Публикации
Воспитание творческой личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода на занятиях по математике
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание творческой личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода на занятиях по математике
Автор: Шамукаев Салай Милаевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание творческой личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода на занятиях по математике
Автор: Шамукаев Салай Милаевич
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
БИРСКИЙ МЕДИКО – ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Доклад на тему:
Воспитание творческой личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода на занятиях по математике
Составил: Шамукаев С.М.
Бирск 2024
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность обучающегося и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Поэтому в ходе урока главная задача преподавателя обеспечить активную познавательную деятельность обучающихся, используя различные формы её организации: коллективную, фронтальную и индивидуальную.
Индивидуализация обучения –организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Математика объективно является наиболее сложным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми обучающимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" обучающегося в обучении математике приводит к снижению успеваемости в группе.
В обучении математике проблема дифференциации занимает особое место.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между обучающимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех студентов, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности обучающихся. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.
Дифференциация в переводе с латинского difference означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1. К внешней дифференциации относится и профильная дифференциация по содержанию, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение.
Внешнее дифференцирование имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты внешнего дифференцирования:
1) исключение неоправданных и нецелесообразных "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в классах, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;
6) развитие самостоятельности обучающихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление обучающихся по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остаётся дискуссионным вопросом.
Сейчас количество классов в одной параллели особенно в старших классах уменьшает возможность введения внешней и профильной дифференциации.
Второй вид дифференциации - Внутренняя (уровневая) дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Предполагается, что каждый обучающийся должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем, в полном объёме, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума.
Внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике.
Осуществление данного вида дифференциального обучения гораздо труднее. Обучающихся много, а учитель один, поэтому очень сложно построить учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося. Поэтому выделяются отдельные группы обучающихся, обучение которых строится по-разному. Каждая группа, имеющая сходные индивидуальные особенности, идёт своим путём.
От скорости усвоения учебного материала и активности мышления зависит уровень усвоенных знаний.
Выделим 3 уровня сформированности общеучебных знаний, умений и навыков у обучающихся:
Уровень А (средний) – репродуктивный уровень характеризуется тем, что учащийся не может самостоятельно ставить цель и выбрать оптимальный путь её достижения; учебный материал усваивает лишь на уровне механического запоминания; при составлении конспекта не всегда может выделить главное, самостоятельно осмыслить изучаемый материал и оценить результаты своих действий; способен к решению только простейших задач, не требующих преобразования формул.
Уровень В (достаточный) – ассоциативно – оценочный уровень характеризуется тем, что учащийся активно принимает учебную цель и может самостоятельно проследовать по предложенному пути её достижения; умеет работать с различными источниками информации по плану, составленному с помощью учителя, способен решать задачи, требующие преобразования формул, под непосредственным руководством учителя, либо по аналогии с другими подобными задачами.
3. Уровень С (высокий) – креативный уровень характеризуется тем, что учащийся может самостоятельно поставить цель,выбрать рациональный и оптимальный путь её достижения; способен активно работать с различными источниками информации; может выделить главное в изучаемом материале; способен к самостоятельному осмыслению учебного материала, его аргументированному изложению и интерпретации, используя при этом собственный план ответа; самостоятельно сформулировать выводы; может самостоятельно решать задачи, требующие преобразования формул; способен оценить верность решения и в некоторых случаях найти другой способ решения, выбрав наиболее рациональный.
С помощью уровневого дифференцированного подхода в каждой группе реализовываются конкретные цели учебной деятельности.
С обучающимися группы А (средний уровень).
1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
2. Пробуждение интереса к математике путём использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решённую задачу.
4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С обучающимися группы В (достаточный уровень).
1. Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
2. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения предмету.
3. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
4. Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С обучающимися группы С (высокий уровень).
1. Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
4. Доведение обучающихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Необходимо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Главное продумать и хорошо подготовиться к каждому уроку, подобрать задания для каждого уровня учащихся, обязательно решать все задания и иметь ответы к заданиям повышенной сложности для детей, которые решают на опережение. Иначе невозможно будет держать во внимании целый класс, и проверять выполненные задания. Такая работа даёт результат, если это проводить в системе, а не от случая к случаю.
Дифференцированный подход можно осуществлять на любом этапе урока и на уроке любого типа.
Вопрос индивидуализации в обучении, несмотря на особое внимание к нему в психолого-методической литературе, не потерял и сегодня своей актуальности. Поскольку применение рассмотренных выше принципов в обучении ведет к повышению качества знаний учащихся, осмысленности изучаемого материала, активизирует стремление ребят к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Это очень важный аспект образования, т.к. в настоящее время математика всё больше становится гуманитарным предметом. Но наряду с подготовкой учеников, которые в дальнейшем не свяжут свою деятельность с математикой, необходимо учитывать интересы и тех, для кого математика и будущая профессия будут стоять рядом.
Проблема индивидуального подхода в системе дифференцированного обучения требует серьёзного внимания со стороны учёных, психологов, педагогов. Это особо важная составляющая успеха наших детей при достижении новых вершин.
Список литературы.
Кабанова – Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение, Заание серия Педагогика и психология №5, 1981Калмыкова З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога; Знание №3 1982
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, М.; Педагогика, 1975
Руководство самообразованием школьников, М.; Просвещение, 1983
Харьковская В.Ф. Организация индивидуального подхода к учащимся на уроках математики, М.; Просвещение, 1979
Якиманская И.С. Развивающее обучение М.; Педагогика, 1989
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.
HYPER13PAGE HYPER15
2
БИРСКИЙ МЕДИКО – ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Доклад на тему:
Воспитание творческой личности на основе дифференцированного и индивидуального подхода на занятиях по математике
Составил: Шамукаев С.М.
Бирск 2024
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность обучающегося и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Поэтому в ходе урока главная задача преподавателя обеспечить активную познавательную деятельность обучающихся, используя различные формы её организации: коллективную, фронтальную и индивидуальную.
Индивидуализация обучения –организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Математика объективно является наиболее сложным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми обучающимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" обучающегося в обучении математике приводит к снижению успеваемости в группе.
В обучении математике проблема дифференциации занимает особое место.
Следовательно, необходима такая организация учебного процесса, которая позволила бы учитывать различия между обучающимися и создавать оптимальные условия для эффективной учебной деятельности всех студентов, то есть возникает необходимость перестройки содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности обучающихся. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.
Дифференциация в переводе с латинского difference означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей.
Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения.
1. К внешней дифференциации относится и профильная дифференциация по содержанию, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение.
Внешнее дифференцирование имеет свои плюсы и минусы.
Положительные аспекты внешнего дифференцирования:
1) исключение неоправданных и нецелесообразных "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
5) в классах, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться;
6) развитие самостоятельности обучающихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление обучающихся по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остаётся дискуссионным вопросом.
Сейчас количество классов в одной параллели особенно в старших классах уменьшает возможность введения внешней и профильной дифференциации.
Второй вид дифференциации - Внутренняя (уровневая) дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Предполагается, что каждый обучающийся должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем, в полном объёме, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума.
Внутреннюю (уровневую) дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения математике.
Осуществление данного вида дифференциального обучения гораздо труднее. Обучающихся много, а учитель один, поэтому очень сложно построить учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося. Поэтому выделяются отдельные группы обучающихся, обучение которых строится по-разному. Каждая группа, имеющая сходные индивидуальные особенности, идёт своим путём.
От скорости усвоения учебного материала и активности мышления зависит уровень усвоенных знаний.
Выделим 3 уровня сформированности общеучебных знаний, умений и навыков у обучающихся:
Уровень А (средний) – репродуктивный уровень характеризуется тем, что учащийся не может самостоятельно ставить цель и выбрать оптимальный путь её достижения; учебный материал усваивает лишь на уровне механического запоминания; при составлении конспекта не всегда может выделить главное, самостоятельно осмыслить изучаемый материал и оценить результаты своих действий; способен к решению только простейших задач, не требующих преобразования формул.
Уровень В (достаточный) – ассоциативно – оценочный уровень характеризуется тем, что учащийся активно принимает учебную цель и может самостоятельно проследовать по предложенному пути её достижения; умеет работать с различными источниками информации по плану, составленному с помощью учителя, способен решать задачи, требующие преобразования формул, под непосредственным руководством учителя, либо по аналогии с другими подобными задачами.
3. Уровень С (высокий) – креативный уровень характеризуется тем, что учащийся может самостоятельно поставить цель,выбрать рациональный и оптимальный путь её достижения; способен активно работать с различными источниками информации; может выделить главное в изучаемом материале; способен к самостоятельному осмыслению учебного материала, его аргументированному изложению и интерпретации, используя при этом собственный план ответа; самостоятельно сформулировать выводы; может самостоятельно решать задачи, требующие преобразования формул; способен оценить верность решения и в некоторых случаях найти другой способ решения, выбрав наиболее рациональный.
С помощью уровневого дифференцированного подхода в каждой группе реализовываются конкретные цели учебной деятельности.
С обучающимися группы А (средний уровень).
1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
2. Пробуждение интереса к математике путём использования игровых элементов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решённую задачу.
4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С обучающимися группы В (достаточный уровень).
1. Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
2. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения предмету.
3. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
4. Доведение обучающихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.
С обучающимися группы С (высокий уровень).
1. Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
4. Доведение обучающихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Необходимо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Главное продумать и хорошо подготовиться к каждому уроку, подобрать задания для каждого уровня учащихся, обязательно решать все задания и иметь ответы к заданиям повышенной сложности для детей, которые решают на опережение. Иначе невозможно будет держать во внимании целый класс, и проверять выполненные задания. Такая работа даёт результат, если это проводить в системе, а не от случая к случаю.
Дифференцированный подход можно осуществлять на любом этапе урока и на уроке любого типа.
Вопрос индивидуализации в обучении, несмотря на особое внимание к нему в психолого-методической литературе, не потерял и сегодня своей актуальности. Поскольку применение рассмотренных выше принципов в обучении ведет к повышению качества знаний учащихся, осмысленности изучаемого материала, активизирует стремление ребят к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Это очень важный аспект образования, т.к. в настоящее время математика всё больше становится гуманитарным предметом. Но наряду с подготовкой учеников, которые в дальнейшем не свяжут свою деятельность с математикой, необходимо учитывать интересы и тех, для кого математика и будущая профессия будут стоять рядом.
Проблема индивидуального подхода в системе дифференцированного обучения требует серьёзного внимания со стороны учёных, психологов, педагогов. Это особо важная составляющая успеха наших детей при достижении новых вершин.
Список литературы.
Кабанова – Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение, Заание серия Педагогика и психология №5, 1981Калмыкова З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога; Знание №3 1982
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, М.; Педагогика, 1975
Руководство самообразованием школьников, М.; Просвещение, 1983
Харьковская В.Ф. Организация индивидуального подхода к учащимся на уроках математики, М.; Просвещение, 1979
Якиманская И.С. Развивающее обучение М.; Педагогика, 1989
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.
HYPER13PAGE HYPER15
2
