Публикации Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"
Автор: Марина Александровна Данилова

Тема урока: МонастырьТип урока: УНЗЦель:
  • Познакомить учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа;
  • особенностями монастырской жизни.
  • Задачи:
  • сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни.
  • развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление;
  • воспитывать любовь и уважение к православным святыням России.
  • Образовательные результаты учебного занятияМетапредметные:Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к выполнению творческой работы, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие и выведение понятияФормировать умение договариваться, выражать свои мысли, строить монологическую речь Предметные:Иметь представление о монастыре, истории монашества. Знать понятия монах, инок, тайны посвящения в монахи.Используемые методы и приёмыПроблемно- поисковый метод. Парная и групповая работа, приёмы технологии критического мышления.Этапы учебного занятияХод урока:1.Мотивационный этапПросмотр отрывка из фильма «Ласточки Христовы»1 (1/3)«Есть такие странные люди…»2. Организационный этап- Кто эти люди? (отвечают дети). Сегодня мы постараемся многое узнать об этих удивительных людях… -Тема урока: Монастырь.-На какие бы вопросы каждый из вас хотел получить ответ?-Запишите эти вопросы (дети читают вопросы, на основе вопросов озвучивается цель) Цель: Узнаем:Что такое монастырь.Кто такие монахи.Ответим на ключевой вопрос. Для чего миру нужны монахи?3.Основной этапРабота в группах
  • Рассмотрите слайд (изображён монастырь). Что вы видите? Что чувствуете? Что слышите? (ответы детей)
  • Монастырь – это особый мир Вот как описывает свои ощущения будущий Митрополит Тихон, «Внутри монастыря неожиданно оказалось так уютно и красиво, что нельзя было не залюбоваться. Все здесь создавало впечатление если не сказки, поскольку очевидно было явью, то чего-то удивительного. По вымощенной булыжником дороге я спустился на монастырскую площадь, по пути разглядывая разноцветные монастырские корпуса, разбитые повсюду цветники с прекрасными розами. А церкви здесь были такие уютные и приветливые, каких я нигде больше не видел.» («Несвятые святые») (слайд)
  • Попробуем вывести понятие «Монастырь» (детям предлагаются карточки с родовым понятием и видовым отличием)
  • Проверка по ключуМонастырь-обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, монахи монахини (иноки) -Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию. Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская  Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других. (слайд)
  • Так кого же можно назвать монахом?
  • Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один.  Монахами становятся люди, которые решили посвятить всю свою жизнь служению Богу. Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило для монахов: «Трудись и молись». Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. 
  • Попробуем предположить… Почему люди уходят в монастырь? Какая причина… (работа в парах)
  • -В большинстве случаев люди уходят в монастырь, если с ними случилась беда, переживают большую скорбь. Но есть люди, которые пришли к Богу по призванию, быть только с Богом. Своё призвание может ощутить учёный, спортсмен, офицер (в любом возрасте)Одним из таких примеров служит иеромонах Василий, в миру Игорь Росляков (выпускник МГУ, мастер спорта международного класса, капитан сборной СССР по водному полу, поэт, один из трёх Оптинских новомученников, убиенных на Пасху 1993 года) (слайд)
  • Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?
  • Монахи одеты по-особенному…Работа в группах. Дети рассматривают иллюстрации с элементами облачения, соотносят картинку с определением и значением, приклеивают на лист формат А3)В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник. Проверка по ключу (слайд)
  • Как вы думаете, трудно ли стать монахом?
  • Прочитайте в учебнике 2 абзац стр. 81 (читают самостоятельно)Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:- исполнение заповедей Господних;- добровольная нищета;- отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду. (слайд)Проверка: работа в группах (в течение 30 сек. каждый член группы рассказывает то, что запомнил)
  • Закрепление.
  • - Мы сегодня многое узнали о монастырях, об удивительных людях, монахахПредлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Монах», «Монастырь»(предъявление результатов от каждой группы)5. Домашнее задание-Запишите домашнее заданиеЦаревич Иоасаф (пересказ стр. 82 мальчикам)Святой Лука (пересказ стр. 83 девочкам)6.Подведение итогов-Вспомним ключевой вопрос. Для чего миру нужны монахи? (ответы детей)-Монахи через молитву заботятся обо всём мире-Послушайте, как называет монахов Митрополит Амфилохий.Просмотр 2 части отрывка (Ласточки Христовы)Литература:
  • Учебник А. В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учебник для 4 – 5 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012;
  • Пасха Красная. О трёх Оптинских новомученниках, убиенных на Пасху 1993 года. Нина Павлова. Издательство Апостол Веры
  • «Несвятые святые» и другие рассказы Митрополит Тихон. Издание Псково-Печерского монастыря.
  • Интернет-ресурс https://www.youtube.com/watch?v=2Bz6lFO_RWY
  • -