Публикации Дидактические игры при подготовке детей обучению грамоте.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактические игры при подготовке детей обучению грамоте.
Автор: Махляйдт Юлия Владимировна

Применение дидактических игр на занятиях по подготовке к обучению грамоте, как одного из наиболее продуктивных средств развития позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра – это часть воспитательного процесса, знает только педагог, ребёнок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к играм данного направления, любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в неё дидактические разнообразные элементы. В-четвертых, на примере дидактической игры педагог может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретную задачу самого занятия.Итак, предлагаю педагогам использовать на занятиях по обучению грамоте следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия (ФФВ).1. «Рыбалка».Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).Ребенок берёт удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим детям, которые хлопком отмечают правильный выбор.Количество играющих: один и более человек.2. «Телевизор».Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности детей. Ход игры. На экране интерактивной или магнитной доски прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Дети должны по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если дети правильно назвали слово, экран открывается.Например: месяц спрятанное слово.Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.Количество играющих: один и более человек.3. «Рассели животных».Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.Например: домики с буквами Ц и Ш. Предложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека или вся группа делится на две команды.4. «Цепочка слов».Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.5. «Собери цветок».Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у детей.Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например: С. Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Дети должны среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].Количество играющих: 1-3 человека. 6. «Найди ошибку».Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Дети определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Детям надо найти ошибки в схеме, если они есть.Количество играющих: 1-4 человека. 7. «Волшебный круг».Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.Ход игры. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.Например: мишка мышка удочка уточка мак рак коза коса кит кот трава дрова усы уши кадушка катушка дом дымКоличество играющих: 1-2 человека и более.Все перечисленные игры можно использовать не только на занятиях по подготовке обучению грамоте, но и развитию речи. Ценность таких игр заключается в том, что с данным материалом педагог может отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, начинающих первые шаги письма. Они создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. В итоге, дети радуясь возможности поиграть, с удовольствием выполняют любые задания педагога и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь как устную, так и письменную.
-