Публикации
Методическая разработка "О любви в жизни Н.А. Некрасова"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "О любви в жизни Н.А. Некрасова"
Автор: Оксана Александровна Якимова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "О любви в жизни Н.А. Некрасова"
Автор: Оксана Александровна Якимова
Региональный конкурс методических материалов«Изучение родного (русского) языка и родной (русской) литературы в образовательных организациях», посвящённого 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. ДостоевскогоНоминация:методические разработки по организации внеурочной деятельности по поддержке и продвижению чтения родной (русской) литературы на примере творчества писателей.тема методической разработки:Сценарий литературной гостиной « Я вас любил…» О любви в жизни НекрасоваБиблиотекарь: Якимова Оксана АлександровнаСценарий литературной гостиной « Я вас любил…» О любви в жизни Некрасова В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить.М. Горький Когда любят, то приносят себя в жертву.Р. Роллан Зачем же ты в душе неистребимаМечта любви, не знающей конца... Н.А. Некрасов Цели:1.Познакомить с фактами биографии и любовной лирикой Н. А. Некрасова.2.Показать своеобразие стиля автора, углубить представление о соотношении лирического героя и биографического автора.3. Внести дополнительные сведения в представление учащихся о личности Некрасова, познакомив их с первыми и последними любовными романами его жизни. 4. Формировать навык выразительного чтения и анализа поэтических текстов.5. Воспитывать трепетное отношение к своим чувствам и чувствам других людей. Ведущий: Мы знаем совсем немного и еще меньше говорим в школе о любви в жизни Николая Алексеевича Некрасова, хотя это принято делать в отношении почти каждого поэта. Когда же разговор заходит о Некрасове, то говорят о сложности отношений с Панаевой, ссорах и непонимании, а чаще эта тема вообще опускается. Однажды Чуковский, проходя в музее Некрасова на Литейном мимо бюста поэта, остановился и воскликнул: « Неужели вы думаете, что такой человек мог написать: «Долго не сдавалась Любушка-соседка»?!» Действительно, бюсты, портреты Некрасова, где он изображен с лицом строгим и скорбным, поэтом – «плакальщиком» народной доли, на первый взгляд, почти исключают возможность искать у него стихи о любви. Не только стихи, но и письма рассказывают об отношении Некрасова к любви вообще, об отношении к женщине. Как, например, раскрывается он в реплике о Тургеневе в письме к Толстому: « На днях мы как-то заговорили о любви – он мне сказал: « я, так и теперь еще, через 15 лет, люблю эту женщину, что готов по ее приказанию плясать на крыше нагишом, выкрашенной желтой краской!» Это было сказано так невзначай и искренно, что у меня любви к нему прибавилось». Разве это обычная реакция? Еще больше любить человека, узнавая о том, как любит тот! Но и сам Некрасов любить умел. В жизни Некрасова было не одно увлечение, но самые глубокие и настоящие. Это любовь к Авдотье Яковлевне Панаевой и Фекле Анисимовне Вигдоровой – Зине, как он ее называл. С ними связаны прекраснейшие строки его стихов и писем. Забывать о них – значит вычеркивать из жизни поэта что-то самое заветное и личностное, то, что делает его поэтом. Ведущий 2: Однажды студеным зимним вечером в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень бледен, плохо одет, все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался как-то расплатиться в трактире. Тщетно! Буфетчик менять суп на стихи категорически отказался...» Таким был Николай Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых.Поэтический дар Некрасова Белинский оценил тогда, когда тот прочел своим сиплым голосом стихотворение «В дороге». У Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный». Ведущий 1: Это был перелом. Отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском доме как равного. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.Некрасову было двадцать два года, ей было двадцать четыре. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Смолоду эта женщина была очень красива. «Одна из самых красивых женщин в Петербурге», - вспоминал о ней граф Соллогуб.«Не только безукоризненно красива, но и привлекательная брюнетка», - писал А.Фет. И даже Чернышевский: «красавица, каких не очень много».Я был влюблен не на шутку, теперь проходит, а не знаю еще…Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя. ( Ф. Достоевский)Ее муж Панаев, добрый и мягкий, в то же время «мот, вертопрах, свистун», женился на ней, когда ей не было еще девятнадцати, «едва ли не за тем, чтобы шеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске. Целый сезон он был счастлив, съездил с нею, конечно, в Париж, побывал в Казанском имении, покружился в Москве, почитал ей Вальтер Скотта и Купера и вскоре упорхнул за новой головокружительной юбкой.А двадцатилетняя красавица – жена была оставлена без всякой защиты… Словом, нужно не тому удивляться, что она в конце концов сошлась с Некрасовым, а тому, что она так долго с ним не сходилась. Они познакомились в 1843 году. Панаев в это время отбился от нее окончательно и почти ежедневно, пьяный, возвращался домой на рассвете…Вначале она решительно отвергла его (Некрасова). Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой был человек, чтобы отстать. Ее упрямство только разжигало его. «Как долго ты была сурова, как ты хотела верить мне и как и верила, и колебалась снова», - вспоминал он в позднейшем письме. Нелегко досталась ему эта женщина. Впоследствии он любил вспоминать «и первое движенье страсти, так бурно волновавшей кровь, и долгую борьбу с самим собою и не убитую борьбою, но с каждым днем сильней кипевшую любовь». Этот Любовный поединок продолжался с 1843 года по 1848. В 1848 году она, окончательно пренебреженная мужем, стала, наконец, женой Некрасова, и день, когда это случилось, долго был для него праздником из праздников.Счастливый день! Его я отличаюВ семье обыкновенных днейС него я жизнь свою считаюИ праздную в душе своей!» Ведущий 2. В сборнике 1856 года, в его четвёртом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений, посвященных А.Я.Панаевой (1819—1893). Незаурядная писательница (ей принадлежат широко известные «Воспоминания» и написанные в соавторстве с Некрасовым романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», повесть «Семья Тальниковых» и ряд рассказов. К. Чуковский — один из крупнейших «некрасоведов» — писал: «Любовные стихотворения Некрасова замечательны тем, что они написаны от лица утомленного труженика, задавленного непосильной работой. Тем-то и полюбились эти стихи тогдашней трудовой молодежи, что в них она увидела свое, — то, чего не находила у поэтов-дворян: изображение труженической, жесткой, ненарядной любви разночинца». Чтец: Когда из мрака заблужденьяГорячим словом убежденьяЯ душу падшую извлек,И, вся полна глубокой муки,Ты прокляла, ломая руки,Тебя опутавший порок; Когда забывчивую совестьВоспоминанием казня,Ты мне передавала повестьВсего, что было до меня; И вдруг, закрыв лицо руками,Стыдом и ужасом полна,Ты разрешилася слезами,Возмущена, потрясена,- Верь: я внимал не без участья,Я жадно каждый звук ловил…Я понял все, дитя несчастья!Я все простил и все забыл. Зачем же тайному сомненьюТы ежечасно предана?Толпы бессмысленному мненьюУжель и ты покорена? Не верь толпе — пустой и лживой,Забудь сомнения свои,В душе болезненно-пугливойГнетущей мысли не таи! Грустя напрасно и бесплодно,Не пригревай змеи в грудиИ в дом мой смело и свободноХозяйкой полною войди! Ведущий 1. В стихотворениях «панаевского цикла» почти нет социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, «поединок роковой». Кто же эти «двое»? Лирический герой на распутье, он словно изучает своё чувство. Он не страшится показать свою неправоту, но такой же искренности ждёт и от подруги. Он порой эгоистичен, «уныл и угрюм», но часто сам страдает от своего эгоизма и понимает, как он мучит возлюбленную. Главное его достоинство – великодушие, умение прощать. Он - человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению.Чтец:Я не люблю иронии твоей.Оставь ее отжившим и не жившим,А нам с тобой, так горячо любившим,Еще остаток чувства сохранившим, -Нам рано предаваться ей!Пока еще застенчиво и нежноСвидание продлить желаешь ты,Пока еще кипят во мне мятежноРевнивые тревоги и мечты –Не торопи развязки неизбежной!И без того она недалека:Кипим сильней, последней жаждой полны,Но в сердце тайный холод и тоска...Так осенью бурливее река,Но холодней бушующие волны..! Чтец:Так это шутка? Милая моя,Как боязлив, как недогадлив я!Я плакал над твоим рассчитанно-суровым,Коротким и сухим письмом;Ни лаской дружеской, ни откровенным словомТы сердца не порадовала в нем.Я спрашивал: не демон ли раздораТвоей рукой насмешливо водил?Я говорил: «Когда б нас разлучила ссора,-Но так тяжел, так горек, так уныл,Так нежен был последний час разлуки…Еще твой друг забыть его не мог,И вновь ему ты посылаешь мукиСомнения, догадок и тревог —Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,Рассеянной досужей клеветою,Возмущена душа твоя была?И, мучима томительным недугом,Ты над своим отсутствующим другомБез оправданья суд произнесла?Или то был один каприз случайный,Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайнойЯ мучился: я плакал и страдал,В догадках ум испуганный блуждал,Я жалок был в отчаянье суровом… Всему конец! своим единым словомДуше моей ты возвратила вновьИ прежний мир, и прежнюю любовь;И сердце шлет тебе благословенья,Как вестнице нежданного спасенья…Так няня в лес ребенка заведетИ спрячется сама за куст высокий;Встревоженный, он ищет и зовет,И мечется в тоске жестокой,И падает, бессильный, на траву…А няня вдруг: ау! ау!В нем радостью внезапной сердце бьется,Он всё забыл: он плачет и смеётся,И прыгает, и весело бежит,И падает — и няню не бранит,Но к сердцу жмет виновницу испуга,Как от беды избавившего друга… Ведущий 2. В центре «панаевского цикла» — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать». Героиня любовной лирики Некрасова - красивая, живая, вспыльчивая, страстная, («что минута, то вспышка готова»), насмешливая, порой суровая («скупая на ласки»), с быстрыми сменами настроения, ревнивая, гордая, властная и в то же время покорная. Она удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным: Чтец:Ты всегда хороша несравненно,Но когда я уныл и угрюм,Оживляется так вдохновенноТвой веселый, насмешливый ум;Ты хохочешь так бойко и мило,Так врагов моих глупых бранишь,То, понурив головку уныло,Так лукаво меня ты смешишь;Так добра ты, скупая на ласки,Поцелуй твой так полон огня,И твои ненаглядные глазкиТак голубят и гладят меня,-Что с тобой настоящее гореЯ разумно и кротко сношу,И вперед - в это темное море -Без обычного страха гляжу... Ведущий 1. Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего. Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии. В его стихах всегда какая-то история, чаще воспоминание о былом счастье, которое уже не вернется.Чтец:Мы с тобой бестолковые люди:Что минута, то вспышка готова!Облегченье взволнованной груди,Неразумное, резкое слово.Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир и скорее наскучит.Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья... Чтец:Давно - отвергнутый тобою...Давно - отвергнутый тобою,Я шёл по этим берегамИ, полон думой роковою,Мгновенно кинулся к волнам.Они приветливо яснели.На край обрыва я ступил -Вдруг волны грозно потемнели,И страх меня остановил!Поздней - любви и счастья полны,Ходили часто мы сюда.И ты благословляла волны,Меня отвергшие тогда.Теперь - один, забыт тобою,Чрез много роковых годов,Брожу с убитою душоюОпять у этих берегов.И та же мысль приходит снова -И на обрыве я стою,Но волны не грозят сурово,А манят в глубину свою.Чтец: Да, наша жизнь текла мятежно,Полна тревог, полна утрат,Расстаться было неизбежно -И за тебя теперь я рад!Но с той поры как всё кругом меня пустынно!Отдаться не могу с любовью ничему,И жизнь скучна, и время длинно,И холоден я к делу своему.Не знал бы я, зачем встаю с постели,Когда б не мысль: авось и прилетелиСегодня наконец заветные листы,В которых мне расскажешь ты:Здорова ли? что думаешь? легко лиПод дальним небом дышится тебе,Грустишь ли ты, жалея прежней доли,Охотно ль повинуешься судьбе?Желал бы я, чтоб сонное забвеньеНа долгий срок мне на душу сошло,Когда б мое воображеньеБлуждать в прошедшем не могло...Прошедшее! его волшебной властиПокорствуя, переживаю вновьИ первое движенье страсти,Так бурно взволновавшей кровь,И долгую борьбу самим с собою,И не убитую борьбою,Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.Как долго ты была сурова,Как ты хотела верить мне,И как ты верила, и колебалась снова,И как поверила вполне!(Счастливый день! Его я отличаюВ семье обычных дней;С него я жизнь мою считаю,Я праздную его в душе моей!)Я вспомнил всё... одним воспоминаньем,Одним прошедшим я живу -И то, что в нем казалось нам страданьем,-И то теперь я счастием зову...А ты?.. ты так же ли печали предана?..И так же ли в одни воспоминаньяСредь добровольного изгнаньяТвоя душа погружена?Иль новая роскошная природа,И жизнь кипящая, и полная свободаТебя невольно увлекли,И позабыла ты вдалиВсё, чем мучительно и сладко так пороюМы были счастливы с тобою?Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!Я счастия тебе желаю и молю,Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,Души моей смягчает муки…Ведущий 2: Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит.Умом Некрасов понимал, до какого состояния довели их сложные отношения его любимую женщину, как она изменилась внутренне и внешне с тех пор, как они познакомились. Он каялся в стихах перед ней: Чтец: Тяжелый крест достался ей на долю…Тяжелый крест достался ей на долю:Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;Кому и страсть, и молодость, и волю -Всё отдала, - тот стал ее палач!Давно ни с кем она не знает встречи;Угнетена, пуглива и грустна,Безумные, язвительные речиБезропотно выслушивать должна:"Не говори, что молодость сгубилаТы, ревностью истерзана моей;Не говори!.. близка моя могила,А ты цветка весеннего свежей!Тот день, когда меня ты полюбилаИ от меня услышала: люблю -Не проклинай! близка моя могила:Поправлю всё, всё смертью искуплю!Не говори, что дни твои унылы,Тюремщиком больного не зови:Передо мной - холодный мрак могилы,Перед тобой - объятия любви!Я знаю: ты другого полюбила,Щадить и ждать наскучило тебе...О, погоди! близка моя могила -Начатое и кончить дай судьбе!.."Ужасные, убийственные звуки!..Как статуя прекрасна и бледна,Она молчит, свои ломая руки...И что сказать могла б ему она?.. Ведущий 1: После этих событий пройдёт ещё долгих 8 лет их сближений и расставаний. Лирическая миниатюра «Прости» (1856) обращена к А. Я. Панаевой и вызвана намерением найти примирение с нею после размолвки, когда поэт окажется рядом с нею за границей. Панаева сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где поэт консультировался с европейскими докторами. Самые разные чувства одушевляют это стихотворение. Здесь и просьба о прощении за прежние обиды, и заклинание о забвении, и исповедь, и возвышение переживаемой любви, и призыв к памяти о самом прекрасном, и благословение.Чтец:Прости! Не помни дней паденья,Тоски, унынья, озлобленья, -Не помни бурь, не помни слез,Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светилоНад нами ласково всходилоИ бодро мы свершали путь –Благослови и не забудь! Ведущий 2. Некрасов писал, что «когда Авдотья Яковлевна была здорова, тогда трудно приискать лучшего товарища для беспечной жизни». Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Их усиливает не только двойственное положение жены-любовницы, но и смерть детей, рождённых в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым (умерла дочь Панаева и сыновья Некрасова).В 1862 году внезапно умер И.И.Панаев. Положение Авдотьи Яковлевны в их общем доме стало ещё более неопределённым. И в 1863 году они окончательно расстались. Но эхо «панаевского цикла» будет не раз ещё отдаваться в лирике Некрасова, в частности в драматических «Трех элегиях» (1874) Ведущий 1. Некрасов позаботился о дальнейшей судьбе этой глубоко несчастной женщины. Он назначил ей небольшую пенсию и выплатил пятьдесят тысяч рублей – панаевскую долю «Современника». Вскоре Авдотья Яковлевна вышла замуж за литератора, секретаря редакции «Современника» А.Ф.Головачёва. Она родила дочь и вся отдалась её воспитанию. Наконец-то исполнилась ее заветная мечта – иметь ребенка и жить тихой семейной жизнью. Но семейное счастье продолжалось недолго; муж от нее ушел, а деньги были прожиты. Ведущий 2: Облик этой далеко не заурядной женщины и с годами не тускнел в благодарной памяти поэта. Панаева Авдотья Яковлевна была женщиной, которую поэт обессмертил в своих стихах.Чтец:ПрощаньеМы разошлись на полпути,Мы разлучились до разлукиИ думали: не будет мукиВ последнем роковом "прости",Но даже плакать нету силы.Пиши - прошу я одного...Мне эти письма будут милыИ святы, как цветы с могилы, -С могилы сердца моего!Ведущий 1: Последний роман в жизни Некрасова, начавшийся в июле 1870 года, сильно отличается от первого. Он был не очень долог, всего семь лет. Между ним и ею была большая разница в возрасте: ей – 23, ему – 49, огромная – в интеллектуальном развитии. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. Некрасову не нравилось её простонародное имя – Фёкла Анисимовна. Он стал называть её Зиной, Зинаидой Николаевной Викторовой. Ее внешность доносит прекрасный словесный портрет, сделанный сыном поэта Плещеева, который увидел ее в 1872 году. По его мнению, она «была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом и всегда приветливой улыбкой. Волосы ее были светлые, профиль на редкость правильный, римский… Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства». Наверное, многим казалось, что все быстро закончится мимолетной интрижкой. А произошло настоящее чудо. Стареющий, лысый, с желтым лицом человек сумел внушить юной, красивой, живой и веселой подруге такое сильное чувство, которое сделало ее подлинной женой поэта. В короткое время получилось так, что все его заботы и хлопоты стали ее заботами, она разделяла все его увлечения и радости, а когда на него обрушилась смертельная болезнь, она и страдания его взяла на себя. Она любила его стихи и знала их еще до встречи с ним, слушала его чтение с восторгом и заучивала строки наизусть. Вникала во все, со временем взяла на себя даже хлопоты по сдаче корректур журнала. Зина оказалась великолепной наездницей и страстной охотницей. Теперь и летние выезды в деревню они совершали вместе, а перед отъездом она радостно объезжала петербургские магазины, закупая подарки для деревенских друзей. Ее веселый и легкий нрав преобразил весь быт. Недаром в трудные месяцы болезни он просит:Чтец:Пододвинь перо, бумагу, книги! Милый друг! Легенду я слыхал: Пали с плеч подвижника вериги, И подвижник мёртвый пал! Помогай же мне трудиться, Зина!Труд всегда меня животворил.Вот ещё красивая картина –Запиши, пока я не забыл! Да не плачь украдкой! – Верь надежде,Смейся, пой, как пела ты весной,Повторяй друзьям моим, как прежде,Каждый стих, записанный тобой. Говори, что ты довольна другом:В торжестве одержанных победНад своим мучителем недугомПозабыл о смерти твой поэт! Ведущий 2: О нежности, заботе, внимании, благодарности Некрасова к Зине лучше всего свидетельствуют, конечно, бессмертные стихи цикла «Последние песни», чудные строки в стихах, прямо обращенных к жене – Зине. Но он оценил ее еще до того, как пришло последнее испытание. «Сохранились две книги стихов, подаренные ей с такими надписями: «Милому и единственному другу моему Зине. Н. Некрасов. 12 февраля 1874; «Милой дорогой Зине. Н. Некрасов. 12 февраля 1874». Такие посвящения надо уметь заслужить, но и создать их может только любящее сердце. Среди событий этих семи лет, снова как-то высвечивающих личность Некрасова, на наш взгляд есть и поразительные. Первый - случай с любимой собакой Кадо. Вместе с Зиной покупали они новое охотничье имение – Чудову Луку, которое позволило бы охотиться поближе к Петербургу, не оставляя надолго журнальные дела. И вот однажды они приезжают на отдых и охоту в Чудову Луку. Едва коляска остановилась, собака вырвалась из рук и радостно ринулась в кусты, почуяв какой-то след. Стремительно бросилась за ней Зина с ружьем… Через несколько минут раздался выстрел, и затем страшный крик Зины. Нечаянно она попала в собаку и убила ее… Горе Некрасова было ужасным. Он обожал своих собак, а Кадо был любимцем. Рассказывают, что ни одного слова упрека он не бросил даже сгоряча в адрес Зины… Ведущий 1: Другой полный драматизма эпизод – венчание за несколько месяцев до смерти. Уже в начале 1877г. Некрасов составил завещание, не забыв никого, даже Авдотью Яковлевну Панаеву. Тогда же он понял, как сложно положение Зины, с которой он не был обвенчан и которая могла оказаться без всяких пра наследования. Но он был уже так плох, что об участии в церковной церемонии не могло быть и речи. Много сил потратили друзья, чтобы найти выход. «По совету митрополита, к которому пришлось обращаться за разрешением, они достали через военное ведомство походную церковь-палатку и разместили ее в зале некрасовской квартиры». «4 апреля 1877 года, за несколько дней до операции, в столовой была поставлена походная церковь, и умирающего поэта, едва не кричавшего от сильной боли, босого, в одной рубашке, под руки обвели три раза вокруг аналоя, - это был обряд венчания с З.Н. Некрасовой».Это был последний подвиг любящего сердца.Чтец:ЗинеТы еще на жизнь имеешь право,Быстро я иду к закату дней.Я умру — моя померкнет слава,Не дивись — и не тужи о ней! Знай, дитя: ей долгим, ярким светомНе гореть на имени моем:Мне борьба мешала быть поэтом,Песни мне мешали быть бойцом. Кто, служа великим целям века,Жизнь свою всецело отдаетНа борьбу за брата-человека,Только тот себя переживет… Чтец: Двести уж дней, Двести ночей, Муки мои продолжаются: Ночью и днём В сердце твоём Стоны мои отзываются, Двести уж дней, Двести ночей! Тёмные зимние дни, Ясные зимние ночи... Зина! Закрой утомлённые очи! Зина! Усни!Чтец:ГОРЯЩИЕ ПИСЬМАОни горят!.. Их не напишешь вновь,Хоть написать, смеясь, ты обещала...Уж не горит ли с ними и любовь,Которая их сердцу диктовала?Их ложью жизнь еще не назвала,Ни правды их еще не доказала...Но та рука со злобой их сожгла,Которая с любовью их писала!Свободно ты решила выбор свой,И не как раб упал я на колени;Но ты идешь по лестнице крутойИ дерзко жжешь пройденные ступени!..Безумный шаг!.. быть может, роковой.... . . . . . . . . . . . . . . Как ты кротка, как ты послушна,Ты рада быть его рабой,Но он внимает равнодушно,Уныл и холоден душой.А прежде... помнишь? Молода,Горда, надменна и прекрасна,Ты им играла самовластно,Но он любил, любил тогда!Так солнце осени — без тучСтоит не грея на лазури,А летом и сквозь сумрак буриБросает животворный луч...Чтец:Тяжелый год - сломил меня недуг...Тяжелый год - сломил меня недуг,Беда настигла, счастье изменило,И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила! Истерзана, озлоблена борьбой, С своими кровными врагами! Страдалица! стоишь ты предо мнойПрекрасным призраком с безумными глазами! Упали волосы до плеч,Уста горят, румянцем рдеют щеки, И необузданная речь Сливается в ужасные упреки,Жестокие, неправые... Постой!Не я обрек твои младые годыНа жизнь без счастья и свободы,Я друг, я не губитель твой!Но ты не слушаешь… Ведущий 2: Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем. Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов поэтизировал и «прозу любви». Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка. Творчество А.Н.Некрасова многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие его стихи звучат сегодня актуально и по-новому сильно.Литература:1.Некрасов Н.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Просвещение, 1986.2.Мадер Р. Д. «Да, наша жизнь текла мятежно…»/ Литература в школе №8, 2004.3.Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. - М.: Просвещение, 1985.4.Степанов Н. Л. Николай Алексеевич Некрасов. - М., 1962.5. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература 19 века. Вторая половина: В 2 ч./Под редакцией Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.6.Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. - М., 1955.
