Публикации
«Развитие музыкальных способностей младших школьников с ОВЗ посредством дидактических игр».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие музыкальных способностей младших школьников с ОВЗ посредством дидактических игр».
Автор: Галина Николаевна Мороз
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие музыкальных способностей младших школьников с ОВЗ посредством дидактических игр».
Автор: Галина Николаевна Мороз
«Развитие музыкальных способностей младших школьников с ОВЗ посредством дидактических игр».Аннотация. В данной статье рассмотрено развитие музыкальных способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством дидактической игры в образовательной организации инклюзивного типа. Решение проблемы социализации детей с ОВЗ будет решаться эффективнее с помощью введения в образовательный процесс игр музыкального содержания, способствующих формированию творческой личности. Материал статьи будет интересен педагогам начального общего образования. Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, способности, развитие, музыка, игра, творчество. В начале XXI века во всем мире неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе в России более 2 млн. детей с ОВЗ. Государственная политика в России направлена на изменение подходов к данной проблеме, на создание специальных условий пребывания, обучения и воспитания детей в образовательных организациях инклюзивного типа. В нормативно-правовых актах намечена стратегия ее решения. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ на основе использования адаптированной образовательной программы. Принципы построения программы для инклюзивного образования заключаются в том, что они по своему содержанию должны соответствовать содержанию общеобразовательной программы с учетом коррекции и компенсации нарушенных физических/психических функций у детей в специально организованной деятельности, в том числе и музыкальной [1]. Главная задача педагога при работе с особыми детьми – это формирование предпосылок к успешной социализации, к общению со сверстниками, в том числе средствами музыки, через развитие у них музыкальных способностей [8, с. 41]. Лечебные и терапевтические возможности музыки положены в основу деятельности институтов музыкальной терапии многих зарубежных стран и уже доказали свою эффективность [11]. Как указывают исследователи, музыкотерапия – это важный компонент развития каждого ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно музыка формирует положительную мотивацию к развитию, делает их жизнь богаче и содержательнее [9]. В тоже время анализ научной литературы дает основание для утверждения, что из всех предметов программы общеобразовательной школы учёные выделяют урок музыки как важнейший инструмент развития детей в ОВЗ в плане их творческой активности и общего интеллектуально-нравственного развития [2, с. 21]. Это обусловлено тем, что у ребенка музыка занимает особое место и становится постоянным фоном жизни. Надо отметить, что музыка является не просто развлечение, она способствует формированию нравственных качеств, раскрытию творческой личности и пр. Кроме того, на музыкальных занятиях решаются и следующие коррекционные задачи: - нормализация и регуляция психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, процессов возбуждения и торможения); - совершенствование и укрепление здоровья детей (двигательного аппарата, улучшение координации движений, формирование правильной осанки); - развитие артикуляционного аппарата, дыхания, мелкой моторики [10]. Развитие музыкальных способности у детей с ОВЗ сталкивается с объективными трудностями, причиной которых является характер их заболевания. У таких детей наблюдается проблема с восприятием информации, у них снижены способности к анализу, им трудно классифицировать предметы и явления. Имеет место и проблема развития внимания: снижена его устойчивость, длительность концентрации. С этим связано восприятие музыки, анализ музыкального произведения. Трудностью является создание музыкальных образов и тем более сопоставление их с образами реальной действительности. В тоже время следует иметь в виду, что некоторых категорий детей с ОВЗ, в частности слабовидящих, лучше выражена способность к музыкально слуховой дифференциации звуков по высоте, однако, при этом дети испытывают затруднения в восприятии звуков по громкости и длительности (ритму). При этом несформированность эмоционально-волевой сферы создают проблемы в плане эмоциональной отзывчивости, неадекватности эмоциональных реакций в процессе восприятия вокальных и инструментальных произведений. Так, у детей с ОВЗ наблюдается нарушение музыкального слуха, отмечается слабость, неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, что затрудняет обучение детей пению [10]. Для преодоления этих трудностей в процессе работы целесообразно использовать музыкальнодидактические игры, которые признаны формой обучения. Игра помогает формировать у детей с ОВЗ музыкальные способности, разобраться в соотношении звуков по высоте, способствует развитию чувства ритма, тембрового и динамического слуха, обогащает внутренний мир детей с ОВЗ новыми впечатлениями. Игра позволяет развить инициативность, самостоятельность, сформировать творческое начало, а также стремление к самостоятельным действиям с использованием знаний, полученных на музыкальных занятиях [3]. Музыкально-дидактические игры объединяют такие виды творческой деятельности как пение (соло, в ансамбле или хором), слушание музыки, движения под музыку, индивидуальные и групповые игры на музыкальных инструментах. Вместе с тем они выполняют важное педагогическое значение: - помогают детям в поиске соотношения звуков по высоте; - развивают чувство ритма, тембрового и динамического слуха; - побуждают к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях; - обогащают мышление детей новыми представлениями; - развивают инициативу, самостоятельность, способность к восприятию; - помогают различать основные качества музыкального звука; - раскрывают музыкальные способности; - позволяют осознавать себя членом коллектива; - открывают перед ребенком пути использования полученных знаний в различных жизненных ситуациях [6, с. 87]. Для достижения успеха в плане использования игр учителю необходимо опираться на следующие принципы: 1. Комбинация игровой деятельности иными формами обучения на уроке музыки, в результате чего достигается комплексное решение задач, реализуемых в деятельности на уроке. 2. Сочетание художественного и технического. Любое художественное, выразительное исполнение музыкальных произведений требует соответствующих знаний, умений и навыков. Например, при пении учитель формирует у детей вокально-хоровые навыки, культуру пения, а при слушании музыкальных произведений - воспитывает внимание, сосредоточенность, творческое воображение, умение слушать, анализировать музыку. 3. Доступность и последовательность игрового материала, когда ребенок сначала осваивает наиболее простые игры, а затем поэтапно ему предлагают более сложные игры. 4. Эмоциональность игровой деятельности, обусловлено спецификой музыкального искусства и способностью восприятия. Осознание влияния музыки помогает раскрытию ее содержания, накопления учащимися определенного опыта в музыкальной деятельности. Благодаря использованию этого принципа, у учащихся развивается способность оценивать музыкальные произведения, высказывать свое мнение о музыке. 5. Сочетание развития ладового, ритмического чувства и ощущения формы, которая лежит в основе различных видов музыкальной деятельности, помогает развить музыкальность, творчество, креативность [10]. 6. Совершенствование профессиональных и личностных качеств учителя (или ещё раньше, т.е. будущих бакалавров педагогического направления) с целью формирования качеств личности воспитанников и обучающихся, развития их индивидуальных способностей [5]. Для организации и проведения эффективных музыкально-терапевтических занятий с внедрением игровых методик с участием детей с особыми потребностями здоровья необходимым условием является комплектация разновозрастных микро групп с учетом соматических и психофизических показателей каждого ребенка (дети с интеллектуальными недостатками, умственно-сохраненным интеллектом, ДЦП, несовершенным остиогинезом), характера патологии и предыдущего опыта занятий музыкотерапией [7, с. 98]. Особое значение придается индивидуальной работе, которая имеет ряд преимуществ: учитывается темп организованной деятельности ребёнка, особенности его восприятия музыки, формирование эмоционального и творческого компонентов, проведение коррекции, развитие музыкальных способностей [4]. Следующим условием является использование различных форм изложения учебного материала, защита детей от физической и умственной перегрузки, правильный выбор темпа и способа усвоения игры, введение интегрированных элементов в коррекционный процесс, использование индивидуального подхода с элементами групповой работы. Распределение психофизической нагрузки, ощущение каждым участником эмоциональной защиты и комфортности в играх будет способствовать достижению оптимальных результатов. В комплексную структуру занятий необходимо внести музыкальную ритмику, использование которой дает положительные результаты при лечении подвижных и речевых расстройств, нарушении координации движений. Это игры, дыхательная гимнастика, ритмичные воспроизведения, которые подаются в различных темповых решениях, чтение под музыкальный аккомпанемент в индивидуальной или в групповой форме. Ориентация учителя на данные педагогические условия будут способствовать эффективному развитию музыкальных способностей младших школьников с ОВЗ. Литература 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ с изменениями 2018 года. – URL: obrazovanii.ru (дата обращения 09.09.2020). 2. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С.Ю. Бенилова, Л.А. Давидович. – Москва: Парадигма, 2015 – 603 c. 3. Васильева, Т.В. Обучение музыке детей с ограниченными возможностями здоровья (сборник методических материалов): [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения 19.09.2020). 4. Иванова, Г.В. Индивидуальный подход в работе с детьми с диагнозом «аутизм» //Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации / под ред. Т.Ю. Макашиной, О.Б. Широких. – Коломна: ГСГУ, 2018. – С. 93-95. 383 5. Иванова, Г.В. Формирование профессиональных и личностных качеств будущих бакалавров дошкольного профиля в образовательном пространстве вуза // Человеческий капитал. – 2017. – №8. – С. 25-29. 6. Кунц, Н.Н. Музыкальное воспитание как средство коррекции отклонений в развитии детей с церебральным параличом в условиях реабилитационного центра: дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 259 с. 7. Овчинникова, Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2015. – №4. – С. 96-105. 8. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов и др. – Казань: Познание, 2013. – 203 с. 9. Попок, А.Г. Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – №5. – С. 244-250. 10.Смолякова, И.В. Развитие музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано. [Электронный ресурс] – URL: (дата обращения 06.01.2020) 11.Яковлева, Л.А., Землянская, А.А. Особенности инклюзивного образования // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3.
