Публикации
Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Автор: Барыкина Ольга Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Автор: Барыкина Ольга Валерьевна
Использование приемов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту для успешного усвоения программы в школе у детей должно быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями; блоками-квадратами; схемой составления рассказа.Задачи мнемотехники:Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Расширение представлений об окружающем мире. Развитие связной устной речи. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие внимания. Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:модели (условно-схематичные, двигательно-серияционные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические); картинографию; коллажи; планы-схемы; мнемотаблицы. Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастные рамки; и др. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: Осенний лист.Мнемодорожка - это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.Например:Осень, осень к нам пришлаВсем подарки принесла:Желтые листочки,Вкусные грибочки,Овощи и фрукты,Хлебные продукты!Мнемотаблицы используются для:обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихотворений. Использование в моей практике данной технологии в работе с детьми с ОВЗ дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития.Мнемотаблицы мной используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях:при составлении рассказа; при заучивании стихотворения; пересказа сказки. В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
