Публикации «Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»
Автор: Заречнева Елена Петровна

«Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения»Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Источник образования звуков речи - воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Дыхательные упражнения помогают выработать силу и правильное распределение выдоха.Важность формирования воздушной струи заключается в следующем:1. Звуковое образование. Воздушная струя является источником звука. Она создает вибрации в гортани, что приводит к образованию звуковой волны. Это начальный этап образования звука, и правильное управление воздушной струей определяет, каким будет звук.2. Артикуляционные особенности. Направление и сила воздушной струи влияют на форму и характеристики звука. Например, для звука "п" воздушная струя должна быть блокирована губами и затем резко выпущена, создавая плоский звук.3. Артикуляционные дефекты. Несовершенное управление воздушной струей может привести к артикуляционным дефектам. Например, если воздушная струя не блокируется полностью при произнесении звука "б", то возникает дефект "беглого" звука, что может затруднять восприятие речи и вызывать затруднения в общении.Процесс формирования воздушной струи при постановке звуков может варьироваться в зависимости от конкретного звука.Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка следующих основных противопоставлений. Воздушная струя при произнесении шипящих звуков: широкая, теплая, слабая, рассеянная. Воздушная струя при произнесении свистящих звуков: узкая, холодная, сильная, направленная. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.Три основных направления воздушной струи:- Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков: - губно-зубных (в, вь, ф, фь), - заднеязычных (к, кь, г, гь, х, хь), - переднеязычных (т, ть, д, дь), - свистящих (с, сь, з, зь, ц).- Воздушная струя направлена прямо по центру языка вверх. Это характерно для произнесения:- шипящих звуков (ш, ж, щ, ч); - вибрантов (р, рь).- Воздушная струя направлена прямо по боковым краям языка. Это характерно для произнесения:- смычно-проходных звуков (л, ль).В системе логопедической работы по формированию воздушной струи можно выделить основные направления:1. Дутье при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щек. Надувание обеих щек одновременно и удерживать в них воздух. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую). Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.2. Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжение круговой мышцы рта.3. Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое окошечко.4. Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет. Бумажные бабочки, птички, самолетики, снежинки подвешивают на нитках, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны для отработки длительного плавного выдоха. Шарики для пинг-понга, шарики Марблс, карандаши, ватные шарики. Все это можно перемещать на поверхности стола с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота - получится импровизированный футбол. Можно ввести соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота». Задувание свечи. Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи.5. Дутье сквозь растянутые в улыбку губы.6. Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассеивает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.7. Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Пошлепать язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.8. Дутье на язык.9. Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить зубочистку и пустить ветерок.10. Удерживать язык широким за верхними зубами, подуть на его кончик, почувствовав ветерок.11. Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи нужно придерживаться следующих методических рекомендаций:Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении: воздух в нем должен быть средней влажности. Одежда не должна стеснять движений. Выполнять упражнения, сидя, стоя или лежа при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой. Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения. Гипервентиляция легких ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение, поэтому нужно учитывать дозированность количества и темпа упражнений. Нельзя надувать щеки. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Упражнения могут выполняться под счет. Следить за эмоциональным состоянием ребенка, оно должно быть уравновешенным.При формировании воздушной струи можно использовать следующие приемы.«Тактильный контроль». Тыльная сторона ладони одной руки ребенка удерживается перед собственным ртом. Тыльная сторона ладони другой руки ребенка подносится ко рту логопеда. Тем самым ребенок ощущает производимую им воздушную струю и имеет возможность сравнить ее с образцом. Тот же самый прием можно выполнять с закрытыми глазами с целью концентрации внимания на тактильных ощущениях. «Наматываем нитку на клубок». В процессе дутья ребенок изображает руками наматывания нитки на клубок.В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:- Упражнения проводить в проветренном помещении;- Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена;- Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный;- Следить за направлением воздушной струи;- Упражнения не длятся дольше 3 минут;- Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз;- Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки;- Выдыхаемый воздух нельзя задерживать;- Упражнения легче выполняться под счет;- Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала;- Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.Упражнения на развитие воздушной струи.1. «Загнать мяч в ворота» ЦЕЛЬ: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.2. «Кто дальше загонит мяч» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.3. «Паровозик свистит» ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.4. «Фокус», «Парашютик» ЦЕЛЬ: направление воздушной струи по середине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.5. «Охотник идет по болотам» ЦЕЛЬ: распределение воздушной струи по бокам. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.6. «Фасолевые гонки» ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.7. «Узнай, что это» ЦЕЛЬ: развитие обоняния и глубокого вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.8. «Чья фигурка дальше улетит?» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.9. «Кораблик» ЦЕЛЬ: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.10. «Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-З горошины и 2-З ореха) предварительно разбросаны по всему полю. 11. «Мыльные пузыри» ЦЕЛЬ: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.12. «Новогодние трубочки-шутки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.13. «Надуй игрушку» ЦЕЛЬ: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.14. «Флюгер» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и дуть на флюгер или вертушку.15. «Свеча» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Ребёнок делает глубокий вдох, затем задержку дыхания (1 секунда) и ровный, медленный выдох-пламя свечи легло, и надо удержать в этом положении воздушной струёй. Нельзя задувать пламя.16. «Погаси свечу» ЦЕЛЬ: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу - задуть свечу как можно быстрее.17. «Певец» ЦЕЛЬ: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот - беззвучная артикуляция. 18. «Добавь слог» ЦЕЛЬ: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».19. «Снежинки» ЦЕЛЬ: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из бумаги (или салфеток) снежинки, прикреплённые тонкими ниточками к варежкам. Каждый ребенок садится напротив своей варежки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «снег», дети дуют на варежки, сдувая снежинки. Если варежки сделаны из картона, их можно держать в руках.Формирование воздушной струи является фундаментальным этапом в постановке звуков и важным аспектом развития речи. Правильное управление воздушной струей помогает создавать четкую и правильную артикуляцию звуков. Логопеды играют важную роль в развитии этих навыков у детей и взрослых с артикуляционными нарушениями, помогая им улучшить свою коммуникативную способность и качество речи.Используемая литература1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. М.: Книголюб, 2004г.2. Буденная Т.В.Логопедическая гимнастика. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.3. Максаков А.И.Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1988г.4. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Ростов н/Д: Феникс, 2011г.5. Интернет-ресурсы.
-