Публикации
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Истоки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Истоки"
Автор: Казакова Елена Степановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Истоки"
Автор: Казакова Елена Степановна
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Истоки 2 класс.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Истоки составлена в соответствии с:
Федеральным Законом РФ от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ Об образовании в РФ;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Рабочая программа по курсу Истоки разработана на основе программы Истоки, являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. 2 класс. – М., 2013.
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63
Рабочей программой воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63 на 2023-2028 гг.
Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63
Цели программы:
Воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
накопление социокультурного опыта,
развитие навыков общения,
управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия,
обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи программы:
подвести учащихся к пониманию сутиИстоков;
развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
развивать образное и логическое мышление;
формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
Содержание курса внеурочной деятельности Истоки
Наименование раздела /темы
Дидактические единицы
Формы проведения занятий
Родной очаг
ИМЯ.Как выбираетсяимяи что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своимименем?
СЕМЬЯ –мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой осемье?
РОД –люди, происходящие от одного предка.Род– твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде. Родовые занятия. Честьрода.
ДОМ –территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названиядеревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека вдеревне?
ГОРОД.В чем его отличие от деревни. Какгородрассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Игра, тест
Беседы
Творческие проекты
Посещение музеев
Чтение духовной литературы
Выставки творческих работ
Родные просторы
НИВАиПОЛЕ.Труд земледельца. Золотая нива.Нива– творение рук человека.Нивасвященна.Нивадает жизнь человеку.Полебитвы. Почему вполепроверяется сила и дух человека?Поле и воля.
ЛЕС.Каклесслужит человеку? Дары природы. В чем красоталеса?Тайнылеса.Сказочные героилеса.Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА.О чем говорят названиярек?Какрекаслужит человеку? В чем красотарекии ее берегов? Течениерекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН.Какмореслужит человеку? В чем красотаморя?Море– конец света? Тайныморя.Мореучит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА.Путьк счастью,путьк спасению,путьк правде.Дорога жизни.Путники. Паломники. Гостеприимство.
Проектно- исследовательская деятельность
Дидактические упражнения
Игра
Викторины
Труд земной
СЕВиЖАТВА.Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодноевозрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ.Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ.Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Какткачихитерпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ.Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строитьмир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ.Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Каккузнецвещи преображает?
ЯРМАРКА.Купец. Покупатель. Товар. Какярмаркачестной торговле учит?Ярмарка– народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Соревновательно-поисковое исследование
Конкурсы
Викторины
Олимпиады
Посещение библиотеки
Выставка творческих работ
Труд души
СЛОВО.Словаумные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Ценаслова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА.Каксказкаучит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. Всказкеживет житейская мудрость.
ПЕСНЯ.Песня рождается, когда обычных слов мало. Песнипраздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн.Песнязадушевная.
ПРАЗДНИК.Смыслпраздника.
Почемупраздникназывают –труд души?Главныепраздникигода.
КНИГА.Библия – Книга книг. Книгарукописная,книгапечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА –образ иного, преображенного мира. Как чтятикону?Лампада.Красный угол.Какиконапомогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ.Почемухрамне похож на обычное здание?Храмв жизни человека.Храмхранит труд многих людей.
Инсценировки
Конкурсы
Викторины
Выставка творческих работ
Экскурсия
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
устанавливать аналогии.
правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Метапредметные результаты.
Учащийся научится:
организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
Предметные
Учащийся получит возможность научиться:
различать государственные и духовные праздники
создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Родной очаг
10
Родные просторы
8
Труд земной
8
Труд души
8
Итого
34
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Истоки составлена в соответствии с:
Федеральным Законом РФ от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ Об образовании в РФ;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г № 286 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Рабочая программа по курсу Истоки разработана на основе программы Истоки, являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. 2 класс. – М., 2013.
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63
Рабочей программой воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63 на 2023-2028 гг.
Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа №63
Цели программы:
Воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
накопление социокультурного опыта,
развитие навыков общения,
управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия,
обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи программы:
подвести учащихся к пониманию сутиИстоков;
развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
развивать образное и логическое мышление;
формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
Содержание курса внеурочной деятельности Истоки
Наименование раздела /темы
Дидактические единицы
Формы проведения занятий
Родной очаг
ИМЯ.Как выбираетсяимяи что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своимименем?
СЕМЬЯ –мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой осемье?
РОД –люди, происходящие от одного предка.Род– твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде. Родовые занятия. Честьрода.
ДОМ –территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ.Земледелие. О чем рассказывают названиядеревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека вдеревне?
ГОРОД.В чем его отличие от деревни. Какгородрассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Игра, тест
Беседы
Творческие проекты
Посещение музеев
Чтение духовной литературы
Выставки творческих работ
Родные просторы
НИВАиПОЛЕ.Труд земледельца. Золотая нива.Нива– творение рук человека.Нивасвященна.Нивадает жизнь человеку.Полебитвы. Почему вполепроверяется сила и дух человека?Поле и воля.
ЛЕС.Каклесслужит человеку? Дары природы. В чем красоталеса?Тайнылеса.Сказочные героилеса.Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА.О чем говорят названиярек?Какрекаслужит человеку? В чем красотарекии ее берегов? Течениерекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН.Какмореслужит человеку? В чем красотаморя?Море– конец света? Тайныморя.Мореучит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА.Путьк счастью,путьк спасению,путьк правде.Дорога жизни.Путники. Паломники. Гостеприимство.
Проектно- исследовательская деятельность
Дидактические упражнения
Игра
Викторины
Труд земной
СЕВиЖАТВА.Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодноевозрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ.Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ.Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Какткачихитерпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ.Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строитьмир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ.Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Каккузнецвещи преображает?
ЯРМАРКА.Купец. Покупатель. Товар. Какярмаркачестной торговле учит?Ярмарка– народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Соревновательно-поисковое исследование
Конкурсы
Викторины
Олимпиады
Посещение библиотеки
Выставка творческих работ
Труд души
СЛОВО.Словаумные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Ценаслова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА.Каксказкаучит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. Всказкеживет житейская мудрость.
ПЕСНЯ.Песня рождается, когда обычных слов мало. Песнипраздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн.Песнязадушевная.
ПРАЗДНИК.Смыслпраздника.
Почемупраздникназывают –труд души?Главныепраздникигода.
КНИГА.Библия – Книга книг. Книгарукописная,книгапечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА –образ иного, преображенного мира. Как чтятикону?Лампада.Красный угол.Какиконапомогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ.Почемухрамне похож на обычное здание?Храмв жизни человека.Храмхранит труд многих людей.
Инсценировки
Конкурсы
Викторины
Выставка творческих работ
Экскурсия
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
устанавливать аналогии.
правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Метапредметные результаты.
Учащийся научится:
организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
Предметные
Учащийся получит возможность научиться:
различать государственные и духовные праздники
создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Родной очаг
10
Родные просторы
8
Труд земной
8
Труд души
8
Итого
34
