Публикации
Роль общественного контроля в системе внешнего финансового аудита
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль общественного контроля в системе внешнего финансового аудита
Автор: Герасименко Елена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль общественного контроля в системе внешнего финансового аудита
Автор: Герасименко Елена Алексеевна
Аннотация. Статья посвящена роли общественного контроля в привлечении внимания государственных органов к социально-экономическим проблемам региона. Актуальность темы обусловлена тем, что общественный контроль способствует выявлению недостатков в работе государственных структур, что, в свою очередь, повышает эффективность принимаемых решений. Основные цели общественного контроля включают повышение доверия граждан к власти, борьбу с коррупцией, разрешение социальных конфликтов и защиту прав общества.
Постановка проблемы.В статье рассматриваются формы общественного контроля, применяемые в Пермском крае, такие как общественный мониторинг, проверки, экспертизы и обсуждения. Участие граждан в этих процессах, как общественных инспекторов и экспертов, является ключевым для решения социальных и экономических вопросов. Несмотря на важность общественного контроля, его применение в сфере регионального финансового контроля остается ограниченным.
С помощью общественного контроля осуществляются важные процессы привлечения внимания государственных органов власти к социально – экономическим проблемам в регионе, обращение внимания на недостатки в работе отдельных структур, что в свою очередь влияет на эффективность принятых решений государственными и муниципальными органами власти.
Общественный контроль направлен на повышение уровня доверия граждан к власти, снижение и пресечение фактов коррупции, на разрешение социальных конфликтов, развитие гражданских инициатив, защиту прав и интересов общества, а также на обеспечение эффективного взаимодействия между государством и институтами гражданского общества.
В осуществлении процесса общественного контроля в настоящее время могут принимать участие простые жители, которые выступают в роли общественных инспекторов, контролеров и экспертов. Соответственно, эффективное развитие общественного контроля осуществляется за счет активизации неравнодушных граждан и общественных организаций для разрешения социально – экономических вопросов и проблем.
Несмотря на значимость общественного контроля, до настоящего времени такая практика практически не используется в сфере регионального финансового контроля.
Формы общественного контроля в Пермском крае:
общественный мониторинг;
общественные проверки;
общественная экспертиза;
общественные обсуждения;
общественные (публичные) слушания.
Общественный контроль осуществляется в двух основных типах: гражданами и их объединениями и региональной группой общественного (гражданского) контроля.
Общественная палата состоит из тридцати шести членов Общественной палаты. Двенадцать членов Общественной палатыутверждаются губернатором Пермского края нений, двенадцать членов Общественной палатыутверждаются Законодательным Собранием Пермского края. Члены Общественной палаты, утвержденные губернатором и Законодательным Собранием Пермского края, не позднее чем через три месяца, большинством голосов принимают решение об утверждении12 членовиз числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями.
Рисунок 17. Характеристика Комиссий Общественной палаты Пермского края
Например, в ведении Комиссии по здравоохранению и социальной защите и физической культуре определены следующие важные вопросы:
здравоохранение; социальная защита; вопросы поддержки ветеранов, инвалидов, семьи, материнства и детства; вопросы реализации демографической политики в Пермском крае.
А для Комиссии по развитию экономики и инфраструктуры приоритетные вопросы определены:
экономика; развитие промышленности и сельского хозяйства; малый и средний бизнес; ЖКХ и строительство; транспорт; трудовые отношения; природопользование; экология.
Контрольно – счетная палата г. Перми в своей деятельности правомерно использует различные схемы взаимодействия с другими институциональными субъектами. В частности, на 2024 год с целью повышения эффективности организации контроля за законностью, результативностью использования бюджетных средств КСП г. Перми заключены соглашения о взаимодействии с:
Контрольно-счетной палатой Пермского края;
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар;
Прокуратурой Пермского края;
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю;
Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю;
ГУ МВД России по Пермскому краю;
Прокуратурой города Перми;
Пермской торгово-промышленной палатой;
Администрацией города Перми.
С Общественной палатой Пермского края до настоящего время соглашение о межведомственном взаимодействии, а, следовательно, практика общественного контроля в рамках внешнего финансового аудита не используется. При этом, общественные контролеры могут не только предупредить нарушения финансово – бюджетной сферы, но и способствовать активному возмещению денежных средств в бюджет. Как уже было указано ранее, значительная часть нарушений наблюдается в сфере организации закупок для муниципальных нужд, а серьезные растраты бюджетных денежных средств связаны с наличием заинтересованности бюджетополучателей, то есть наличии коррупционных фактов. Например, выявляются случаи заключения контрактов по низкой цене (что и является основанием для выбора победителей в конкурсной документации), но при этом отмечается самое низкое качество материалов, что приводит к их негодности уже в первые годы использования, а, следовательно, требуют новых бюджетных затрат на их замену. Также недостатки обусловлены низкой эффективностью выбора подрядчиков, которые на момент необходимости начала работ (например, при заключении контракта на выполнение ремонтных работ) могут иметь финансовые проблемы, иски о признании банкротом, или которые, приступив к работам, не заканчивают их в условиях финансовых проблем.
В настоящее время процедура получения сведений о результатах общественного контроля в Пермском крае и принятых мерах, обеспечение их обнародования и ответной реакции органов исполнительной власти в виде принятия конкретных управленческих решений нормами права практически не регулируется.
Конкретные институты гражданского общества еще слабо вовлечены в осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Еще низко доверие населения не только к этим органам, но и к институтам гражданского общества.
Практика общественного контроля в сфере организации муниципальных закупок в Пермском крае ранее была активизирована движением За честные закупки, а для принятии участия в данном направлении любой гражданин или общественная организации могли зарегистрироваться на сайте государственных закупок [54], определить, какая закупка вызвала сомнение и по какой причине, внести ее данные, перейдя на сайт проекта ЗА честные закупки.
В настоящее время такая практика реализуется в формате движения Народный фронт - Бюро расследований общероссийского народного Фонда. В 2020 году пермские активисты проекта Бюро расследований ОНФ выявили коррупционную составляющую в закупке медицинского оборудования для Клинического кардиологического диспансера. Как выяснили эксперты Бюро расследований ОНФ, в одно и то же время два разных заказчика заплатили за медицинское оборудование разную цену. При это разница достигала почти 12 млн. руб., на эти деньги можно было дополнительно приобрести примерно пять машин скоройпомощи. Бюро расследований Народного фронта является открытой платформой для борьбы с расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств, а с помощью активистов и участников осуществляется постоянный мониторинг, анализ и обнаружение нарушений для обеспечения прозрачности и справедливости для повышения качество жизни людей, создается справедливая и эффективная система управления народными ресурсами.
В настоящее время деятельность Народного фронта в г. Перми преимущественно направлена на решение вопросов СВО, сбора и передачи гуманитарной помощи пострадавшим территориям и вновь присоединенным регионам.
Также в Перми реализуется практика общественных слушаний - форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством. Обычно на общественных слушаниях рассматриваются следующие вопросы с участием граждан и общественных организаций:
-проект бюджета города Перми и отчет о его исполнении;
-проект стратегии социально-экономического развития г.Перми;
-вопросы о преобразовании муниципального образования г. Пермь;
-проект правил благоустройства территории г. Перми, а также проект, предусматривающий внесение в них изменений.
При исследовании региональной практики не удалось найти конкретный список регионов, которые ввели общественный контроль за бюджетными средствами в 2023 году. Однаков России стартовал пилотный проект, позволяющий гражданам участвовать в распределении бюджетных средств на местном уровне через портал Госуслуги. Общественный контроль в этом ракурсе осуществляется только в рамках реализуемого проекта, предложенного и обоснованного активными жителями и общественными организациями, то есть превысить рамка выделенных средств невозможно.
Таким образом, в г. Перми необходимо организовать практику общественного контроля не только за распределением бюджетных денежных средств (общественные слушания), но и за целесообразностью, правомерностью, законностью и объективностью их использования администрации г. Перми и подведомственных учреждений.
При осуществлении общественного контроля за бюджетными средствами г. Перми в целях обобщения результатов контрольных мероприятий, с точки зрения правомерности, эффективности, целесообразности и целевого использования, предлагается выделить следующие основные группы бюджетных нарушений:
- нецелевое использование (расходование) бюджетных средств;
- неправомерное использование (расходование) бюджетных средств;
- неэффективное использование (расходование) бюджетных средств.
Итак, с целью повышения эффективности внешнего аудита бюджетных средств г. Перми предлагается активизация общественного контроля за счет создания специальных советов, установление специальных критериев оценки результативности органов власти и подведомственных учреждений в части расходования бюджетных средств. Предложит КСП г. Перми размещать ежеквартально отчетную информацию о результатах проверок для информационной возможности участников общественного контроля знакомиться с этими результатами.
Комиссии Общественной палаты Пермского края
Комиссия по здравоохранению, социальной защите и физической культуре
Комиссия по образованию, патриотическому воспитанию и делам молодежи
Комиссия по развитию экономики и инфраструктуры
Комиссия по культуре, развитию информационного общества и сохранению духовного наследия
Комиссия по организации общественного контроля и взаимодействию с ОНК
Комиссия по развитию институтов гражданского общества
Комиссия по экологии и охране окружающей среды
Постановка проблемы.В статье рассматриваются формы общественного контроля, применяемые в Пермском крае, такие как общественный мониторинг, проверки, экспертизы и обсуждения. Участие граждан в этих процессах, как общественных инспекторов и экспертов, является ключевым для решения социальных и экономических вопросов. Несмотря на важность общественного контроля, его применение в сфере регионального финансового контроля остается ограниченным.
С помощью общественного контроля осуществляются важные процессы привлечения внимания государственных органов власти к социально – экономическим проблемам в регионе, обращение внимания на недостатки в работе отдельных структур, что в свою очередь влияет на эффективность принятых решений государственными и муниципальными органами власти.
Общественный контроль направлен на повышение уровня доверия граждан к власти, снижение и пресечение фактов коррупции, на разрешение социальных конфликтов, развитие гражданских инициатив, защиту прав и интересов общества, а также на обеспечение эффективного взаимодействия между государством и институтами гражданского общества.
В осуществлении процесса общественного контроля в настоящее время могут принимать участие простые жители, которые выступают в роли общественных инспекторов, контролеров и экспертов. Соответственно, эффективное развитие общественного контроля осуществляется за счет активизации неравнодушных граждан и общественных организаций для разрешения социально – экономических вопросов и проблем.
Несмотря на значимость общественного контроля, до настоящего времени такая практика практически не используется в сфере регионального финансового контроля.
Формы общественного контроля в Пермском крае:
общественный мониторинг;
общественные проверки;
общественная экспертиза;
общественные обсуждения;
общественные (публичные) слушания.
Общественный контроль осуществляется в двух основных типах: гражданами и их объединениями и региональной группой общественного (гражданского) контроля.
Общественная палата состоит из тридцати шести членов Общественной палаты. Двенадцать членов Общественной палатыутверждаются губернатором Пермского края нений, двенадцать членов Общественной палатыутверждаются Законодательным Собранием Пермского края. Члены Общественной палаты, утвержденные губернатором и Законодательным Собранием Пермского края, не позднее чем через три месяца, большинством голосов принимают решение об утверждении12 членовиз числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями.
Рисунок 17. Характеристика Комиссий Общественной палаты Пермского края
Например, в ведении Комиссии по здравоохранению и социальной защите и физической культуре определены следующие важные вопросы:
здравоохранение; социальная защита; вопросы поддержки ветеранов, инвалидов, семьи, материнства и детства; вопросы реализации демографической политики в Пермском крае.
А для Комиссии по развитию экономики и инфраструктуры приоритетные вопросы определены:
экономика; развитие промышленности и сельского хозяйства; малый и средний бизнес; ЖКХ и строительство; транспорт; трудовые отношения; природопользование; экология.
Контрольно – счетная палата г. Перми в своей деятельности правомерно использует различные схемы взаимодействия с другими институциональными субъектами. В частности, на 2024 год с целью повышения эффективности организации контроля за законностью, результативностью использования бюджетных средств КСП г. Перми заключены соглашения о взаимодействии с:
Контрольно-счетной палатой Пермского края;
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Краснодар;
Прокуратурой Пермского края;
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю;
Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю;
ГУ МВД России по Пермскому краю;
Прокуратурой города Перми;
Пермской торгово-промышленной палатой;
Администрацией города Перми.
С Общественной палатой Пермского края до настоящего время соглашение о межведомственном взаимодействии, а, следовательно, практика общественного контроля в рамках внешнего финансового аудита не используется. При этом, общественные контролеры могут не только предупредить нарушения финансово – бюджетной сферы, но и способствовать активному возмещению денежных средств в бюджет. Как уже было указано ранее, значительная часть нарушений наблюдается в сфере организации закупок для муниципальных нужд, а серьезные растраты бюджетных денежных средств связаны с наличием заинтересованности бюджетополучателей, то есть наличии коррупционных фактов. Например, выявляются случаи заключения контрактов по низкой цене (что и является основанием для выбора победителей в конкурсной документации), но при этом отмечается самое низкое качество материалов, что приводит к их негодности уже в первые годы использования, а, следовательно, требуют новых бюджетных затрат на их замену. Также недостатки обусловлены низкой эффективностью выбора подрядчиков, которые на момент необходимости начала работ (например, при заключении контракта на выполнение ремонтных работ) могут иметь финансовые проблемы, иски о признании банкротом, или которые, приступив к работам, не заканчивают их в условиях финансовых проблем.
В настоящее время процедура получения сведений о результатах общественного контроля в Пермском крае и принятых мерах, обеспечение их обнародования и ответной реакции органов исполнительной власти в виде принятия конкретных управленческих решений нормами права практически не регулируется.
Конкретные институты гражданского общества еще слабо вовлечены в осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Еще низко доверие населения не только к этим органам, но и к институтам гражданского общества.
Практика общественного контроля в сфере организации муниципальных закупок в Пермском крае ранее была активизирована движением За честные закупки, а для принятии участия в данном направлении любой гражданин или общественная организации могли зарегистрироваться на сайте государственных закупок [54], определить, какая закупка вызвала сомнение и по какой причине, внести ее данные, перейдя на сайт проекта ЗА честные закупки.
В настоящее время такая практика реализуется в формате движения Народный фронт - Бюро расследований общероссийского народного Фонда. В 2020 году пермские активисты проекта Бюро расследований ОНФ выявили коррупционную составляющую в закупке медицинского оборудования для Клинического кардиологического диспансера. Как выяснили эксперты Бюро расследований ОНФ, в одно и то же время два разных заказчика заплатили за медицинское оборудование разную цену. При это разница достигала почти 12 млн. руб., на эти деньги можно было дополнительно приобрести примерно пять машин скоройпомощи. Бюро расследований Народного фронта является открытой платформой для борьбы с расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств, а с помощью активистов и участников осуществляется постоянный мониторинг, анализ и обнаружение нарушений для обеспечения прозрачности и справедливости для повышения качество жизни людей, создается справедливая и эффективная система управления народными ресурсами.
В настоящее время деятельность Народного фронта в г. Перми преимущественно направлена на решение вопросов СВО, сбора и передачи гуманитарной помощи пострадавшим территориям и вновь присоединенным регионам.
Также в Перми реализуется практика общественных слушаний - форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством. Обычно на общественных слушаниях рассматриваются следующие вопросы с участием граждан и общественных организаций:
-проект бюджета города Перми и отчет о его исполнении;
-проект стратегии социально-экономического развития г.Перми;
-вопросы о преобразовании муниципального образования г. Пермь;
-проект правил благоустройства территории г. Перми, а также проект, предусматривающий внесение в них изменений.
При исследовании региональной практики не удалось найти конкретный список регионов, которые ввели общественный контроль за бюджетными средствами в 2023 году. Однаков России стартовал пилотный проект, позволяющий гражданам участвовать в распределении бюджетных средств на местном уровне через портал Госуслуги. Общественный контроль в этом ракурсе осуществляется только в рамках реализуемого проекта, предложенного и обоснованного активными жителями и общественными организациями, то есть превысить рамка выделенных средств невозможно.
Таким образом, в г. Перми необходимо организовать практику общественного контроля не только за распределением бюджетных денежных средств (общественные слушания), но и за целесообразностью, правомерностью, законностью и объективностью их использования администрации г. Перми и подведомственных учреждений.
При осуществлении общественного контроля за бюджетными средствами г. Перми в целях обобщения результатов контрольных мероприятий, с точки зрения правомерности, эффективности, целесообразности и целевого использования, предлагается выделить следующие основные группы бюджетных нарушений:
- нецелевое использование (расходование) бюджетных средств;
- неправомерное использование (расходование) бюджетных средств;
- неэффективное использование (расходование) бюджетных средств.
Итак, с целью повышения эффективности внешнего аудита бюджетных средств г. Перми предлагается активизация общественного контроля за счет создания специальных советов, установление специальных критериев оценки результативности органов власти и подведомственных учреждений в части расходования бюджетных средств. Предложит КСП г. Перми размещать ежеквартально отчетную информацию о результатах проверок для информационной возможности участников общественного контроля знакомиться с этими результатами.
Комиссии Общественной палаты Пермского края
Комиссия по здравоохранению, социальной защите и физической культуре
Комиссия по образованию, патриотическому воспитанию и делам молодежи
Комиссия по развитию экономики и инфраструктуры
Комиссия по культуре, развитию информационного общества и сохранению духовного наследия
Комиссия по организации общественного контроля и взаимодействию с ОНК
Комиссия по развитию институтов гражданского общества
Комиссия по экологии и охране окружающей среды
