Публикации «Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений».
Автор: Светлана Николаевна Бондарева

«Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекции речевых нарушений».Почему нейроподход становится всё более популярным? Потому что он показывает стабильные результаты в коррекции. И речь идет не только о простых случаях, когда нужно научить чему-то обычного ребёнка. Нейроподход помогает всем, и детям с ОВЗ, например, аутизмом, в том числе.Многие специалисты видят в нейроподходе какой-то новый и непроверенный метод. А ещё некоторые с опаской относятся к тому, что многое идёт через игры. Хотя если посмотреть на нейроподход внимательней, то легко понять, что этот метод уже многие использовали ранее. Просто не было понимания, что используемые методы относятся к нейроподходу. Фактически, многие методы уже были, не было названия и системности использования.С рождения и до школы у ребёнка активно формируются все сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. Если у ребенка слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает. Давно замечено нейропсихологами, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры.        Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.Каким детям необходима нейрогимнастика:·         если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;·         заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;·         постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;·         плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;·         присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует или пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);·         быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;·         есть проблемы с речью разной сложности;·         наблюдается слабая познавательная деятельность;·         плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:·         развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;·         развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;·         работа над гармоничным взаимодействием полушарий;·         активизация речи;·         работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.К сожалению, далеко не везде можно найти такого узкого специалиста, как нейропсихолог. И чтобы снизить риск возникновения проблем, родителям следует уделять большое внимание физическому развитию детей. Особенно активно это нужно делать в дошкольный период.Некоторые из нейропсихологических упражнений и игр довольно просты и под силу любой маме.Вот несколько вариантов нейропсихологических игр:1. Весёлый мячИгры могут быть самыми разными: кидать мяч, подбрасывать вверх, ловить, перекидывать друг другу, сбивать мишень, катать по полу, играть в футбол, забрасывать мяч в игрушечное кольцо и т. д. Пособие «Мяч и речь» (авторы О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва) в этом поможет.2. Пальчиковая гимнастикаДля детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т. д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры («коза»«заяц» и т. д.). Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, использовать пособие «Пальчиковые шаги», авторы Е. И. Чернова и Е. Ю. Тимофеева.3. Мячи «Су-Джок».Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки.4. Дыхательная гимнастикаСильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга.Что делать:• пускать мыльные пузыри;• дуть через соломинку;• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;• задувать свечки;• сдувать бумажную салфетку или перо со стола;• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/снежинку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть и т. д.Много полезной информации по дыхательной гимнастике и не только есть в книге О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёвой «Исправляем произношение. Комплексная методика исправления артикуляционных расстройств».5. Межполушарное рисованиеЕсли полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».6. Кинезиологические упражненияОни бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.Упражнение «Кулак – ладонь»Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.Упражнение «Червячок в яблочке»Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:                                          Червяк дорогу сверху вниз                                          В огромном яблоке прогрыз.Упражнение «Класс – заяц»Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.Упражнение «Кольцо».По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение можно повторять в прямом порядке и в обратном.  На этапе коррекции фонематических процессов и работы по звукоразличению  я использую нейропсихологические методы А. В. Семенович. Если ребенок путает парные звонкие или глухие согласные, необходимо начать работу с анализа. Четко произносим смешиваемые звуки, контролируя свою артикуляцию перед зеркалом, обращаем внимание на то, в каком положении находится язык, губы и щеки. Учимся запоминать звуки на слух. Произносим несколько звуков или звуковых цепочек подряд до тех пор, пока ребенок не начнет вычленять нужный звук.Пример некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:1. Звук спрятался. Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.2. Найди общий звук. Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.3. Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?  Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.4. Слово по звукам. Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.5. Веселая цепочка. Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.6. Зашифрованное слово. Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.7. Скажи слово наоборот. Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот,  дом), постепенно переходя к более длинным словам.8. Родственные слова. Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные слова.     9. Буква изменилась. Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.  Игры на мозжечковую стимуляцию.Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.1.Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезиологическими мешочками:-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;-передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).Основные виды движений с одним мячом или мешочком:-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;-броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, «Живое-неживое», «Летает-не летает» и т.д. Например: на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж - левой.   Также существуют такие нейротренажеры, как: НЕЙРОСКАКАЛКА, НЕЙРОВОСЬМЕРКА и БАЛАНСИРОВОЧНАЯ ДОСКА.Тренажеры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.    Таким образом, использование  нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.   Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. В любом случае, если вы заметили, что ребёнок не справляется с нагрузкой, жалуется на утомляемость, страдает перепадами настроения, гиперактивен или слишком пассивен, то обратитесь за консультацией к педиатру, а он вас направит уже к узкому специалисту. 
-