Публикации
Формирование социально активной личности младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социально активной личности младших школьников
Автор: Заболотная Светлана Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социально активной личности младших школьников
Автор: Заболотная Светлана Михайловна
Заболотная С.М. Формирование социально активной личности младших школьниковУчитель начальных классов, МОУ «Бобравская средняя общеобразовательная школа»Социальное формирование личности − естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека.Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, знания, умения и мастерство, а значит, изменяет и «создаёт себя» с положительной, конструктивной стороны, но, с другой стороны, современный мир наполнен и кризисными явлениями (экологические, социальные, политические, энергетические проблемы, проблемы эффективности образования, воспитания нравственности и культуры и т. д.). В связи с этим особо остро возникает проблема формирования социально активной личности младших школьников.В младшем возрасте, когда детям все любопытно, у них присутствует тяга к знаниям, интерес ко всему новому и неизведанному. Огромную роль на формирование социальной активности личности ребенка оказывают его семья и, конечно же, воспитатели, учителя, педагоги, которые помогают усвоить ребенку социальный опыт по мере его психического, интеллектуального и личностного развития, то есть вовлекают его в процесс социализации личности.В процессе социализации ребенок получает социальный опыт − результат активных действий, взаимодействий с окружающим миром.Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику. Социальная активность ребенка развивается вместе с его психической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребенка.Педагоги младших классов, формируя социально активную личность в каждом своем ученике, как правило, всегда ставят перед собой важные цели:помогать ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, полученный ранее (в семье, детском саду); адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать представления о них детям; воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях материально, социального, физического неравенства; оградить детей от асоциальных влияний, воздействий, сформировать навыки выживания и духовного противостояния асоциальным процессам. Также процесс воспитания в младшем школьнике социально активной личности вы- страивает перед педагогами ряд важнейших задач, которые последние обязаны выполнять:развивать у школьников гражданского самосознания; формировать значимых для ребенка и общества социальных качеств личности (активность, предприимчивость и др.); формировать в сознании ребенка важности здорового образа жизни и осознания бесценности здоровья; формировать положительную систему нравственных и духовных ценностей; вовлекать детей в совместную трудовую деятельность и т. д. Педагог «создавая», «взращивая» в своем ученике личность, в первую очередь, всегда формирует у ребенка представление о самом себе, о своей самооценке и о своем внутреннем «Я», а затем и о своем месте в группе, классе, школьном коллективе, в обществе и т. д.Все это происходит благодаря:различным играм, конкурсам, викторинам; тренингам, беседам (на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Какие хорошие и плохие качества людей я знаю?» и т.д.); работе в группах (по благоустройству и озеленению класса и пришкольной территории); чтению и обсуждению книг; рисованию (на темы «Какой я», «Моя семья») и т.д. Первый вопрос, который решается − это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде, формирование представлений о школьных правилах.Во 2-4 классе немного усложняется методика. Например, на занятиях по русскому язы- ку идет развитие речи с элементами культуры речи − это закрепление основных формул речевого этикета, культура диалога, речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения в споре. В литературном чтении − это библиографическая культура. Использование коммуникативных технологий. Цель данных занятий - научить школьников общаться с одноклассниками и взрослыми; быть активным; уважать другую точку зрения; смотреть на изучаемые явления с различных точек зрения.На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни - идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах - идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Это практические работы, наблюдения, экскурсии.Хотелось бы особенно отметить влияние игр на социально-личностные качества младших школьников. С приходом детей в школу ведущей деятельностью становится учебная. Но в подготовительных, первых классах, тем более у детей с нарушением интеллекта игра также занимает очень важное место.Игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – помогают повысить активность детей, снять напряжение, создают благоприятный эмоциональный фон.Сюжетно-ролевые игры помогают воспитанникам стать более социально активными, повысить чувство ответственности, улучшить взаимоотношения между детьми, что способствует сплочению дружного коллектива.Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребе- нок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.Дети для игры объединяются по несколько человек. Такие совместные игры помогают прорабатывать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.От правильного руководства игрой, от своевременного выполнения игровых действий, умение обогащения сюжетно – ролевой игры, зависит успех выполнения игровых действий, умений детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.Педагог должен обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы:
