе формирование представления о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности проходит и на классных часах.Например:фрагмент классного часа «Здоровая семья - здоровые дети»«Счастлива та семья, где все ее члены здоровы. Сегодня у нас необычный классный час. Мы его назвали «Здоровая семья - здоровые дети» Мы считаем, что здоровье наших детей во многом зависит и от нас взрослых, учителей, воспитателей, родителей. Главное в жизни - это здоровье!С детства попробуйте это понять!Главная  ценность - это здоровье!Его не купить, но легко потерять.В словаре С.И. Ожегова определение слова здоровье таково: Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. От чего и кого зависит наше здоровье? От здоровья родителей, бабушек и дедушек.От того, как часто нас осматривает врач.От того, каким воздухом дышим.От того, какую воду пьем.От того, что употребляем в пищу.От себя самого.Задание №1У команд на столах разрезанные пословицы, которые нужно собрать.В здоровом теле... (здоровый дух).Здоровье дороже... (золота).Ум да здоровье ... (всего дороже).Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).Чистота – залог …… (здоровья)Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)В здоровом теле – здоровый … (дух)Кто аккуратен, тот людям……..(приятен)Чистота – лучшая ……..(красота)Задание №2Попробуйте сами сделать модель здорового человека. У вас на парте лежит силуэт человека. Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек? Выберите те качества, которые, по вашему, наиболее присущи здоровому человеку.(У команд карточки скачествам человека.)Качества: красивый, сутулый, сильный, ловкий, бледный, румяный, статный, стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.Задание №3Выберите те продукты, которые полезны нашему организму. Докажите.(На столах у команд наименование продуктов на карточке.)(рыба, кефир, геркулес, пепси, чипсы, жвачка, жирное мясо, торты, шоколадные конфеты, подсолнечное масло, морковь, лук).»Одним из самых интересных здоровьесберегающих мероприятий и для детей, и для взрослых являются походы в природу, Дни здоровья.Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся школы и реализуется во второй половине дня в виде внеурочной деятельности: дети посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации и проведении экскурсий, походов, прогулок. Совместно с Центром культурного развития посёлка Новосадовый школа организует фольклорные праздники; дети занимаются танцами, участвуют в спортивных и интеллектуальных мероприятиях.Здоровьесберегающая деятельность школы включает сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы, тестирования, консультации с детьми, родителями и классными руководителями с целью выявления негативных тенденций, влияющих на психологическое состояние школьников.Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.Считается, что здоровье ученика находится на должном уровне, когда он способенпрепятствовать своей усталости; имеет хорошие умственные способности, наблюдательность, сообразительность, способен к самообучаемости; состояние его здоровья позволяет ему справляться с учебной деятельностью; если он стремится быть самокритичным, честным, коммуникабельным; эмоциональное состояние в полном порядке, а также способен удивляться, восхищаться и радоваться.Не секрет, что за период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания. Источниками отрицательного воздействия на здоровье является и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.Мы проводим поиск педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить имеющееся у ребенка здоровье. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организации учебной деятельности, а именно:-четкие границы учебной нагрузки;-урок построен с учетом активностиребенка, и его работоспособности;-важно соблюдать гигиенические требования (свежий воздух, тепловой режим, наличие хорошей освещенности, влажность и чистота);-важна благоприятнаяэмоциональная обстановка в процессе трудовой деятельности;-обязательное проведение физкультминуток.Напряженная школьная умственная работа приводит к высокой степени утомления, при которой снижается не только качество усвоения изучаемого материала, но и вообще способностьвоспринимать любую информацию. Этим объясняется неблагоприятная тенденция к увеличению психических и соматическиезаболеваний учащихся.Для оптимизации нагрузки учащихся стараемся идти по пути «учение с увлечением», ведь всякая умственная деятельность ведет к усталости и падению работоспособности.Обучаясь в школе, ребенок вынужден длительное времясидеть за партой. Это влечет за собой усталость, трудности восприятия учебного материала, мышечную слабость, нарушениеосанки. Изучив методику работы В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей, мы приняли во внимание, что формирование у обучающихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации Поэтому стараемся использовать на уроке такие задания, которые способствуют смене позы ребёнка, хотя бы на минуту. (Посчитаем стоя, глядя в окно или найди ответ в классе и т.п.)Запоминание нового материала в сочетании двигательной активностью происходит гораздо быстрее. Например, на уроках математики можно использовать различные эстафеты, такие как «Решение примеров с выходом к доске», «Ответы на вопрос, поймав мячик» и т.п.Работа с пособиями «Природные сообщества» и другими, используемыми на уроках окружающего мира, позволяют детям чаще двигаться на уроке, а учителю позволяют построить урок так, чтобы он был динамичным и интересным, что в свою очередь благотворно сказывается на здоровье детей.Интересными и нетрадиционными формами физкультминутки являются:1)релаксация (расслабление) под музыку, сказку, стихи о природе; (включить звуки природы, пение птиц):-Закройте глазки. Вы налужайке, яркое солнышко светит вам в лицо. Игривопоют птички. Легкий ветерок проникает в ваши волосы. Ваше настроение замечательное. Вы способныпреодолеть любое трудное задание. Я начну считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.2)аутотренинг (упражнение на расслабление мышц и снятия напряжения):-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте мышцы лба, брови, опустите веки. Расслабьте мышцы щек, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным.3)артикуляционная гимнастика.Простейшими способами снятия усталостина протяжении урока являются физкультминутки. Несмотря на то, что эта форма хорошо всем известна, стоит еще раз рассмотреть подходы к ее организации: акцентировать внимание на сохранение зрения учащихся. Эта проблема наиболее остро ощущается в современном обществе. В физкультминутку надо вносить упражнения для улучшения зрения, так как упражнения на глаза являются профилактикой неврозов, гипертонии, повышения внутричерепного давления. Рекомендательные упражнения на глаза:-ребенок совершает вертикальные движения глазами вверх и вниз;-ребенок совершает горизонтальные движения - вправо-влево;-вращение глазками по часовой стрелке и против;-попросить ребенкавообразитьразные цвета как можно ярче;-«нарисовать» глазами какую-либо фигуру (квадрат, круг, треугольник) Начинать свое утро детям рекомендуется с точечного массажа биологически активных точек лица и головы, это рекомендуется проводить, чтобы дети «проснулись», задать им необходимый настрой на рабочий лад.При этомстимулируется кровообращение в кончиках пальцев, в итоге это предотвратит застой крови не только в руках, но и во всем теле.Любое упражнение может принести пользу, может не оказать никакого воздействия, а может принести и вред. Поэтомувыполнять его надо очень старательно, обязательно в хорошем настроении.Таким образом, всем известная физкультминутка становится важным «ярким» атрибутом урока. Физкультминутка втаких нетрадиционных формах проводится на уроках чаще введенных норм, а это укрепляет и сохраняет здоровье школьников.Для нас здоровьесберегающая технология обучения это прежде всего модель педагогической работы, где учитываются возрастно-половые особенности детей, уровень их здоровья и личные психофизиологические особенности, в совокупности используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.ЛИТЕРАТУРА1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. - М.: Медицина, 1982. - 176с.2. Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. - Красноярск, 1990. - 81с.
-