Публикации
Экологическое воспитание дошкольников "Убережем Землю от мусора!"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание дошкольников "Убережем Землю от мусора!"
Автор: Баранова Кристина Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологическое воспитание дошкольников "Убережем Землю от мусора!"
Автор: Баранова Кристина Юрьевна
"Убережём Землю от мусора!" Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки. Д.С. Лихачев Наша жизнь во многом зависит от состояния окружающей среды. И сегодня это понимает каждый житель планеты Земля. С каждым годом мы все сильнее ощущаем существующие экологические проблемы. Мы стараемся выбрать качественные, экологически чистые продукты в магазине, гуляем в местах, где чистый воздух, строим дома в экологически чистых районах. И при этом, многие из нас не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связанно с нашим поведением в быту, в природе. Нашему подрастающему поколению придется решать экологические проблемы. Так важно уже сегодня научить детей ценить окружающую природу, поступать с ней разумно. Тема экологической ситуации очень актуальна для нашей республики, как и для многих регионов России. Одной из важных проблем является утилизация отходов производства и потребления. Современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днем всё более масштабной во всем мире. Над ней работает большинство ученых. Постоянно разрабатываются новое технологии. Во многих западных странах люди сами сортируют мусор по материалу изготовления. Ученые посчитали, что ежегодно из-за загрязнения окружающей среды в мире умирает около 3 миллионов человек. Это в пятнадцать раз превышает число жертв военных конфликтов и насильственных преступлений. Загрязнение окружающей среды убивает больше, чем война. Технический прогресс, развитие промышленности и сельского хозяйства. Породили новые виды отходов, объёмы которых растут с каждым годом. Усиливается загрязнение природной среды твердыми промышленно-бытовыми отходами. Засилье отходов нарушает естественный баланс среды, что в будущем может иметь катастрофические последствия для мира животных, растений и климатических условий Земли. Объектами разных видов загрязнения становятся почва, реки и моря, а также воздушная среда. Все мы прекрасно осведомлены о существовании сложных экологических проблем. Но нередко нам кажется, что лично мы к этим проблемам никакого отношения не имеем. На самом деле любой человек каждый день оказывает влияние на окружающую среду, используя воду, энергию, бумагу, покупая товары, отдыхая в парке, передвигаясь на автомобиле. С каждым годом мы все сильнее ощущаем результаты глобального потепления, но не осознаем, что сегодня, каждый, кто потребляет энергию, вносит свой вклад в повышение атмосферы. Для того, чтобы изменить ситуацию, нужно воспитывать у подрастающего поколения новую систему ценностей, в которой важное место отводится СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДЫ и улучшению состояния окружающей среды. Современные детские сады обладают уникальной возможностью для экологического образования детей, родителей и педагогов. Конечно, экологическое образование – это не развитие каких-то определенных способностей ребенка, не усвоение им дополнительных знаний… Это формирование ОСНОВ мировоззрения будущего ГРАЖДАНИНА! И неважно, кем он станет – политиком, художником, поэтом, программистом или рабочим. В любом случае ему придется взаимодействовать с окружающей средой. Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния от действий каждого человека. Как подчеркивает Г.А. Ягодин, экологическое образование – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Мусорная проблема огромна, с ней ежедневно сталкиваемся, в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех. Проблема мусорных свалок и утилизации мусора известна даже детям. Таким образом, возникает противоречие – дети знают о том, что мусорить плохо, все хотят жить в чистом городе, но почему мусорить плохо и как сделать мир чище не знают. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект “Убережём землю от мусора”. Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. Проект направлен на формирование у детей и родителей экологической культуры поведения. В идею проекта положена мысль, научить детей мыслить, делать выводы и корректировать свое экологическое поведение. Суть проекта провести экологический эксперимент, научить детей делать правильные выводы, познакомить с деятельностью, направленную на чистоту окружающего мира, на защиту природы от мусора. Цель проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы Задачи проекта:- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. С октября 2020 г. по май 2021 года воспитанники МДОУ № 4 «Солнышко» совместно с родителями и воспитателями, принимали участие в проекте «Убережём землю от мусора». В ходе проекта у детей появились: интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий.На первых этапах проекта мы с детьми изучали, каким бывает мусор, откуда он берется, как природа «борется» с человеческим мусором, почему в самой природе мусора не бывает. Разнообразие книг об охране природы, чтение художественной литературы, иллюстрации на экологическую тематику, исследовательская деятельность «Разный мусор» по сортировке ТБО, проведение опыта «Мусор в земле» по закапыванию в ящик с землей ТБО и наблюдение за ними через 7 месяцев. Помогли создать ясную картину и представление о сложных процессах по утилизации и сортировке мусора. После занятия «Изучение упаковки. Знак переработки. Как сортируют и перерабатывают мусор» мы с ребятами решили более глубоко изучить тему мусора. Во время занятия дети выдвигали гипотезы о том, сколько времени потребуется для того, чтобы мусор исчез, разложился. Нет ничего лучше, чем опытным путем это проверить.Ход эксперимента:Отобрали предметы упаковки – пластик, бумага, бумага с пленкой, картонный пакет из-под молока, сделанный из слоеного материала с пленкой, листья деревьев. Закопали на своем участке отобранные предметы, отметили место «захоронения» Оставили в покое и следили, чтобы никто не выкопал мусор. Через 27 недель выкопали мусор или то, что от него осталось. Результаты эксперимента: мусор частично разложился, какие-то предметы пропали (бумага листочки, бумага с пакета из-под хлеба, листья деревьев. Остались невредимыми - пластиковая деталь от кассет, пленка от пакета, произошли изменения с упаковкой из-под молока – она покрылась плесенью стала мягкой – потеряла форму, но не разложилась. Вывод: отходы (мусор) проходит очень долгий путь к исчезновению. Очень важно было и то, что неотъемлемой частью проекта стали родители. Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество воспитателей с родителями воспитанников по следующим направлениям:- экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, «Как научить ребенка экологическому поведению»;- совместная деятельность с детьми: субботники, акция «Зеленая весна»- сбор макулатуры (бумаги и картона), батареек;- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала, кормушек для птиц из пластика и пакетов тетрапак, пошив многоразовой сумки для магазина, костюмов для театральных представлений); Благодаря их творческому подходу, энтузиазму и умелым рукам, воплотилось то, что мы часто обсуждали с детьми, как же помочь Земле? Что можно сделать из мусорных отходов, из того, что нам больше не нужно и не пригодится в жизни? Подводя итоги, можно отметить следующее: Проект помог детям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон нужно сдавать в приемные пункты приема макулатуры. Батарейки необходимо сдавать в специальные приемные пункты сырья. Мусор следует сортировать дома и выбрасывать в предназначенные для него отдельные контейнеры. Воспитанники поняли, что нужно: бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, элементы интерьера или различные пособия для познавательной, речевой, театрализованной, игровой деятельности. при покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть впоследствии переработана. Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.
