Публикации РАБОТА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУППАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Е. И С. ЖЕЛЕЗНОВЫХ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАБОТА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУППАХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ Е. И С. ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Автор: Топоркова Елена Александровна

РАБОТА В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ГРУППАХ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ
Е. И С. ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Топоркова Е.А.
преподаватель,
ГБПОУ СО Нижнетагильский
колледж искусств, г. Нижний Тагил
Исследования современных психологов, социологов, культурологов и других специалистов говорят о том, что в современном обществе потребность общения с музыкальным искусством весьма высока. Об этом же свидетельствуют и работы ведущих специалистов в области музыкального образования и музыковедов (Н. Бергер, Д. Шайхутдинова, Т. Калужникова, Б. Шатковский).
В современных российских семьях практически все родители стремятся привести ребенка уже в 2-2,5 года в “школы развития”. Сложившаяся ситуация с дефицитом мест в детских садах вынуждает родителя таким образом прививать ребенку навыки общения со сверстниками и с другими взрослыми. И даже в случае посещения ребёнком детского сада у родителей могут возникнуть волне обоснованные претензии в качестве оказания там образовательных услуг, в том числе – в сфере искусства.
Учреждения музыкального образования – музыкальные школы, школы искусств, колледжи искусств и т.д. – в настоящее время вполне могли бы заняться организацией образовательных услуг для дошкольников и их родителей на достаточно “серьёзном”, научно и методически обоснованном, уровне. Тем более, что в последнее время последовательно происходит расширение сферы дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых учреждениями начального и среднего музыкального образования. Введение дошкольных музыкальных классов, в том числе – и для самых маленьких учеников, от 1,5-2 лет, позволит осуществить многие мероприятия по планированию, развитию и исследованию реальных потребительских ожиданий в сфере музыкального образования.
Необходимо переменить отношение общества к академической музыке и к обучению музыке в целом как к чему-то недоступному и сложному. Музыкальная грамота должна усваиваться маленьким (по возрасту) человеком вместе с представлением о слове и числе. Именно поэтому естественной средой для формирования нового поколения музыкантов – играющих и воспринимающих – может стать создание системы детско-родительских групп. Здесь, в живой и непосредственной атмосфере игры, музыкальный педагог может практически “вручную” сформировать желаемый диапазон образных, стилевых, эмоциональных представлений будущего ученика. Присутствие родителей на уроках позволяет объяснить им важнейшие параметры существования музыки, заложить основы представлений о сфере деятельности музыкантов, и, несомненно, расширить культурный диапазон внутрисемейного общения.
Детско-родительские группы подобного рода в настоящее время создаются не только в России, но и по всему миру (в США, Франции, Польше, на Филлипинах и т.д.) Как правило, уровень образования и психологической грамотности родителей в таких группах – выше среднего. На таких занятиях применяются упражнения, типичные для группового психологического тренинга – игры для закрепления навыков общения, развития навыков толерантности, чувства юмора, позитивного отношения к себе и окружающим. Не секрет, что таких навыков зачастую не хватает музыкальным педагогам, поэтому атмосфера такой группы может помочь и им.
Безусловно, что создание детско-родительских групп в школах и колледжах потребует и создания особых условий, и дополнительной специальной подготовки персонала, который должен уверенно владеть навыками как минимум из трех областей – музыкальной педагогики, дошкольной развивающей педагогики и групповой психологической работы. Возрастают и требования к личности педагога, ведущего занятия в таких группах. В России подобной групповой работой системно занимаются немногие избранные преподаватели-энтузиасты, хотя в развивающих центрах уже сейчас необходимость в таких специалистах весьма велика. Организация подобной деятельности на базе колледжа имеет среди важнейших задач проведение практического социологического исследования и создание научно-методической базы для развития данной сферы деятельности. Также в этом случае появляется уникальная возможность формировать ещё одну нужную для выпускника компетенцию, которая после окончания колледжа позволит ему устроиться на работу, к которой у него уже сформирован интерес. Речь идёт о развитии сектора педагогической практики и инновационном подходе к ней, создание творческого контекста, пробуждение инициативы учащихся “в реальных условиях” работы детского развивающего центра.
В практике отечественных и зарубежных занятий музыкой в детско-родительских группах можно заметить следующие тенденции:
Взрослые, как правило, находятся между собой в дружественных отношениях, часто дружат и вне занятий в группе;
Дети быстрее развиваются эмоционально и интеллектуально, нежели в занятиях “без мам”;
Часто группы служат для создания позитивного настроя на всю неделю, до следующего занятия; как следствие – дети сами стремятся на музыкальные занятия, что можно понять, даже если они ещё не умеют говорить;
Темы, обсуждаемые на занятиях в группе с помощью песен, танцев, стихов, пальчиковых и жестовых игр, соответствуют освоению основных параметров детского “тезауруса” – системе представлений о мире (дом, семья, животные, времена года и пр.), однако эти темы с помощью песен усваиваются самым естественным образом и закрепляются дома, в беседе с мамой и также в совместном пении и танце.
Главная и действительно угрожающая нашему будущему (как музыкантов-професионалов) коварная особенность нынешнего отечественного музыкального контекста - это немой контекст, то есть практически полное отсутствие бытового, ежедневного и привычного музицирования в современных российских семьях. Не научившись ещё во младенчестве выражать себя с помощью музыки, “в наши руки” (то есть в музыкальную школу), обычно попадает 5-6-летний человек, который представляет собой с точки зрения музыкальной культуры абсолютнейший “чистый лист”. Казалось бы, для преподавателя – благодатное поле для деятельности, можно “наполнять пустую чашу”, развивать своего юного ученика. Однако уже с первых минут обнаруживается что:
ученик не координирует свои действия, производимые двумя руками;
не может чётко и ритмично произнести речевую фразу, а уж тем более – не способен правильно спеть музыкальное построение;
о музыке имеет самое бледное представление, размыты его музыкальные впечатления, вынесенные им из его раннего дошкольного прошлого ; обычно это “утренники” в детском саду с традиционно расстроенным фортепиано (вариант – записи синтезатора как аккомпанемента к песням и танцам), другой “актуальный” образ – увиденные по телевизору певец или певица с микрофоном; многие дети имеют ещё и “зависимость” от рекламных мотивов-“джинглов”, что также не является признаком изысканного музыкального вкуса.
Неспособность воспринимать мир интонационно блокирует возможность обратить ребёнка в мир музыки как “искусства интонируемого смысла” (по Б. Асафьеву). Однако традиционная зависимость программ музыкальной школы от “репертуарного” подхода (начиная с первого класса, ребёнок должен выучить и “сдать” как минимум две т.н. “программы” в год) мешает на раннем этапе восполнить дефицит двигательных навыков и неумение ребёнка управлять своим слуховым вниманием.
В то время как в городах российской провинции музыкальные школы испытывают постоянную нехватку учеников, в российских столицах и крупных областных городах уже заметна нарастающая тенденция увеличения семей, желающих приобщить ребёнка к музыкальному искусству. Так появляется конкурсный отбор в музыкальные школы – явление, давно забытое в провинции. У поступающего проверяются элементарные навыки интонирования, музыкальной памяти, уровня двигательной активности и пр. Для того, чтобы 5-тилетний ребёнок во время такого испытания показал себя достойно и создаются в настоящее время всё новые программы и учебные пособия для раннего дошкольного возраста – печатные и электронные. Однако недостаток подобных материалов, представленных в виде цельной и всесторонне разработанной “системы” ощущается и по сей день. Поэтому ведущие специалисты в данной области создают собственные пособия и методики.
Наиболее известна в настоящее время методика С. и Е. Железновых (г. Москва), разработавших курс занятий музыкой для детей дошкольного возраста. Система пособий для раннего музыкального развития Сергея и Екатерины Железновых носит название Музыка с мамой. В середине 1990-х годов Сергей Железнов, имеющий классическое музыкальное образование и солидный опыт преподавания, начал создавать принципиально новую методику, основанную на записях детских песен, распространявшихся в узком кругу ещё на аудиокассетах. Во второй половине 2000-х годов методика Железновых пережила настоящий бум популярности, её последователи появились не только во многих российских городах, но и за рубежом. Сегодня это признанная система пособий, некоторые образцы методического творчества Железновых стали “классическими” для раннего музыкального воспитания (в частности, одна из самых “знаковых” песен У жирафов звучит даже на детских новогодних ёлках). В настоящее время совершенствованием и распространением идей отца занимается Екатерина Железнова, она организует практику внедрения аудиоматериалов в занятия с малышами на научном уровне, проводит обучающие семинары и выдаёт сертификаты преподавателям.
Работы Железновых – песни, пальчиковые игры, аудиосказки – широко доступны для всех интересующихся благодаря Интернету, их альбомы можно встретить на прилавках книжных и музыкальных магазинов. Популярность пособий Железновых – довольно долговременная, ведь их записи используются в педагогической практике уже около 20 лет. Это говорит о том, что авторы-методисты нашли нужный ключ, определили подход, с помощью которого можно приобщить к музыке современных российских детей и их родителей, что они создали качественной, доступный и яркий музыкальный материал для занятий. Однако для профессионалов особенно важно обозначить основные положения этой методики, составляющие её глубинную суть. Не вполне сформулированные в этом виде самими авторами, приведённые ниже положения отражают суммирующее “впечатление со стороны”.
Итак, выделим следующее:
1. Методика Железновых рассчитана на возрастную аудиторию от 3 месяцев до 6-7 лет, то есть практически полностью охватывает весь период раннего детства и дошкольный период. Ранее эти задачи не ставились перед специалистами в сфере музыкального образования – скорее это было уделом музыкальных работников детских садов. Однако многолетняя практика показывает, что у музыкального работника детского сада, как правило, не хватает времени на собственно музицирование – практически весь его календарный год расписан на подготовку бесконечных праздников, которые и служат критерием оценки его деятельности со стороны заведующей детским садом и родителей. Развитие музыкальности и, в целом, – эстетической одаренности каждого из детей, таким образом, не составляет главной цели таких занятий. Пособия Железновых для малышей до года - и вовсе уникальное явление, с помощью её мамы могут самостоятельно проводить со своим практически новорожденным ребёнком музыкальные занятия дома, пользуясь методическими рекомендациями, приложенными к аудиодиску.
2. Принцип распространения аудиозаписей с песнями-играми, содержащими “плюсовой” и “минусовой” варианты можно использовать и родителям, не имеющим музыкального образования. Чаще всего на занятиях в детско-родительских группах приходится слышать от мам высказывания о “медведе, который наступил им на ухо” и пр. Другие мамы просто поначалу отказываются петь на занятии. Всё-таки процесс пения – это отражение определённой степени эмоциональной открытости и способность управлять своими переживаниями, снимать естественные зажимы и раскрываться навстречу другому человеку. Ребёнка из семьи, где принципиально не поют - и таких семей довольно много – можно узнать по испуганному выражению личика, появляющемуся у него сразу при первых звуках приветственной песенки, исполняемой всеми мамами и ведущей группы. Однако стоит ли говорить, что именно пение в семье – мамы, бабушки, и тем более папы – является наиболее естественным и действенным способом развития у ребёнка навыка интонирования, являющегося основным для развития музыкальности. В этой ситуации существенную помощь таким семьям могут оказать фонограммы-“плюс” – с записанной детским или взрослым голосом “образцовой” версией исполнения, которые можно найти в каждом альбоме методики Железновых.
Постепенно даже самые “сопротивляющиеся” мамы начинают петь на уроках и дома. Нужно сказать, что к принципу использования записей правильного пения в музыкальном обучении обращаются и педагоги, занимающиеся с более старшими детьми. Например – учебники по сольфеджио для младших классов известного петербуржского педагога Т. Первозванской сопровождаются подобными аудиопособиями [5].
3. Принцип развития мелкой моторики (пальчиковые игры), телесно-ориентированная психотерапия (игровой массаж под музыку), логоритмика (помощь ребёнку в чётком произнесении слов и формировании хорошей дикции) и другие актуальнейшие направления дошкольного воспитания нашли отражения в этой “практической методике”. В методических указаниях к дискам и в пояснениях на сайте чувствуется, что создатели методики владеют самым широким спектром знаний, отражающих новейшие представления о детской психологии, особенностях эмоционального и интеллектуального развития дошкольника. Развитие двигательных навыков и эмоциональной отзывчивости происходит в песенках-играх наиболее естественным для ребёнка способом.
4. Популярные в последнее время т.н. “методики раннего развития” – Глена Домана, “кубики Зайцева”, методика Сесиль Люпан, принцип раннего музыкального обучения Шиничи Сузуки – по всей видимости, оказали влияние и на формирование материалов методики Железновых. Материал аудиопособий и нотных изданий Железновых содержит основы формирования музыкальной грамотности у детей с двух (!) лет [2;3]. Так же, как дети в 2-2,5 года могут приступить к изучению отдельных букв, так и здесь – альбомы Железновых предлагают раннее знакомство с названием нот и их расположением на клавиатуре с использованием специальных картинок и аудиозаписей. Присутствие мамы на уроке снимает при этом стрессовое напряжение и способствует эмоциональному комфорту ученика.
Стоит также добавить, что малышам занятия “по Железновым” очень нравятся. Мамы говорят о том, что дома дети просят включить им эти песни и слушают их каждый день, повторяя понравившиеся мотивы и импровизируя “по следам” сюжетов песен. Таким образом малыши включают их в свой ежедневный музыкальный обиход, делают частью естественной для их возраста музовой деятельности, характерной манеры словесной и песенной импровизации по типу “что вижу – то пою” [1; 4].
Не утверждая, что методика Железновых абсолютно и во всём безупречна, стоит признать, что это весьма подробно разработанный и обоснованный с точки зрения разных научных областей подход к раннему музыкальному воспитанию. Поняв принцип методики, вдохновившись идеями Железновых и будучи в курсе последних достижений передовых детских психологов и педагогов раннего развития, практически любой преподаватель может создать нечто подобное для своих занятий в группе дошколят. Современные технологии позволяют это сделать, а навыками сочинения и аранжировки обладают многие музыкальные педагоги, получившие академическое музыкальное образование. Создав музыкальный материал “на свой вкус”, в соответствии со своим уровнем профессиональных и человеческих представлений, каждый преподаватель имеет возможность сделать шаг навстречу новому этапу музыкального образования – вовлечению ребёнка в музыку с самых первых его шагов.
Поиск новых средств приобщения к музыке и к серьезному музыкальному образованию широких масс образованного населения в настоящее время является одной из актуальных задач специальных музыкальных учебных заведений. Детско-родительские группы не только дают возможность расширить спектр дополнительных услуг, предоставляемых населению учреждениями образования в сфере культуры, но также и рассчитать “на долгую перспективу” работу учебных учреждений, предоставив им уникальную возможность – самим воспитать себе будущего ученика, заранее наладив контакт с его родителями, и таким образом помочь создать подходящий внутрисемейный контекст для его воспитания в духе искусства. В этом нам и могут помочь пособия Железновых, а также пособия их последователей, которые, несомненно, появятся в ближайшее время.
Список литературы:
Бьёркволл Ю.-Р. С музой в душе. Ребёнок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни. Пер. с норв. М. Алёкшиной. – Спб., 2001.
Железнова Е. Бим! Бом! Читаем, рисуем, играем, поём. От 2 до 6 лет. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. Учебно-методическое пособие / Екатерина Железнова. – М.: Издательский дом Катанского, 2006.
Железнова Е. Чижик. Читаем, рисуем, играем, поём. Альбом для обучения пению от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие / Екатерина Железнова. – М.: Издательский дом Катанского, 2009.
Калужникова Т. Улей, полный звенящих пчёл. Ребёнок интонирующий в воспоминаниях детства XIX-последней четверти XX в. – Екатеринбург, 2007.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. 1 класс. Учебник сольфеджио. – Спб., 2004.
-