Публикации МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Черникова Ирина Борисовна

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Музыкальные игры являются одним из способов развития у детей способности воспринимать музыку. Под музыку дети выполняют движения, различные игровые действия. Это способствует тому, что они лучше чувствуют характер произведения, его содержание, композицию. Игра создаёт широкие возможности для выявления интересов детей, активизирует творческое мышление ребёнка, формирование которого начинается уже с раннего возраста. В процессе творчества выявляются способности каждого ребёнка, направленность личности, своеобразие детских интересов и потребностей.
Для быстрого и точного усвоения правил игры считаю необходимым вызвать интерес к ней. Без этого почти невозможно сконцентрировать внимание маленьких детей на предстоящей деятельности.
Так, до разучивания игры Медведь и зайцы в средней группе зачитали детям маленькие рассказы про медведя, про зайца, показали картинки, во время музыкальных упражнений предложили воспроизвести характерные для медведя и зайца движения. В процессе занятия мы вместе с детьми выявили присущие этим зверям особенности: медведь ступает тяжело, медленно, принюхивается; заяц пуглив, легко и живо, неслышно скачет. После такой беседы предложила детям прослушать музыку, сопровождающую игру, и отгадать, какого зверя характеризует та или иная часть произведения. Ког-
да прозвучало произведение Г.Чтчян Зайки танцуют, дети сразу узнали, что это весело и легко скачет заяц. При прослушивании произведения Н.Ветлугиной Медведь определили тяжёлую поступь медведя. Правильное восприятие музыкальных образов облегчило детям понимание содержание игры и помогло глубоко эмоциональному, красочному воспроизведению ими ролей. Для усиления образности исполнения я приготовила шапочки для медведя и зайцев. При каждом повторе медведь выбирался новый, что позволяло вовлечь в игру всех детей. Индивидуальное исполнение ролей помогло развитию в детях самостоятельности, повысило интерес к игре.
В старшей и подготовительной к школе группе требования к музыкальным играм всё более усложняются. Дети должны уметь прослушать и различить музыкальные фразы, делать движения, соответствующие как содержанию музыки, так и её выразительным средствам.
Я тщательно готовлюсь к проведению игр. Например, перед игрой Плетень на музыкальных занятиях учила детей выделять начало музыкальной фразы, хлопая в ладоши, выступать вперёд рядами простым и танцевальным шагом, останавливаться на конец музыкальной фразы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования /ФГОС ДО/ отмечается необходимость развития творческих способностей детей: инсценирование игровых песен, придумывание новых вариантов образного движения в играх, комбинирование элементов танцевальных движений. Для этого необходимо развивать творческие задатки детей. Н.А.Ветлугина отмечала, что творчество немыслимо без предварительного накопления музыкальных впечатлений и освоения навыков исполнения выразительного движения.
Чтобы детям дать разнообразные музыкальные впечатления, я во время занятий систематически организую прослушивание музыки. Слушание музыки включается и в тематические концерты, такие, как Любимый композитор, Времена года, Сказка в музыке. Также, на музыкальных занятиях и занятиях по хореографии учим детей различным движениям, которые ребята затем используют в играх и танцах.
Есть у детей и любимые музыкальные игры. Например, осенью с интересом играли в игру Ты катись, катись, арбузик /муз.народная/. Чтобы активизировать творческое воображение детей, стимулировать их самостоятельные творческие поиски, я не показывала им танцевальные движения, а предлагала воспроизвести их самостоятельно, опираясь на свой музыкальный и двигательный опыт. Очень понравилась детям игра Санки /муз. Сауко/. С большим желанием и интересом они исполняли образные движения, проговаривая текст. Эту игру я включила в Новогодние праздники.
Большое значение для развития самостоятельности и творческой инициативы детей имеет инсценирование игровых песен, при котором дети воспроизводят
содержание и образы песен так, как они их понимают. Для инсценировки вначале подбираю песенку, где даётся только один образ. Затем предлагаю новые песни по принципу постепенного усложнения их содержания и происходящего действия. Соответственно увеличивается количество участников инсценировки.
После того, как дети усвоили песню В лесу / муз. С.Бабановой, сл.А.Юдиной/, я предложила им придумать по содержанию песни игру, что очень ребятам понравилось. В песне рассказывается о том, как дети весело бегают в лесу, ловят бабочек, а те легко и быстро пархают. Трудолюбивые пчёлки летают с цветка на цветок и собирают сладкий нектар. Каждый из детей создал свой образ того или иного персонажа.
Детям бывает гораздо труднее придумать игру, соответствующую содержанию инструментальной музыки, её композиции. Это требует больших усилий и внимания, целенаправленного прослушивания, выявления выразительных музыкальных средств. Например, Клоуны муз. Д. Кабалевского.
Поскольку с детьми подготовительной группы ведётся большая работа, направленная на развития мышления, памяти, внимания, творческих способностей и ребята уже в какой-то мере подготовлены слушать и понимать
музыку, то они в состоянии придумать не только новое содержание игры, но и музыку /простейшие мелодии/.
Таким образом, я старалась в своей практике развить у детей творческое мышление, творческую инициативу, творческие задатки посредством наблюдений, ознакомления с окружающей средой, посредством произведений
искусства. Для этого я прибегала к разным средствам, методам, создавала соответствующую обстановку, стимулирующую активную творческую деятельность детей.
-