Публикации
"Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Автор: Перминова Наталья Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Автор: Перминова Наталья Викторовна
Методическая разработка по патриотическому воспитанию"Моя Родина – моя гордость!" ВВЕДЕНИЕ Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.Государство в настоящее время пытается восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях: чувство патриотизма и гражданственности.Неслучайно ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ утвердило государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы". Востребованность всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Он выделяет основные принципы, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Актуальность данной темы сподвигла меня на ведении данной работы в своем дошкольном учреждении. Вашему вниманию хочу представить методическую разработку организованной образовательной деятельности «Я помню! Я горжусь!» для детей старшей группы. Новизна методической разработки заключается в гибком содержании и подборе современных педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка. Эффективность использования данной методической разработки определилась следующими условиями: - готовностью педагога и детей старшего дошкольного возраста к проведению мероприятия. - наличием интересных, эффективных игровых методов и приёмов работы с детьми. -постепенностью, последовательностью работы. С помощью данной методической разработки дети старшего дошкольного возраста знакомятся с героическим прошлым нашей страны, расширяют знания о Великой Отечественной войне, о Дне Победы. Она разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬЦель: воспитание у детей патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за подвиги советских людей, уважение к героям Великой Отечественной войны.Задачи:образовательные:- познакомить детей с героическим прошлым нашей страны;- расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Дне Победы;- закреплять знания о родах войск;- формировать представления о детях, участвовавших в ВОВ;- познакомить детей с наградами участников ВОВ;- закреплять умение участвовать в совместной игре;развивающие:- активизировать речь детей прилагательными;- развивать интерес к изучению истории своей страны;- развивать ловкость, внимание; - развивать способность высказывать свое мнение; воспитательные:- воспитывать у детей чувства сопереживания, сострадания, уважительного отношения к людям, защищавшим родной край и всю страну. Тема данной методической разработки реализуется через интеграцию образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое развитие. Использование различных методов и приемов способствует эффективности занятия. Как и любое другое, занятие начинается с приветствия и постановки цели. Форма приветствия педагога с детьми играет большую роль, от нее зависит атмосфера всего занятия. Приветствие в стихотворной форме создает положительный настрой на предстоящее занятие. Учитывая серьезность данной темы, важно изначально заинтересовать, привлечь детей к предстоящей работе. От педагога исходит предложение о создании альбома «Детям о войне», что сразу привлекает внимание детей к занятию и мотивирует к дальнейшей деятельности. Уже в начале занятия педагог предлагает детям отправиться в прошлое – надеть пилотки и представить себя солдатами. Такие формы работы с детьми, как беседа, дидактические, подвижные игры, слушание музыки, рассматривание наглядного материала и др. позволяют сделать занятие интересным, насыщенным, разнообразным. Ребята попадают в героическое прошлое своей страны и узнают о том, как была объявлена война. Беседа о Родине и родах войск сменяется игрой «Что нужно солдату?», в которой детям необходимо выбрать нужную картинку и разместить ее на мольберте. В игре ребята закрепляют умение действовать в команде. В беседе о детях-героях ВОВ они знакомятся с пионерами-героями. В игре «Попади в цель» - пытаются сбить вражеский танк и на мгновение почувствовать себя настоящими героями, защитниками Родины. Знакомство детей с наградами участников ВОВ прошло при рассматривании медалей. Также воспитанники старшей группы узнали о том, что в минуты затишья солдаты пели песни. Было интересно узнать об акциях «Георгиевская лента», «Бессмертный полк». И в заключение занятия ребятам были предложены георгиевские ленты, которые они могли бы подарить ветеранам на День Победы.На каждый момент занятия подбирается наглядное пособие, которое стимулирует и активизирует детей. Все продумано, рационально размещено и использовано в учебном пространстве. Данное занятие динамичное, оно включает в себя приемы, которые предусматривают разнообразную смену деятельности. Смена поз в течение занятия позволяет избежать утомляемости детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Учитывается возраст детей, длительность занятия соответствует требованиям СанПиН, для детей старшей группы – не более 25 минут. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во время проведения занятия дети были активны, отвечали на поставленные вопросы, проявляли положительные эмоции, сопереживали героям ВОВ. Я считаю, что выбранная мной тема актуальна, а форма организации ООД детей достаточно эффективна и динамична. В заключение организованной образовательной деятельности был подведен итог и намечена последующая работа по закреплению знаний, полученных в ходе образовательной деятельности. Представленная методическая разработка – это практический материал, который может использоваться педагогами дошкольных учреждений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВоспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика – Синтез», 2005. Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2014. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. М., 2005. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4 -7 лет. М., 2007. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под. ред. Л.А. Кондрыкинской. М., 2005 ПРИЛОЖЕНИЕКонспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы "Моя Родина – моя гордость!"Цель: воспитание у детей патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за подвиги советских людей, уважение к героям Великой Отечественной войны.Задачи:образовательные:- познакомить детей с героическим прошлым нашей страны;- расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о Дне Победы;- закреплять знания о родах войск;- формировать представления о детях, участвовавших в ВОВ- познакомить детей с наградами участников ВОВ;- закреплять умение участвовать в совместной игре;развивающие:- активизировать речь детей прилагательными;- развивать интерес к изучению истории своей страны;- развивать ловкость, внимание; - развивать способность высказывать свое мнение; воспитательные:- воспитывать у детей чувства сопереживания, сострадания, уважительного отношения к людям, защищавшим родной край и всю страну.Оборудование: мольберты, пилотки, альбом, фотографии – картинки, картинки для игры «Что нужно солдату», магниты, картинки танков (4 шт.), мешочки (гранаты), медали и ордена, подносы (3 шт.), георгиевские ленты.Ход занятия:В: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, как много гостей к вам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними?Д: Здравствуйте.В: А теперь давайте встанем в круг. Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Встанем мы в кружочек дружно,Поздороваться нам нужно. Говорю я вам «Привет!»Улыбнитесь мне в ответ.Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг!В: Ребята, посмотрите, у нас получился крепкий круг. Мы с вами, как одна большая и дружная семья. И живем мы все в одной огромной стране с красивым названием…Д: РоссияВ: Ребята, совсем скоро, 9 мая, наша страна будет отмечать великий праздник. Какой?Ответы детей.В: Правильно, День Победы. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой альбом «Детям о войне» и очень хочу, чтобы вы знали историю нашей страны, историю Великой Отечественной войны. И предлагаю вместе заполнить этот альбом. Согласны? Д: Да.В: Тогда я предлагаю вам ненадолго отправиться в далекое прошлое военное время, и посмотреть, как все происходило. А для этого подойдите к стульчикам и наденьте пилотки.Дети надевают пилотки и садятся на стулья.В: Вот уже 73 года мы живем в мире. Но так было не всегда. Давно, когда вас и меня еще не было на свете, и наша страна называлась Советский Союз, 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны Фашистская Германия напала на нашу страну. Мирную жизнь людей нарушили взрывы снарядов. В то время все новости узнавали по радио. Поэтому утром диктор объявил о начале войны. Послушайте, как это было.Аудиозапись голоса Левитана о начале ВОВ.В: Вот так наша страна узнала о начале Великой Отечественной Войне. А мы с вами уже можем начать заполнять альбом фотографиями о войне.2 детей приклеивают фотографии – начало войны.В: Великая Отечественная Война! Как вы думаете, почему она так называется? Что такое Отечество?Ответы детейВ: Отечество – это Родина. Ребята, как вы думаете, что такое Родина?Ответы детейВ: Правильно, Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – это наш дом, наша земля, наша страна, наша республика. Великая Отечественная война – значит война, в которой приняло участие все население нашего Отечества, нашей Родины.Каждый день эшелоны – поезда увозили бойцов на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верой в победу. В: Ребята, скажите, пожалуйста, кто защищал нашу страну, какие рода войск? Ответы детей В: Кто защищал нас на земле? Д: танкисты, пограничники. В: Правильно, танкисты, разведчики, пограничники, связисты. В: А в море? В небе? Ответы детей. – Добиваться полных ответов. В: Ребята, скажите, пожалуйста, какими словами можно назвать солдат, какие они? Д: Храбрые, смелые, отважные. В: Я предлагаю вам поиграть в игру. На столах лежат картинки. Вам нужно разделиться на две команды и выбрать со стола и поместить на мольберт только те предметы, которые нужны солдату. Но будьте очень внимательны. Игра «Что нужно солдату?» В: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте, верно ли вы выполнили задание. Дети проверяют друг друга. В: Молодцы, ребята, быстро и правильно справились с заданием, присаживайтесь на свои места. А мы с вами можем заполнить следующую страницу альбома, приклеив в него фотографии военных. Дети приклеивают в альбом фотографии родов войск.В: Война захватила огромные территории нашей страны, в ней участвовали миллионы людей. Особенно тяжело пришлось детям – они оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной войной. Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды, защищали Родину от врагов наравне со взрослыми, совершали подвиги. Как вы думаете, что такое подвиг?(Ответы детей)В: Как называют человека, совершившего подвиг?Д: Герой.В: Посмотрите внимательно на экран. Все эти дети во время войны совершали героические поступки. За это им присвоили звание «пионеры – герои». Их очень много. В пионеры принимали только самых достойных детей и на шею им повязывали красные галстуки. Под видом беспризорников, музыкантов они пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванные, голодные дети – настоящие разведчики.В: Ребята, давайте поместим в наш альбом фотографии юных героев.Приклеиваем фотографии детей – героев.А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими маленькими героями и поиграть в игру «Попади в цель».Игра «Попади в цель» - дети делятся на 2 команды и бросают в цель – картинки вражеских танков – мешочки с песком.В: Молодцы, ребята, отличные из вас получились военные. Присаживайтесь на свои места.В: Ребята, за подвиги героев награждали медалями и орденами. Посмотрите внимательно, вручали медали «За Отвагу» и т.д.В: Ребята, были на войне и короткие минуты затишья. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала песня «Катюша». Я предлагаю вам послушать ее, а кто знает – спеть.Спеть 1 куплет песни «Катюша». В: Молодцы, ребята, у вас здорово получилось. В: Долгих четыре года длилась Великая Отечественная Война. Но вот, 9 мая 1945 года, наши солдаты установили флаг нашего государства на самом главном здании Германии. Наступил долгожданный День Победы! И эта фотография непременно должна находиться в нашем альбоме. Приклеиваем фотографию. В: День Победы – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом. В городах и поселках нашей страны, в память о героях этой войны, горит Вечный огонь, установлены памятники. Каждый год 9 мая проходит военный парад. В День Победы люди традиционно запускают в небо белые воздушные шары. Кроме этого очень распространенными в нашей стране и за рубежом стали акции «Георгиевская лента» и «Бессмертный полк». А заканчивается этот великий праздник салютом в честь Победы.В: И мы с вами всегда будем помнить всех тех, кто защищал нашу Родину в годы ВОВ. Вечная слава героям! А я хочу подарить вам георгиевские ленточки. 9 мая вы пойдете на парад и если встретите там ветерана, подарите ему эту ленточку и скажите: «Спасибо за Победу!» Я думаю, ему будет очень приятно.Итог.В: Ребята, сегодня вы много узнали о ВОВ. Что вам больше всего запомнилось, было интересно узнать? Только не забывайте отвечать полным предложением. Начинайте так: «Мне запомнилось… Мне было интересно узнать о…» В: Я желаю вам вырасти настоящими патриотами своей Родины и хочу, чтобы над вами всегда было мирное небо! А этот альбом я дарю вам. В него вы можете поместить фотографии с Парада на День Победы. До свидания.
