Публикации развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмической деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: развитие музыкальных способностей детей посредством музыкально-ритмической деятельности
Автор: Татьяна Витальевна Микушина

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности»Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка и влияет на его творческий и интеллектуальный потенциал. Музыка имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие способности, мышления даже у самых инертных детей. И чем раньше ребенка начать приобщать к музыкальной деятельности, тем гармоничнее будет проходить его развитие в целом.Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС.   Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К.В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного   возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют неподдельный интерес к музыкальному искусству и с легкостью могут быть вовлечены в музыкальную деятельность, которая учит воспринимать содержание музыки,развивать к ней интерес, пробуждать потребности постоянно общаться с музыкой и активно выражать себя.По мнению Н. А. Ветлугиной, С. Д. Рудневой, Э. М. Фиш, наиболее эффективной для развития музыкальных способностей является музыкально-ритмическая деятельность. Она помогает привить детям устойчивый интерес к танцу, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, импровизации коротких танцев. При непосредственном участии в музыкально-ритмической деятельности у детей развиваются разного вида музыкальные способности, одними из которых являются: чувство ритма, ладовое чувство и музыкальная память.А. И. Буренина видит в музыкально-ритмических движениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, музыкальных способностей.В своей работе я использую эффективные авторские методики: программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, «Этот удивительный ритм», «Ладушки», «Топ-топ, каблучок: танцы в детском саду» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Логоритмику» М. Ю. Картушиной.Развитие музыкальных способностей у детей посредством музыкально-ритмической деятельности осуществляется не сразу, а требует определенного времени, постепенного усложнения заданий и варьирования методов и приемов работы с детьми.  Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.С целью обеспечения психологического комфорта в процессе выполнения музыкально-ритмических движений под музыку, использую индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Чтобы ребенок не боялся сделать что-нибудь не так, не делаю замечаний вслух, а наоборот, подбадриваю.  Индивидуальные указания некоторым детям делаю наряду с общим указанием всему коллективу.Важную роль для ребенка на занятиях имеет музыкальный репертуар. При подборе музыкального репертуара к музыкально – ритмической деятельности руководствуюсь следующими принципами: художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность музыкальных образов; моторный характер музыкальных произведений, побуждающий детей к движениям (танцевальность); разнообразие тематики, жанров, стилей музыкальных произведений на примере классической, народной и современной музыки; доступность музыкальных произведений возрасту детей. Используемый материал доступен для исполнения, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Это оригинальные двигательные упражнения, варианты игровых ситуаций, сюрпризные моменты, вызывающие у детей эмоциональный отклик и желание принимать участие в музыкально – ритмической деятельности.Подбираю ритмические композиции, которые позволяют решать одновременно несколько задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности. Быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве.Для развития у детей умений вступать в контакт, эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, раскрепощённости, уверенности в себе широко использую коммуникативные танцы-игры «Весёлые пары», «Найди себе друга», «Ищем друга», «Хоровод – знакомство» и другие.  Для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста использую разнообразные виды музыкально – ритмической деятельности:1. Упражнения: направленные на совершенствование основных движений – ходьба, бег, подскоки, прыжки; общеразвивающие (с предметами: мячами, лентами, цветами, обручами, флажками, платочками и без них); подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружения, различные виды шага, бега и т.д); образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок (образ озорного Клоуна, упрямого козлика, лёгких снежинок и т.д); самостоятельные упражнения – законченные композиции (например «Всадники», «Барабанщики», «Мы идем в зоопарк», «Мы гуляем в лесу», «Морское путешествие» и другие). Большую роль занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина зала и т.д.). Можно применять упражнения с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики»,2. Музыкальные игры с движением:- Дидактические музыкальные игры: «Воротики», «Три танца», «Передай мяч», «Музыкальные загадки» и др.   - Сюжетные дидактические игры: «Король и принцесса», «Чья фигура лучше?»- Сюжетные музыкальные игры: «Башмачки», «Клоуны», «Важный лев», «Снеговик», «Чудо-Юдо» «Пингвинчики»;- Танцевальные игры: «Танцевальный ринг», «Вокруг света».- Музыкально-ритмические или речевые игры - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Зачастую такие игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие. Также включаю в занятия пальчиковую гимнастику.3. Этюды – используются для формирмирования умения детей реагировать на характер музыки и передавать его в движении.  Совершенствую выразительность, наблюдаю за качеством детского исполнения.4. Пляски и танцы. Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре в частности:- народные пляски;- характерные танцы (на конкретный художественный образ);- современный танец- хороводы с песнями - исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Такие хороводы с песнями использую в основном на развлечениях и праздниках;- танцы – импровизации на основе разученных движений.5. Партерная гимнастика. Это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные. Многие упражнения имеют свои названия и выполняются с использованием логоритмики («книжка», «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик», «березка», «улитка»; «рыбка», «коробочка»).С самых первых занятий приучаю детей слушать музыку, начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом ее звучания. Тем самым тренируется слуховое внимание, воля ребенка, произвольность движений. Используют различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы.Уделяю внимание воспитанию вежливости, элементарной культуре поведения. Показываю и объясняю, как мальчик должен пригласить девочку на танец и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец.В музыкально - ритмической деятельности использую презентации и видео для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений, анимационные танцы и флешмобы. Это развивает у воспитанников ДОУ внимание, память.На основе анализа научно-методической литературы и полученных результатов, я убедилась, что музыкально-ритмические движения – привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию музыкальных способностей.Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника. А систематическое и целенаправленное воздействия на ребенка, использование различных методов и приемов в музыкально – ритмической деятельности способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников.Через движение ребенок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
-