Публикации Конспект урока: «Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока: «Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи».
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Конспект урока: «Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи». Цели урока:Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.Ход урокаI. Проверка домашнего задания1. Фронтальный опрос по вопросам 1-3 , стр. 67.— Что изучает морфология? С какими другими разделами науки о языке она связана?— Назовите самостоятельные и служебные части речи. Приведите примеры.— Расскажите о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи.2. Объяснение пунктуации и орфограмм в словах с пропущенными буквами в тексте упр. 148.3. Проверка примеров омонимов, омоформов, омографов, омофонов в художественной литературе (задание давалось по желанию учащихся).II. Обобщение знаний по теме «Грамматические признаки разных частей речи»Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлейПроплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя лёгкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперёд, за дымку горизонтаостальные, тоже не мигая — вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывёт так медленно! (По В. Тельпугову)1. Анализ текста.— Озаглавьте текст. (Прощание с родной землёй.)— Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полёта журавлей? (Деепричастные обороты.)— Можно ли заменить деепричастные обороты синонимичными им причастными оборотами? Если нельзя, то почему? (Нельзя, замена изменит не только характер интонационного строя предложений, но и смысл текста.)— Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.— Подчеркните члены предложения во всём тексте, определите части речи.2. Морфологический разбор частей речи (по выбору учителя).(Работу можно проводить по вариантам, что позволяет охватить большее количество слов для разбора. Одно-два слова разбираются на доске, остальные — самостоятельно. На разбор каждой группы частей речи отводится 3-4 минуты.)а) Морфологический разбор существительногоОпределение морфологических признаков: постоянные признаки род (м., ж., ср.), собственное (нарицательное), одушевлённое (неодушевлённое), склонение (1-е — м., ж. род на , -я; 2-е — м. род с нулевым окончанием; 3-е — ж. род оканч. на мягкий знак); непостоянные признаки — число, падеж.Образец:В небе — существительное, небо, нарицательное, неодушевлённое, ср. род, 2-е склонение; в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — обстоятельство.б) Морфологический разбор глаголаОпределение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный — что сделать?, несовершенный — что делать?), переходный (способный управлять существительным в вин. падеже без предлога), непереходный, спряжение (I или II возвратный (невозвратный); непостоянные признаки — время (прошедшее, настоящее, будущее), наклонение (изъявительное, сослагательное (условное), повелительное), лицо, число, род (в прошедшем времени).Образец:Проплыл — глагол, проплыть, совершенный вид, непереходный, изъявительное наклонение, I спряжение, невозвратный; в прошедшем времени, в ед. числе, в м. роде, в предложении — сказуемое.в) Морфологический разбор деепричастия (особая форма глагола)Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), неизменяемость.Образец:Набирая — деепричастие, набирая, несовершенный вид, неизменяемый, в предложении — обстоятельство.г) Морфологический разбор причастия (особая форма глагола)Определение морфологических признаков: постоянные признаки — вид (совершенный или несовершенный), время, действительное (страдательное); непостоянные признаки — полная или краткая форма (у страдательных причастий), падеж (у причастий в полной форме), число, род.Образец:Проплывающую — причастие, проплывающий, действительное, настоящего времени; в винительном падеже, в ед. числе, в ж. роде, в предложении — определение.д) Морфологический разбор прилагательногоОпределение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд (качественное, относительное, притяжательное); непостоянные признаки — степень сравнения качественных прилагательных (сравнительная, превосходная), в полной или краткой форме (качественное), род, число, падеж.Образец:(В) призрачном — прилагательное, прозрачный, качественное; в полной форме, в м. роде, в ед. числе, в предложном падеже; в предложении — определение.е) Морфологический разбор наречияОпределение морфологических признаков: постоянные признаки — разряд по значению (образа действия, места, времени, причины, цели, меры и степени); непостояннные признаки — степень сравнения (в наречиях, образованных от качественных прилагательных).Образец:Медленно — наречие, неизменяемое, образа действия.ж) Морфологический разбор числительногоОпределение морфологических признаков: постоянные признаки — простое (составное), количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое; непостоянные признаки — род (если есть), число (если есть), падеж.Образец:Первый — числительное, первый, простое, порядковое; в м. роде, в ед. числе, в именительном падеже; в предложении — определение.з) Морфологический разбор предлога. Образец:С — предлог, простой, не производный.и) Морфологический разбор союзаОбразец:И — союз, сочинительный, соединительный.III. Домашнее задание1. Упр. 167 (выполнить задания к упражнению);2. Сделать морфологический разбор местоимения;3. Упр. 184 (выполнить задания 1, 3 к тексту упражнения).
-