Публикации Проведение подвижных игр с детьми младшего школьного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проведение подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Автор: Зубкова Юлия Владимировна

Проведение подвижных игр с детьми младшего школьного возраста
Полноценное физическое развитие младшего школьника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных умений навыков и основанных на них физических качеств, проявление интереса к различным, доступным ребенку видам движений.
Подвижные игры всегда являлись одним из главных средств физического развития детей.
Подвижные игры – это самостоятельная разновидность игр, представляющая собой совокупность многообразных двигательных действий, основным содержанием которых являются естественные движения в беге, прыжках и метании.
Характерными признаками подвижных игр являются:
ярко выраженная эмоциональность игровых действий;
близость многих игровых действий к целостным действиям, непосредственно встречающимся в жизни, труде, спорте;
комплексное одновременное проявление разнообразных двигательных действий, физических, моральных, волевых качеств;
направляющее значение сюжета, образности, идеи игры в развертывании игровых действий;
присвоение игроку определенной роли, устанавливающей его место в игре, взаимозависимость функций между играющими;
широкая самостоятельность действий, в известной мере ограничиваемая и направляемая правилами;
постоянная изменчивость игровой обстановки, различно (иногда внезапно) складывающиеся игровые ситуации;
большое многообразие способов достижения поставленной цели;
наличие элементов состязаний;
невозможность точного дозирования физической нагрузки, а также строгой регламентации как целостных действий, так и отдельных движений, исключение совершенно точной повторности движений, полного совпадения условий, в которых может выполняться тот или иной игровой прием.
В каждой отдельной подвижной игре большинство отмеченных особенностей может выражаться по-разному (ярче или слабее, более или менее полно) в зависимости от конкретного содержания, состава играющих, способа ее проведения и других условий. Это необходимо учесть так как подвижные игры отличаются большим многообразием.
Организация и методика руководства подвижными играми
Обязательным условием проведения подвижных игр является подготовка педагога. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. Подбирая игру, педагог обращается прежде всего к программе.
Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами.
Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Воспитатель регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов. Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям.
К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей (если необходимо).
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Сначала происходит предварительное объяснение игры с учетом возросших психологических возможностей детей. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Руководство подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.
В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.
Педагогу необходимо следить за движениями: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время.
Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы программой, но педагог должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Подводя итог игры, педагог отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество. Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);
изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный);
провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
усложнить правила.
При правильной организации и умелом руководстве, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают неоценимое воздействие на разностороннее развитие школьников.
HYPER13PAGE HYPER15
HYPER13PAGE HYPER15
-