Публикации Цветовая гармония (О влиянии цвета на физическое и духовное развитие ребёнка)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Цветовая гармония (О влиянии цвета на физическое и духовное развитие ребёнка)
Автор: Горностаева Татьяна Борисовна

Цветовая гармония(О влиянии цвета на физическое и духовное развитие ребенка)Цвет издавна интересовал человека. Он имеет свою силу, он необходим для души, как воздух для тела. Различные цвета влияют на наш организм, они дают нам силу, здоровье, гармонию, как на физическом, так и на духовном уровнях.Благодаря цветовому зрению значительно расширяется сфера переживаний, обогащается мировосприятие. Цветовое воспитание является неотъемлемой частью культурного развития, и нам, учителям, нужно уделять ему больше внимания. Учёные установили, что дети воспринимают цвет не так, как взрослые. Выбор цвета каждым ребенком не меняется до тех пор, пока четко не сформируется его характер. С возрастными изменениями выбор цвета становится более стабильным, постоянным. У мальчиков, как и у девочек, заметна любовь к красному и желтому цветам, то есть на первый план у детей выступает интерес к миру, преодоление трудностей. Вместе с тем, некоторые дети, особенно девочки, любят фиолетовый, сиреневый, что говорит об их готовности идти на контакт с окружающим.Особенное педагогическое значение имеет наблюдение, что травмированные дети часто выбирают, как любимый, коричневый цвет (стремление к укреплению, утверждению своего положения), тогда как новички в классе, а также тихие, замкнутые дети отдают предпочтение серому цвету (отсутствие сопереживания). Дети, склонные к полноте, отдают предпочтение пассивным цветам: синему, темно-синему, зеленому. Они отвергают активные: желтый, красный. Цветовой тест Люшера приводит к таким выводам:
  • Уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.
  • Если какие-то цвета отклоняются, а некоторым отдается предпочтение, это говорит о нервном перенапряжении.
  • Отклонение двух из четырех основных цветов говорит об истощении жизненных сил организма.
  • С целью укрепления здоровья детей на уроках у нас проводятся цветные паузы: детям (особенно первоклассникам) предлагается выполнить произвольный рисунок цветными карандашами или фломастерами. Такие «цветные минутки» успокаивают ребенка, дают возможность отдохнуть, наполнить организм положительными эмоциями. Кроме этого, на доске закрепляем лист зеленой бумаги или рисунок животного зеленого цвета (крокодила, лягушки), на котором дети периодически фокусируют взгляд. Данное упражнение положительно влияет на нервную систему, расслабляет зрение, снимает напряжение в кровеносных сосудах, стимулирует работу гипофиза, стабилизирует эмоции. Благоприятным также является исполнение интерьера класса в желтых тонах, ибо этот цвет производит теплое приятное впечатление, создает позитивный настрой. Научные исследования показали, что дети лучше учатся в помещениях желтого цвета.Вот какие еще можно выполнять упражнения и задания с цветами.1. Предложите детям в течение минуты смотреть на цветные карточки (7х7 см). Задание детям: присмотритесь к цветам, потрогайте пальчиками, разложите по парте в произвольном порядке. Так глаза ребенка будут привыкать воспринимать разноцветье природы.2. Разложите карточки в произвольном порядке. Возьмите в руки тот цвет, который вам нравится сегодня больше всего, с каким хочется подружиться. Как правило, в этом упражнении дети выбирают те цвета, которые соответствуют дню недели, в который это упражнение выполняется. Например, понедельник – зеленый. Замечено, что дети лучше считают примеры на карточке любимого цвета или цвета дня. 3. Ребята слушают музыку и берут в руки карточку того цвета, который они «почувствовали» в этой музыке. Такую музыкальную паузу проводить на уроках, чередую с физкультминуткой.Глаз – это зрительный анализатор, функциональная система человеческого организма. Задача взрослых – приблизить цвета природы к ребенку, помочь ему войти в волшебный мир красок и сформировать сильную личность.
    -