Публикации «Ах, улица, широкая» инструментовка русской народной песни для ансамбля народных инструментов и детского хора

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ах, улица, широкая» инструментовка русской народной песни для ансамбля народных инструментов и детского хора
Автор: Екатерина Викторовна Шахнович Туркова Елена Викторовна

Толчком к созданию этой работы явился поиск нового сценического образа. В нашей школе существуют и успешно выступают несколько различных коллективов. Их яркое творческое воплощение, высокий уровень мастерства, восторженность восприятия зрителей подвигло нас объединить усилия и образовать совместный проект, в котором удачно соединились творчество хормейстера, хореографа и ансамбля преподавателей отделения народных инструментов. Нужно отметить, что в шоу-бизнесе уже давно слились эти направления. Как пример можно привести ансамбль Русская песня под руководством Н.Бабкиной, где есть свой аккомпанирующий коллектив, вокальная группа, которая одновременно выполняет танцевальные движения для создания живой картинки. Таким образом, эта идея далеко не нова. Однако в нашей школе мы являемся первопроходцами. Реализация нашего проекта исходит из структуры нашего учреждения. Объединение нескольких видов искусств под крылом одной организации (так называемая школа искусств) является современной тенденцией. До некоторого времени существовали только узко - специализированные школы (музыкальные, хореографические, художественные). Школа искусств дает шанс синтезировать эти жанры. Первым опытом в этом направлении стали фольклорные миниатюры, которые наш ансамбль совместно с хором приготовил на школьное мероприятие Музыкальный абонемент, представленное теоретическим отделением в рамках образовательной программы народные календарные праздники. В цикл миниатюр вошли песни Коляда - маляда (рождественские), Ах, спасибо хозяюшке (благодарственные), Заря-заряница (весенние), Ты удайся, удайся овес (трудовые праздники). Завершала этот цикл жанровая картинка Ах, улица широкая.
Первоначально песня задумывалась в хоровом изложении в сопровождении трио русских народных инструментов (домра малая, аккордеон, ударные). Со временем возникла идея оживить образ танцевальным действом, так как песня Ах, улица, улица широкая по жанру является плясовой. Исходя из жанровости мы и определили структуру развития – вариационная с постепенным ускорением темпа, что типично для русских плясовых (Барыня, Камаринская и др.) Развитие основных средств музыкальной выразительности также происходит по спирали - неспешно начавшийся танец превращается в вихревую пляску. Короткое задорное инструментальное вступление с трелью глиняной свистульки задает настроение массового праздничного гуляния. В первой цифре фактура изложения достаточно проста и неприхотлива: тема звучит у аккордеона, у домры – мелодичный подголосок, в партии ударных – постукивание деревянных ложек.
Во второй цифре фактура меняется за счет двойных нот в домровом изложении темы, которой придает причудливость и изящество хроматическое движение в нижнем голосе. Этот образ поддерживается аккордеоном за счет совмещения штрихов легато и стаккато, акцентов, форшлагов. Прозрачность изложению придает динамика: от пиано до форте.
По нашей общей задумке за вторым куплетом следует музыкальная вставка. Идея взять в качестве иллюстративного материала для проигрыша песню Выйду на улицу возникла в связи с желанием создать колорит многогранности, калейдоскопичности действия.
Подобно тому, как на ярмарке единовременно происходит множество событий: крикливая торговля, веселое кукольное представление, молодецкие кулачные бои и лихое катание на тройках. Жанровость и изобразительность картинке придают специфические ударные инструменты, необычные приемы игры на инструментах: глиссандирующй звук стиральной доски, игра мехом на аккордеоне (словно раздувают самовар при помощи сапога), звонкие удары домры за подставкой - все это создает яркую зрительную картинку базарного дня. Желая расширить палитру звукоизобразительности, в партии домры использован эффект подражания балалайке: аккордовая фактура, специфические синкопирующие удары на слабую долю вниз, а на сильную – вверх. Вслед за песней Выйду на улицу вновь появляется основная мелодия Ах, улица широкая в быстром темпе (резкая смена движения), в аккордовой фактуре, в верхнем регистре (аккордеон) и с пронзительно-высоким подголоском (домра). Яркость и насыщенность инструментальной музыки оттеняет четкое и звонкое звучание тамбурина. Живописность и разудалость русского разгуляя прерывает аккорд sf. Для эффекта внезапности мы использовали прием смены размера и добавили на аккорд третью, дополнительную в двухчетвертном размере, долю.
Третий куплет исполняется хором в два голоса. Для сопровождения ансамбль избрал вариационную (пассажную) форму изложения. Легкие летящие пассажи словно облекают мелодию в кружева и, таким образом, оставляют вокальную партию на переднем плане, не затмевая ее. Завершает песню инструментальное заключение, исполненное в стремительном темпе. Партии домры и аккордеона имеют широкий разрыв в диапазоне регистров, что призвано дать зрительное ощущение широты и простора.
Динамический план от mp до ff, акцентировка, укрупнение счетной доли, усложнение хоровой фактуры от унисона до трехголосия и стремительное развитие темпа, в совокупности создают выразительную музыкальную составляющую сцены народного гуляния.
Как показывает опыт, экскурс в сказания и былины, рассказы педагога о старинных обычаях, быте и праздниках (хоровые репетиции обязательно включают и эти беседы) неизменно вызывают неподдельный интерес детей. С помощью песенного фольклора можно приобщить учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать активный интерес к анализу цепочки прошлое – настоящее - будущее. Народное искусство как нельзя лучше помогает раскрыть артистические способности детей и взрослых. Каждый хормейстер, подбирая репертуар для детского хорового коллектива, обязательно включает в работу народную песню. Доступность с вокальной позиции, яркость образов, огромное жанровое разнообразие позволяют подобрать репертуар для детей любого возраста. Народное искусство начисто лишено фальши и притворства. Являясь, по сути, открытой системой, оно открывает и всех, к нему прикасающихся. Тем более обогащается опыт работы учеников музыкального отделения, близко
познакомившихся с живой народной музыкой. Уделив пристальное внимание при подборе репертуара народной песне с интересным сюжетом, добавив качественные инструментальную и хоровую аранжировки, народный костюм (либо его элементы), а также элементы танца – мы гарантированно заинтересуем детей любого, даже самого сложного подросткового возраста.
Таким образом, целью данной работы является желание автора и исполнителей прикоснуться к нашему прошлому и придать толчок в развитии нашему будущему – подрастающему поколению.
Работа предназначена для использования в репертуаре учеников детских школ искусств и преподавателей.
HYPER13PAGE HYPER15
5
-