Публикации «Приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом упражнений учебника на уроках русского (родного) языка в 5 классе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом упражнений учебника на уроках русского (родного) языка в 5 классе»
Автор: Шелемба Ирина Николаевна

«Приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом упражнений учебника на уроках русского (родного) языка в 5 классе»Шелемба Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературыКОГОБУ СШ пгт. Подосиновец пгт. Подосиновец2021 «Приёмы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом упражнений учебника на уроках русского (родного) языка в 5 классе» (Русский родной язык. 5 класс: учебн. Пособие для общеобразоват. Организаций/ (О.М.Александрова и др.). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019)Содержание программы учебного предмета «Русский родной язык», которая разработана для образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка как родного языка, ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на освоение не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, таких как обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.Работа над формированием метапредметных результатов невозможна без выполнения упражнений, предложенных учебным пособием. Но у обучающихся недостаточно развита способность понимать и использовать письменные тексты упражнений учебника, размышлять о них и заниматься чтением текстов для того, чтобы достигать поставленных целей, расширять свои знания и возможности. Отсюда возникла проблема: как работать с текстом упражнений учебного пособия, чтобы достичь целей, поставленных перед учителем и обучающимися при изучении родного русского языка и какие  формы организации работы с текстом упражнений учебника  помогают решить эти проблемы? Поиск ответа на этот вопрос оказался очень интересным и продуктивным. Чтобы найти наиболее эффективные формы работы с текстом упражнений на уроках русского (родного) языка в 5 классе, способствующие формированию универсальных учебных действий обучающихся, была изучена литература по данной теме, выявлены основные теоретические понятия, рассмотрена классификация и виды заданий к тексту, предложенных учителями русского языка в своих публикациях, так как задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой и незнакомой обучающимся познавательной ситуации остаётся самой актуальной при изучении всех предметов в школе. Ведь неслучайно, по мнению В.Г. Маранцмана, труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а “способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться”. Для прохождения пути от читательских впечатлений до точного и полного понимания смысла текста помогает система заданий по обучению навыкам смыслового чтения, цель которого – не только максимально точно и полно понять содержание текста упражнения, но и уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, то есть качественно обработать в своем сознании прочитанное.  Ведь осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.Мною было замечено, что разные приёмы работы по обучению навыкам смыслового чтения при работе с текстом упражнений на уроках родного русского языка стимулируют интерес обучающихся к предмету, развивают творческую активность.Наиболее удачными приёмами работы с текстами упражнений стали следующие приёмы:Приём «Предугадывание слова согласно заголовку» Задание: Перед тобой фрагмент книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Земля родная» (Учебное пособие С.9 упр. 7). Подумай, о чем будет текст с таким названием? Запиши свои ассоциации.Земля родная: дом, родина, место рождения, Отчизна, родная природа родной язык и т. д. Приём «Эй ар гайд» Задание 1. Подумай над высказываниями, предложенными во второй колонке. Если ты согласен с ними, поставь «+» в первой колонке, если не согласен, поставь «-» в последней колонке.Задание 2. Прочитай текст упр. 9 с.11 из учебного пособия “Русский родной язык» 5 класс. Оцени высказывания знаками “+” и “-” в последней колонке.Задание 3. Изменилось ли твое мнение? Что нового ты узнал из текста?Восстанови фрагменты текстаВ учебном пособии (упр. 9 с. 11) предлагается текст, в котором пропущены фрагменты. Используя материал для справок, вставить фрагменты текста, стараясь уловить его смысл.А вот о тех, кто хоть немного приобщён к знаниям, говорили полушутя-полусерьёзно: «Знает лишь аз да буки», то есть знает (…).Словом азы называли вообще буквы, грамоту. Писать азы в старину означало «писать буквы, учиться грамоте». Отсюда появилось переносное употребление слова азы. Азы – это «основы, начала чего-либо». Сидеть на азах буквально значило «учить буквы», а переносно – «начинать осваивать какую-нибудь науку или ремесло». Усвоить азы чего-нибудь – значит (…).Приём «Верно-неверно» Задание: Познакомься с текстом теоретических сведений о метафоре на с. 40,41, 47 учебного пособия и оцени истинность утверждений, предложенных в таблице: поставь знак “+” в соответствующем столбикеПриём «Инсерт»Этапы работы с приёмом «Инсерт». 1 этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенные в ней сведения следующим способом: Знаком «V» помечается то, что уже известно обучающимся; знаком «-» помечается то, что противоречит их представлению; знаком «+» помечается что-либо новое, интересное или неожиданное; «?» ставится, если у обучающихся появилось стремление узнать больше или что-то неясно. 2 этап: Во время знакомства с текстом обучающиеся помечают соответствующим знаком на полях отдельные абзацы и предложения. 3 этап: Обучащиеся систематизируют сведения, расположив их в соответствии со своими пометками в таблицу:4 этап: Поочерёдное обсуждение каждой графы таблицы. Приём «Продолжи предложения» Задание: Пользуясь текстом учебного пособия упр. 61 с. 59, закончи предложения: В речь выражение по щучьему велению вошло .............. .Так очень популярная в народе волшебная сказка стала источником ................., обогатив русскую фразеологию. И много разных чудес совершалось в сказке с помощью ........................... . Её читают и рассказывают …...... на Руси уже не ........................... . Приём «Определение содержания текста по плану»Учебное пособие с. 61 упр. 63 Задание: Ознакомьтесь с планом текста, который вам предстоит прочитать. О чём этот текст? Сформулируйте его тему.
  • Известно ли точное время возникновения пословицы?
  • Почему не всякое высказывание становится пословицей?
  • Почему пословицы и поговорки легко запоминаются?
  • В чем ценность пословиц и поговорок?
  • Приём «Толстые и тонкие вопросы»Таблица вопросовС. 73 Рубрика «Диалог культур»«Тонкие» вопросы»
  • Что обозначает имя Мария?
  • Когда были известны имена Иван и Мария?
  • Может ли одно и то же имя у разных народов произноситься по-разному?
  • «Толстые вопросы»
  • Дайте объяснение, почему имена Иван и Мария в прежние времена были самыми любимыми и распространёнными у русских?
  • В чем разница между этими именами в разных языках?
  • Приём «Конструирование текста» Задание1: Сконструируй текст из предложений.Они плавали и стукались друг о друга. Почти сразу папа выловил двух толстеньких рыбок. У папы хорошая, длинная и лёгкая удочка, а поплавок на ней светится, чтобы вечером можно было рыбу ловить. Я налил в ведёрко воды и пустил рыб туда. Я поиграл с ними и выпустил обратно в озеро.Задание2: Проверьте текст упр. 188 с. 144Приём «Редактор»С. 117 упр. 142 Задание: Отредактируйте предложения, запишите его в исправленном виде.Мы готовимся к 8 Марту. Он был предан к своей родине. На встрече присутствовал представитель со школы. Этот вопрос надо адресовать к ученику.Приём «Ромашка Блума»В данном приёме с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции.С. 142 Упр. 184 учебного пособия, рассказ Юза Алешковского «Как я спас золотую рыбку?»Простые вопросы, выводящие на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и контролирующие достоверность текстовых данных. Что-то шевелилось в сачке? Уточняющие вопросы, вносящие ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии: Правда ли, что герой текста нашел в сачке золотую рыбку? Если я правильно поняла, то золотая рыбка жалобно смотрела на героя рассказа? Объясняющие (интерпретационные) вопросы, используемые для анализа текстовой информации и начинающиеся со слова "Почему": Почему герой рассказа спас золотую рыбку?Творческие вопросы, формулировка которых содержит элемент прогноза, фантазии или предположения, в них всегда есть частица БЫ или будущее время: Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы герой рассказа попросил у золотой рыбки исполнить его желание? Как, вы думаете, как сложилась бы судьба рыбки, если бы герой её не отпустил в пруд?Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки явлений, фактов и событий: Как вы относитесь к герою? Правильно ли он поступил?Практические вопросы вопросы, нацеленнные на применение и поиск взаимосвязи между теорией и практикой: Как бы я поступил на месте героя этого рассказа? Приём «Синквейн»
  • Тема (одно слово, существительное или местоимение);
  • Два прилагательных или причастия (описывают свойства темы);
  • Три глагола или деепричастия (рассказывают о действиях темы);
  • Предложение из четырех слов (выражают личное отношение автора синквейна к теме);
  • Одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы (резюме).
  • Синквейн по теме «Речь. Текст», подготовленный обучающимися 5 класса:Текст.Художественный. Научный.Готовят, рассказывают, печатают.Каждый текст несёт информацию.Русский родной язык.Таким образом, при использовании на уроках русского родного языка в 5 классе различных заданий происходит достижение обучающего эффекта:
  • формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному языку
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • -