Публикации Народная музыка - одна из основных составляющих процесса воспитания юного пианиста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Народная музыка - одна из основных составляющих процесса воспитания юного пианиста
Автор: Черникова Жанна Владиславовна

Доклад« Народная музыка – одна из основныхсоставляющих процесса воспитания юного пианиста»                                                                                                                                                                        Черникова Ж.В.             Сегодня я хочу поразмышлять о важности и значимости народных мотивов и напевов в процессе обучения игре на фортепиано.Приведу цитату советского и российского филолога, культуролога, искусствововеда Дмитрия Сергеевича Лихачева:"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" .Несомненно, что важнейшим средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.Из поколения в поколение передаются в народе эстетические идеалы, представления о добре и зле, о любви и дружбе, о народной мудрости. Именно через народное искусство ребенок начинает познавать традиции, обычаи, особенности жизненного уклада своего народа, приобщается к его культуре.Народное творчество России богато мелодиями, ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы. Оно доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и дальнейшего упрОчения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценностью народного искусства является еще и то, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненавязчивый характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный положительный заряд. Многочисленные и разнообразные элементы народного творчества, его композиции, цветовой строй привлекают внимание детей, пробуждают их чувственную сферутимулируют развитие творческих способностей личности. Как отец и мать, родная культура должна войти в душу ребенка, стать неотъемлемой частью этой души, началом, формирующим личность.Настало время, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Постепенно к нам возвращается национальная память. Мы вспоминаем и по-новому осмысливаем те культурные достижения, которые сохранились для нас народом в течение многих веков. Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к русскому народному творчеству. Оно и понятно: вот где нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Наверно, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах вечерами можно было слышать девичье пение, наблюдать лихие молодецкие пляски и плавные хороводы, приводившие в изумление приезжавших в Россию иностранцев, а на глухих проезжих дорогах слушать звон колокольчика и протяжную песнь ямщика. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Любые явления обычной жизни, обряды, праздники, ритуалы, природные явления обязательно сопровождались различными мелодиями. Песня была великой и яркой составляющей всей жизни русского человека. Поэтому неоценимо значение  воспитания  любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.В детстве ребенок подобен цветку, который тянется к солнцу всеми своими лепестками и расцветает. Но этот цветок очень хрупок и уязвим. Любое грубое воздействие может навредить ему и даже погубить. Так и дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, развить в них такие качества как доброта, благородство, справедливость, щедрость, чувство товарищества и патриотизма , любовь к родному краю.Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить себя частью народа, безоговорочно принять русский язык, русскую историю и культуру как свои собственные, ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней. И духовный, и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.Русское народное творчество - это огромный пласт различных видов искусства, но в этом докладе я  обращусь именно к устному и музыкальному творчеству.Именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с  песнями, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре совершенно особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.Воспитательная и образовательная система современной школы в своем стремлении к западным образцам постепенно отходит от отечественных методов воспитания и обучения, наработанных многовековой культурной традицией. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, не очень много места занимает развитие душевных качеств , являющихся отличительной особенностью русского характера, таких как любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию .Это и многое другое остается за гранью воспитательного и образовательного процессов. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы как можно ближе познакомить детей с народной музыкой. Фактически - мы должны раскрыть детям  черты характера своего народа. А значит, и свои собственные  особенности и черты.Первым важным шагом в системе музыкального воспитания является слушание музыки.Слушание музыки рождает интерес к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, формирует зачатки музыкального вкуса. К сожалению, в наше время, очень мало возможностей услышать народную музыку в хорошем исполнении.. Крайне редко по радио или ТV можно услышать сегодня настоящие русские народные песни, а не псевдонародные подделки. Не увидишь в современной жизни и русского хоровода, весёлой пляски. Наши дети лишены тесного общения с родной музыкальной культурой. Поэтому на плечи музыкальной школы ложится не только обучение детей определённым исполнительским навыкам, но и приобщение ребят к великому пласту русской народной музыки, а дальше – к плеяде великих русских композиторов: М.И, Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского - Корсакова, П.И. Чайковского, С. В, Рахманинова и других . .Будет правильно сказать словами Д.Б. Кабалевского; «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика.  На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.  На самых первых уроках мы занимаемся с детьми пальчиковыми играми, а ведь это традиция пришла из  народного опыта – когда с ребенком играли в «Гули», «Сороку». «Ладушки». В этих играх, помимо тактильного воздействия, уже нередко есть и так называемое “педагогическое” наставление, урок. В «Сороке»  щедрая птица накормила кашей всех деток ( поочередно загибаем пальчики с малышом), кроме одного, хотя и самого маленького ( это мизинец). Потому что он оказался лентяем.Эти незамысловатые песни-потешки способствуют формированию у детей музыкально-эстетических чувств, привносят ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительное восприятие окружающего мира.Фольклор близок детям . С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Увлекательное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, пробуждают его фантазию, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.Невозможно переоценитьзначение народных песен в становлении юного музыканта. С первых же уроков педагог обращается к народным попевкам и песенкам - « Андрей- воробей», «Два кота», «Как пошли наши подружки», «Во саду ли, в огороде» и другим, самым простейшим. Именно эти песенки стали первыми, любимыми произведениями для многих ребят. Ещё не знакомые ни с нотной записью, ни с названием нот, дети с радостью подбирают мелодии из одного-двух звуков на клавиатуре. Даже дети с неразвитым слухом справляются с этим заданием. На таких простых песнях даётся понятие о транспонировании. Следующим этапом становятся  4-7- звучные песенки - «Василёк», «Петушок», «Ходит зайка по саду»,  «Весёлые гуси», « Журавель», «Дождик» - этот список может стать бесконечным, ведь педагоги – музыканты всех специальностей начинают работать именно с этими песнями. Каждая такая пьеса, в которой присутствует яркий художественный образ, заложен  понятный и близкий детям стихотворный текст, становится источником радости и творчества ребёнка. Именно эти песни способствуют возникновению ярких эмоциональных переживаний детей, вдохновляют их к дальнейшим занятиям.Весь период подготовительного развития юного пианиста (как и любого музыканта) основан  на использовании народного творчества. А , мы знаем,  что этот период является очень важным в становлении юного музыканта.В 1-2 классе продолжается приобретение новых пианистических навыков. Это и поочерёдное ведение мелодии двумя руками (« Ой, ты дивчино»), использование квинтового аккомпанемента (« Пастух играет»), добавление простейшего аккомпанемента в левой руке («Лопнул обруч»), «Я на горку шла». Огромное значение в разучивании первых пьес приобретает подтекстовка. А народные песни всегда имеют яркий, запоминающийся образ и понятный текст. « Коровушка», «Как под горкой, под горой», «Две тетери», «Ходила младёшенька» и другие песни становятся незабываемыми яркими впечатлениями для начинающего пианиста.В колыбельных песнях начинают приобретаться первые навыки кантиленной мелодии, певучей и неторопливой. (« У кота-воркота», «Баю-бай» ). Такие песни в народе называли байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон. Незаменимы обработки народных песен в развитии полифонического мышления юного пианиста. «На горе, горе», «Отчего соловей», «Эй, ухнем», «Как пойду я на быструю речку», «Ивушка», именно на таких пьесах можно просто и доступно объяснить детям, что такое имитационная, подголосочная, контрастная полифония. Ведь при работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. Примером может служить обработка К. Сорокиным песни « Катенька весёлая», названная им «Пастухи играют на свирели». Двухголосная подголосочная полифония в этой пьесе становится доступной ученику благодаря программному названию. Ребенок легко представляет здесь два плана звучности: как бы игру взрослого пастуха и маленького пастушка-подпаска, подыгрывающего на маленькой дудочке.  В таком виде полифонический язык становится близким и понятным, и помогает в дальнейшем развитии навыков ребенка. Ученики, с детства воспитывающиеся  на образцах народного многоголосия, впоследствии лучше воспроизводят полифонию и в сочинениях русских композиторов.Огромное значение для детского репертуара имеют вариации различных композиторов на темы русских, украинских, грузинских песен. Вы сами знаете, как трудно сразу начинать играть крупную форму. Размеры произведения пугают юного ученика, но когда он слышит знакомую, простую и очень красивую мелодию, он готов с радостью разучивать даже длинное произведение. Вариации сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над ними, приобретает разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует краткости выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем, при соединении вариаций в одно произведение, ученик сталкивается с задачами объединения в единое целое всего цикла. Вариации И. Литковой на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка», Т.Назаровой на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я», вариации Т.Смирновой, Д. Кабалевского, В.Харламова  и других композиторов стали любимыми произведениями педагогов и детей.При работе с учеником над вариациями важно остановиться на теме - найти текст, определить характер, строение. Это помогает ученику понять и показать смысл каждой вариации.  В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других - она остаётся неизменной и меняется лишь гармония и фактура.Особое значение занимают народные  мелодии в классе  фортепианного ансамбля.  Украинский танец «Казачок», русская народная песня «Светит месяц», «Здравствуй, гостья – зима!» обр. Н.А. Римского-Корсакого, украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»: эти пьесы стали незаменимыми на начальном этапе игры в ансамбле. И не случайно я называю не только русские, но и песни других народов. Ведь народы, населяющие нашу огромную страну, всегда были очень дружны, и  творчество каждого народа взаимно дополняло  друг друга.      ЗаключениеРазвитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.В процессе подготовки, я просматривала много сборников для начинающих пианистов, и заметила, что с каждым новым изданием печатается всё меньше народных песен, обработок. К сожалению, многие замечательные произведения становятся забытыми и невостребованными. Я считаю, что это огромное упущение, и надо стараться восполнить его в процессе подбора репертуара.Необходимо сохранять свою культуру, систематически использовать в практике своей работы различные произведения русского народного творчества, которые способны привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней.Список литературы:
  • А. Д., Алексеев Методика обучения игре на фортепиано.: Музыка, 1978
  • Е.М., Тимакин.  Воспитание пианиста М.: Советский композитор, 1989
  • Программа по классу специального фортепиано для ДМШ М., 2006
  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. – СПб.: Детство-Пресс, 2006
  • Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  • -