Публикации Социальная адаптация детей с ТМНР посредством сенсорной интеграции

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей с ТМНР посредством сенсорной интеграции
Автор: Котегова Евгения Михайловна

Консультация для родителей от педагога - психологаСоциальная адаптация детей с ТМНР посредством сенсорной интеграцииСоциальная адаптация – это форма взаимодействия человека с социальной средой, активное приспособление личности к ее условиям и требованиям социума.Немаловажную роль играет сенсорная интеграция в развитии ребенка с ТМНР  и нарушения или недоразвитие отдельных систем восприятия (в первую очередь базовых) или функций может вызывать различные проблемы в социальной адаптации ребенка. Процесс  сенсорной интеграции - это приведение в порядок всех ощущений, поступивших в мозг  человека и  построение из них единой картины о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды, на основании которой  формируется адекватный ответ на внешние раздражители. Это способность нашей нервной системы продуктивно свести воедино всю информацию, поступающую от разных каналов.Если мир ребенком воспринимается фрагментарно, то он будет являться для него источником стресса, поэтому для этого необходимо систематизировать получаемую информацию об окружающем мире разными видами ощущений (зрительное, слуховое, тактильное, равновесие и др.). Метод сенсорной интеграции является способом научить ребенка взаимодействию со средой и благоприятно воздействует на него.Родителям необходимо осознавать всю важность такой деятельности. Поэтому простые упражнения, которые достаточно просто организовать дома, могут постепенно гармонизировать восприятие мира ребёнком с ТМНР, что значительно улучшит его адаптивные возможности и поведение. Это, например, ползание, прыжки на батуте, лазание через мягкий туннель, качание на качелях, гамаке, фитболе, ходьба по горке, узкой дорожке, траве, мягкое балансирование и даже перенос небольших тяжестей может помочь детям научиться чувствовать свое тело, ориентироваться в пространстве, развить зрительно-двигательную координацию, общую моторику. Для развития тактильных ощущений в домашних условиях можно использовать: - игры с крупами, песком и водой - перебирание мелких камешков, орехов, перьев, шишек- разрывание и комкание разных видов бумаги (салфетки, цветная бумага, газета, картон)- ощупывание ткани, кожи, меха, дерева- разминание пластилина, теста, любых пластичных материалов- игры с массажными мячиками, веревочками и разными предметами.Для слухового развития можно сделать «Шумящие баночки» - в простые пластмассовые баночки насыпать по отдельности, горох, фасоль, песок, камешки и предлагать на слух ребенку определить, какая баночка шумела. Слуховое восприятие тренируем чаще всего не изолированно, а в совокупности с другими видами восприятия.Зрительное развитие развивается через наблюдение в природе или за действиями другого человека, игры с цветом, формой и величиной, поиграть с зеркалом, посмотреть на горящую свечу, во время прогулки понаблюдать за фонтаном. Одновременно с тренировкой зрительного восприятия, решаются и другие задачи – изучение цветов, размеров, геометрических форм, стимулируется речевое развитие, развивается зрительно-моторная координация и т.д.При развитии вкуса можно давать ребенку попробовать сладкие, соленые и кислые продукты. Упражнения можно выполнять как за столом во время принятия пищи, так и в отдельно отведенное время. Используем натуральные овощи, фрукты, ягоды, продукты питания. Для развития обоняния предлагаем ребенку понюхать духи, цветы, специи и душистые травы, выбрать понравившийся запах или аромат.Таким образом, включая в игры элементы сенсорной интеграции, формируются базовые ощущения, которые в дельнейшем позволят ребёнку с ТМНР улучшить качество жизни, саморегуляции и поведения, сформирует предпосылки для коммуникации. Что, в конечном итоге, будет способствовать успешности социальной адаптации ребенка в социуме.ВОПРОС РОДИТЕЛЯ: Что делать, если мой ребенок боится один качаться на качелях?ОТВЕТ:Нужно постепенно приучать ребенка к таким ощущениям:- начать с покачиваний ребенка на своих руках- понаблюдать во время прогулки за другими детьми, которые качаются на качелях, похвалить их - дать возможность ребенку пораскачивать, потрогать пустые качели, чтобы он перестал бояться такого движения- затем качаться вместе с ребенком на качелях, но понемногу, отвлекать разговором, если он еще напряжен- затем пробовать ребенка слегка покачать одного и похвалить его, что он молодец.
-