Публикации Формирование социально активной личности младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социально активной личности младших школьников
Автор: Заболотная Светлана Михайловна

Заболотная С.М. Формирование социально активной личности младших школьниковУчитель начальных классов, МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»Социальное формирование личности естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека.Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, знания, умения и мастерство, а значит, изменяет и «создаёт себя» с положительной, конструктивной стороны, но, с другой стороны, современный мир наполнен и кризисными явлениями (экологические, социальные, политические, энергетические проблемы, проблемы эффективности образования, воспитания нравственности и культуры и т. д.). В связи с этим особо остро возникает проблема формирования социально активной личности младших школьников.В младшем возрасте, когда детям все любопытно, у них присутствует тяга к знаниям, интерес ко всему новому и неизведанному. Огромную роль на формирование социальной активности личности ребенка оказывают его семья и, конечно же, воспитатели, учителя, педагоги, которые помогают усвоить ребенку социальный опыт по мере его психического, интеллектуального и личностного развития, то есть вовлекают его в процесс социализации личности.В процессе социализации ребенок получает социальный опыт результат активных действий, взаимодействий с окружающим миром.Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребенка.Педагоги младших классов, формируя социально активную личность в каждом своем ученике, как правило, всегда ставят перед собой важные цели:
  • помогать ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, полученный ранее семье, детском саду);
  • адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать представления о них детям;
  • воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях материально, социального, физического неравенства;
  • оградить детей от асоциальных влияний, воздействий, сформировать навыки выживания и духовного противостояния асоциальным процессам.
  • Также процесс воспитания в младшем школьнике социально активной личности вы- страивает перед педагогами ряд важнейших задач, которые последние обязаны выполнять:
  • развивать у школьников гражданского самосознания;
  • формировать значимых для ребенка и общества социальных качеств личности (активность, предприимчивость и др.);
  • формировать в сознании ребенка важности здорового образа жизни и осознания бесценности здоровья;
  • формировать положительную систему нравственных и духовных ценностей;
  • вовлекать детей в совместную трудовую деятельность и т. д.
  • Педагог «создавая», «взращивая» в своем ученике личность, в первую очередь, всегда формирует у ребенка представление о самом себе, о своей самооценке и о своем внутреннем «Я», а затем и о своем месте в группе, классе, школьном коллективе, в обществе и т. д.Все это происходит благодаря:
  • различным играм, конкурсам, викторинам;
  • тренингам, беседам (на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Какие хорошие и плохие качества людей я знаю?» и т.д.);
  • работе в группах (по благоустройству и озеленению класса и пришкольной территории);
  • чтению и обсуждению книг;
  • рисованию (на темы «Какой я», «Моя семья») и т.д.
  • Первый вопрос, который решается − это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде, формирование представлений о школьных правилах.Во 2-4 классе немного усложняется методика. Например, на занятиях по русскому язы- ку идет развитие речи с элементами культуры речи − это закрепление основных формул речевого этикета, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре. В литературном чтении − это библиографическая культура. Использование коммуникативных технологий. Цель данных занятий - научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; быть активным; уважать другую точку зрения; смотреть на изучаемые явления с различных точек зрения.На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Это практические работы, наблюдения, экскурсии.Хотелось бы особенно отметить влияние игр на социально-личностные качества младших школьников. С приходом детей в школу ведущей деятельностью становится учебная. Но в подготовительных, первых классах, тем более у детей с нарушением интеллекта игра также занимает очень важное место.Игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли помогают повысить активность детей, снять напряжение, создают благоприятный эмоциональный фон.Сюжетно-ролевые игры помогают воспитанникам стать более социально активными, повысить чувство ответственности, улучшить взаимоотношения между детьми, что способствует сплочению дружного коллектива.Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребе- нок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.Дети для игры объединяются по несколько человек. Такие совместные игры помогают прорабатывать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.От правильного руководства игрой, от своевременного выполнения игровых действий, умение обогащения сюжетно ролевой игры, зависит успех выполнения игровых действий, умений детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.Педагог должен обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы:
    -