Публикации НОД для детей старшей группы "Зимующие птицы".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД для детей старшей группы "Зимующие птицы".
Автор: Гаврилова Марина Борисовна

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: Зимующие птицы
Подготовила воспитатель: Гаврилова М.Б.
Цель: формировать экологическую культуру у детей,
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи.
Развивающие:
совершенствовать диалогическую речь;
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам. Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;
формировать умение и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация Зимующие птицы; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение, которое называется Письма А. Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель. А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Ответы детей)
Воспитатель. Правильно, сегодня мы будем вспоминать зимующих птиц,
будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются и где живут.
Д/игра Найди птицу
Воспитатель. Сейчас мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю Здесь под крышей обитаю,
- Чик-чирик! Не робей,
бывалый...
(Воробей).
(Картинка с изображением воробья появляется на слайде).
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
А какой он? (Ответы детей)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с
домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какая птица умеет ворковать? (Голубь)
А какой он голубь? (Ответы детей)
(Картинка с изображением голубя появляется на слайде).
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы - сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова гуля, гулька (отсюда поговорка с гулькин нос, то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? Гру – гру Воспитатель. Следующая наша гостья.
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
(Картинка с изображением сороки появляется на слайде).
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Какая сорока? (Ответы детей)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель. Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
смотрит, словно с трона
Красавица-ворона.
(Картинка с изображением вороны появляется на слайде).
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске) Какая ворона? (Ответы детей)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель. Подумайте, о какой птице так говорят?
по дереву стучу, Червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой! (Дятел)
(Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску).
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
(Ребёнок читает стихотворение).
Дятел – врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства. Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель. С наступлением холодов к нам прилетают с севера птицы, которых называют кочующими. Сейчас я вам расскажу про них. Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки
Ведь это ...
(Снегири)
(Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде).
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD диске). Какой он снегирь? (Ответы детей).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель. Отгадайте, что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
(На слайде появляется картинка с изображением синицы). Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске) Какая синичка? (Ответы детей)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
(Воспитатель показывает птицу, а дети называют её).
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)
Почему? (Ответы детей).
Дидактическая игра Какой птички не стало?
(На доске - пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: Какой птички не стало?)
Воспитатель. Птицы наши друзья. Зима очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц).
Воспитатель. Ребята, на нашем участке мы повесим кормушки и насыпаем в них корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Дидактическая игра На кормушке.
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
(Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место).
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе прилетает на кормушку (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку). Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
гости, в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри! Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг, со всех краёв Стая жадных воробьёв.
пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог Прилетели семь сорок.
воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие).
В конце занятия дети рассказывают, что нового и интересного они сегодня узнали.
-