Публикации Урок-беседа: «С музыкой по жизни».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-беседа: «С музыкой по жизни».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Урок-беседа: «С музыкой по жизни».Цель: Приобщение детей к музыкальному искусству.Задачи: Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке. Что такое музыка? (ответы детей) Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке. Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.Тихо-тихо рядом сядем -Входит музыка в наш домВ удивительном наряде,Разноцветном, расписном.И раздвинутся все стены - Вся земля видна вокруг:Плещут волны речки пенной,Чутко дремлют лес и луг.Вдаль бегут степные тропки, Тают в дымке голубой...Это музыка торопитИ ведет нас за собой.Вместе с музыкой хорошейК нам приходит волшебство,Осторожней, осторожней,Не спугнуть бы нам его.Так что же такое музыка? (ответы детей) Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мираокружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные голоса. На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до бесконечности хочется слушать музыку моря. Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей) Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную. Послушайтестихотворение Л.Дымовой «Мама поет» Светят звезды ласковоНад моим окномИ поет мне песенкуМама перед сном.Самую любимую Песенку мою:«Спи, моя хорошая,Спи, моя пригожая,Баюшки-баю!»Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей) Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько монотонные, убаюкивающие. Где же звучит музыка? (ответы детей) Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию, характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему осознанию содержания. Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной, классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку. Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления — дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье, грусть, обиду, любовь и ненависть т.д.. Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные, танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку: вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни. В классе хореографии все движения выполняются под музыку. Музыка задает темп, ритм, характер. Какой же это танец без музыки? Давайте поговорим о ритме: ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Послушайте стихотворение:Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,Когда определение верное найдешь.Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,Если этот ритм сумеешь повторить. Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или ритмические рисунки. Как музыка влияет на человека? (ответы детей) Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и активным. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. А теперь, в заключении, давайте вспомним:- когда человек впервые соприкасается с музыкой;- где звучит музыка;- как музыка влияет на человека;- нужна ли нам в жизни музыка? (ответы детей)
-