Публикации Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ на уроках изобразительной деятельности в условиях ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей у обучающихся с ОВЗ на уроках изобразительной деятельности в условиях ФГОС
Автор: Андреева Марина Юрьевна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОСМарина Юрьевна АндрееваГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждениешкола № 627 Санкт-Петербург, Россияучитель- дефектологОбучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризует отставание в развитии психической деятельности, недостаточность сформированности зрительного восприятия и аналитико-синтетической деятельности, способности к операциям и недостаточно сформирована способность к умственным операциям. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность. Для двигательной сферы таких обучающихся характерны нарушения произвольной регуляции. Движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью, плохой координацией. Ученик не может длительное время удерживать в руках карандаш или кисточку. В нашей школе развитие творческих способностей является одной из важных составляющих образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта),и обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на детей. В рамках реализации здоровьесберегающих технологий учителя ГБОУ школы №627 Невского района активно применяют различные техники и приемы рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Такие уроки направлены на социально-педагогическое взаимодействие обучающихся с ОВЗ и педагогов, специалистов школы,а так же овладение элементарными навыками различных видов художественной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей,фантазии и эмоциональной отзывчивости.На занятиях по изобразительной деятельности обучающиеся осваивают различные нетрадиционные техники и приемы, такие как рисование мятой бумагой, кляксография, печать по трафарету, монотипия, пластилинография, рисование палочками, рисование ладошкой и другие способы, которые влияют на развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений рук, зрительно-двигательной координации. Вместе с формированием элементарных навыков художественной деятельности у обучающихся с ОВЗ закладываются основы эмоционального отношения к окружающим, расширяются представления об окружающем мире, с происходящими в нем событиями. Развитие творческих способностей способствует обогащению знаний и представлений у обучающихся с ОВЗ о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. На уроках рисования, учащиеся узнают, что рисовать можно не только красками, но и карандашами, фломастерами, а также можно использовать для рисования клей, соль, и различные сыпучие материалы, пуговицы, стружку, яичную скорлупу. В своей работе учителя школы используют прием рисования руками: ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони. На практике можно получать изображения с помощью подручных средств: ниток, веревок, различного природного материала. При непосредственном контакте пальцев рук с краской учащиеся знакомятся с ее свойствами: густотой, твердостью, вязкостью. Применение различных приемов изображения позволяют учесть индивидуальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Используемые техники и приемы дают возможность обучающимся с ОВЗ почувствовать разнообразие спектра красок и изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира. Хочется отметить, что применение в работе различных приемов и техник рисования, способствует развитию познавательной деятельности, сенсорному развитию учащихся с ОВЗ, развитию мелкой моторики, глазомера, а также влияют на развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации и личностной сферы детей с ОВЗ в целом.Каждый урок по изобразительной деятельности включает в себя здоровьесберегающие технологии, это чередование пальчиковой гимнастики и физкультминутки. Выполнение пальчиковой гимнастики способствует развитию мелкой моторики, а также позволяет установить контакт между учителем и учеником по средствам контакта рук. На таких уроках учащиеся самостоятельно выбирают предмет для работы (пальчиковые краски, гуашь или карандаши) и способ его использования. Предлагая обучающимся с ОВЗ возможность выбрать тот или иной предмет для рисования, они реализуют свои потребности и пожелания в форме выбора. На уроках по изобразительной деятельности педагоги и специалисты школы ориентируются прежде всего на создание творческой и фантазийной атмосферы. Творчество- непременное условие успешного развития личности ребёнка с ОВЗ, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях, пройти успешно процесс социализации. Проведение ежегодного мониторинга показывает, что проведение таких уроков по изобразительной деятельности способствуют развитию любознательности, активности, повышению мотивации к обучению. Обучающимся с ОВЗ нравятся такие уроки с применением нетрадиционных техник рисования, а их внимание становится более устойчивым, расширяются представления об окружающем социуме, с происходящими в нем событиями.Список источников
  • Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 224 с.
  • Захарова Ю.В. Рисуем вместе необычными способами / Ю.В. Захарова // Дефектология, 2010. № 7. С. 11–17.
  • Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков в процессе физического воспитания / В.М. Мозговой // Дефектология, 1989. № 4. С. 14–18.
  • -