Публикации
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"
Автор: Марина Александровна Данилова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"
Автор: Марина Александровна Данилова
Тема урока: МонастырьТип урока: УНЗЦель:Познакомить учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни. Задачи:сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни. развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к православным святыням России. Образовательные результаты учебного занятияМетапредметные:Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к выполнению творческой работы, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие и выведение понятияФормировать умение договариваться, выражать свои мысли, строить монологическую речь Предметные:Иметь представление о монастыре, истории монашества. Знать понятия монах, инок, тайны посвящения в монахи.Используемые методы и приёмыПроблемно- поисковый метод. Парная и групповая работа, приёмы технологии критического мышления.Этапы учебного занятияХод урока:1.Мотивационный этапПросмотр отрывка из фильма «Ласточки Христовы»1 (1/3)«Есть такие странные люди…»2. Организационный этап- Кто эти люди? (отвечают дети). Сегодня мы постараемся многое узнать об этих удивительных людях… -Тема урока: Монастырь.-На какие бы вопросы каждый из вас хотел получить ответ?-Запишите эти вопросы (дети читают вопросы, на основе вопросов озвучивается цель) Цель: Узнаем:Что такое монастырь.Кто такие монахи.Ответим на ключевой вопрос. Для чего миру нужны монахи?3.Основной этапРабота в группахРассмотрите слайд (изображён монастырь). Что вы видите? Что чувствуете? Что слышите? (ответы детей) Монастырь – это особый мир… Вот как описывает свои ощущения будущий Митрополит Тихон, «Внутри монастыря неожиданно оказалось так уютно и красиво, что нельзя было не залюбоваться. Все здесь создавало впечатление если не сказки, поскольку очевидно было явью, то чего-то удивительного. По вымощенной булыжником дороге я спустился на монастырскую площадь, по пути разглядывая разноцветные монастырские корпуса, разбитые повсюду цветники с прекрасными розами. А церкви здесь были такие уютные и приветливые, каких я нигде больше не видел.» («Несвятые святые») (слайд)Попробуем вывести понятие «Монастырь» (детям предлагаются карточки с родовым понятием и видовым отличием) Проверка по ключуМонастырь-обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, монахи монахини (иноки) -Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию. Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других. (слайд)Так кого же можно назвать монахом? Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. Попробуем предположить… Почему люди уходят в монастырь? Какая причина… (работа в парах) -В большинстве случаев люди уходят в монастырь, если с ними случилась беда, переживают большую скорбь. Но есть люди, которые пришли к Богу по призванию, быть только с Богом. Своё призвание может ощутить учёный, спортсмен, офицер… (в любом возрасте)Одним из таких примеров служит иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков (выпускник МГУ, мастер спорта международного класса, капитан сборной СССР по водному полу, поэт, один из трёх Оптинских новомученников, убиенных на Пасху 1993 года) (слайд)Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Монахи одеты по-особенному…Работа в группах. Дети рассматривают иллюстрации с элементами облачения, соотносят картинку с определением и значением, приклеивают на лист формат А3)В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник. Проверка по ключу (слайд)Как вы думаете, трудно ли стать монахом? Прочитайте в учебнике 2 абзац стр. 81 (читают самостоятельно)Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:- исполнение заповедей Господних;- добровольная нищета;- отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду. (слайд)Проверка: работа в группах (в течение 30 сек. каждый член группы рассказывает то, что запомнил)Закрепление. - Мы сегодня многое узнали о монастырях, об удивительных людях, монахахПредлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Монах», «Монастырь»(предъявление результатов от каждой группы)5. Домашнее задание-Запишите домашнее заданиеЦаревич Иоасаф (пересказ стр. 82 мальчикам)Святой Лука (пересказ стр. 83 девочкам)6.Подведение итогов-Вспомним ключевой вопрос. Для чего миру нужны монахи? (ответы детей)-Монахи через молитву заботятся обо всём мире-Послушайте, как называет монахов Митрополит Амфилохий.Просмотр 2 части отрывка (Ласточки Христовы)Литература:Учебник А. В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012; Пасха Красная. О трёх Оптинских новомученниках, убиенных на Пасху 1993 года. Нина Павлова. Издательство Апостол Веры «Несвятые святые» и другие рассказы Митрополит Тихон. Издание Псково-Печерского монастыря. Интернет-ресурс https://www.youtube.com/watch?v=2Bz6lFO_RWY
