Публикации «Освоение нотной грамоты в классе фортепиано как фактор развития эмоционального интеллекта ребёнка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Освоение нотной грамоты в классе фортепиано как фактор развития эмоционального интеллекта ребёнка»
Автор: Нилова Елена Владиславовна

Нилова Е.В.
Освоение нотной грамоты в классе фортепиано как фактор развития эмоционального интеллекта ребёнка.
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В.А. Сухомлинский.
Любому преподавателю музыкальных дисциплин часто приходится слышать от родителей стандартный набор вопросов: А есть ли у моего ребёнка слух? Есть ли музыкальные способности и можно ли ему заниматься музыкой?
Увидеть есть ли музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и непосредственно развитие музыкальных способностей. Музыка является одним из важных средств воспитания ребёнка. Музыкальная деятельность неразрывно связана с формированием эмоционального интеллекта, так как переживания и сопереживания есть центральные звенья в психическом развитии ребёнка, происходит влияние на все формы его поведения и воспитание таких качеств личности, как чувство прекрасного, доброты, умения сочувствовать другому человеку. Всё это улучшает характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние, главное помнить, что пытаться вырастить профессионального музыканта из каждого невозможно и не нужно.
Ученик – это яркая индивидуальность, это уникальный мир, единственный в своём роде, это личность уже способная на оригинальное мышление, на самовыражение, на проявление воли. Чтобы всё это развить и сохранить в ребёнке, педагог должен находить к каждому особый подход.
В преподавании нотной грамоты в музыкальных учебных заведениях чаще всего распространенно утверждение, что традиционный подход к выучиванию (заучиванию, зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. В результате такого метода любой ученик в поисках нужной клавиши постоянно возвращается к клавише до, из-за чего преподавателю приходится во время игры показывать на клавиатуре ту или иную ноту, всё это замедляет ход разучивания пьес и мешает свободе исполнения.
Поэтому знакомство с нотами должно начинаться не на нотоносце и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно и без труда ориентироваться в нотно-клавиатурном лабиринте. Это наиболее удобный и естественный способ приобщения к нотной грамоте.
Превращая процесс обучения в увлекательную игру, педагог активизирует фантазию ученика, вовлекает в волшебный мир музыки, в музыкальную сказку со своими постоянными героями, со знакомыми образами. Отношение к обучению нотной грамоте, как к механическому зазубриванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне всякой связи с богатым эмоциональным миром музыки, вне осмысленности и образности, лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, тем более дома, в отсутствие педагога.
Основной целью обучения нотной грамоте является стремление облегчить усвоение восприятия и осознания нотной грамоты и разработать наиболее эффективные способы развития музыкально-творческих способностей, а именно:
- соединить имеющиеся у детей элементарные слуховые представления о музыкальных звуках с соответствующей нотной записью;
- повысить эффективность развития звуковысотного слуха и голоса, исполнительских навыков, улучшить ориентирование в музыкальном пространстве и времени;
- стимулировать развитие памяти, слухового и зрительного внимания;
- создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности.
Главная задача педагога – заинтересовать учеников, помочь им приобрести навык сольфеджирования и овладеть нотной грамотой, сохранив при этом желание учиться. Наиболее приемлемый вариант – осваивать нотную грамоту через игру. Игра – естественный для ребёнка способ знакомства с миром. Главное – учить так, чтобы обучающийся и не подозревал о том, что его учат. Ученик должен ощущать себя комфортно, работая за инструментом, не боятся промахнуться и ошибиться, а также не робеть и не стесняться, отвечая на вопросы педагога.
Есть несколько основных методических принципов, соблюдая которые, можно создать необходимые психологические и эмоциональные условия на занятии:
Игра - единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.
Учить, соблюдая правило: от простого – к сложному.
Помимо этого существует система закономерностей развития и последовательность освоения нотной грамоты. Во-первых, визуальный ряд. Для объяснения нотной грамоты необходима визуализация. Поэтому в работе педагога необходим дидактический инструментарий, который поможет при знакомстве с нотной грамотой и послужит переходом к нотоносцу и объяснению непосредственно на бумаге. Знакомство с нотным станом, так же как и знакомство с нотами, нельзя проводить вне клавиатуры. Также при работе необходимо изобразить одновременно два нотоносца, это обязательное требование. Именно в этом варианте дети легко усваивают многие трудные моменты. Например, они не смущаются оттого, как располагаются ноты на одинаковых линейках в разных ключах.
Основной базой, которую даёт педагог и которую необходимо освоить ученику, чтобы перейти к исполнению произведения и возможности его самостоятельного анализа, является знание: нот на клавиатуре, что такое нотный стан, скрипичный и басовый ключи, расположение нот на нотном стане, длительности, регистры, знаки альтерации, лад, размер в музыке, штрихи и динамические оттенки.
Работа с клавиатурой, как уже было сказано выше, должна быть построена на игре – как основном методе обучения. Для ребёнка клавиатура это черно-белая загадка, поэтому только подключение фантазии обучаюшегося поможет разобраться и запомнить расположение и название нот на ней. Важно чтобы ученик провел ассоциативные связи между названием нот и их расположением на клавиатуре. Так на уроках дети с помощью и поддержкой педагога способны придумать свои волшебные истории для всех основных нотных обозначений и в последствие при работе с нотами и пьесами с интересом узнавать героев своих фантазий. Так же существует методика объяснения нотного стана и расположения на нем нот через сравнение его с рукой – пять линеек – пять пальцев.
Нельзя забывать, что существует достаточно актуальная методика обучения нотной грамоте через синтез звука, цвета и движения. Используя цветовую гамму можно максимально облегчить и ускорить процесс освоения музыкального языка и овладения нотной грамотой, это позволяет через цветные ноты очень естественно освоить черно-белый нотный текст, преодолевая страх перед ним. Подключение цветной гаммы мощно стимулирует развитие образного мышления. Цветные ноты позволяют быстрее воспринять музыкальную мысль композитора и выразить свою, что является первым шагом к сочинению музыки.
Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, поэтому так важен уровень достижений, осуществлённый каждым ребёнком на данном этапе, охватывающем время обучения. Анализ основных систем развития эмоциональной сферы ученика позволяет выделить несколько подходов. Во-первых, это обогащение эмоциональной сферы посредством стимулирования эстетических переживаний, развития художественных, музыкальных, актёрских способностей. И, во-вторых, необходима разработка методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии эмоциональной сферы ребёнка, а также особенностей личности, складывающихся на основе этих негативных процессов. Педагог должен стремиться гармонизовать функционирование эмоциональной сферы ребёнка, которая является фундаментом его общения с окружающим миром и развития интеллекта.
Таким образом, в обучении нотной грамоте на первое место встает задача ввести ученика в мир музыки, заинтересовать его, увлечь, а главное не отпугнуть. Это значит, что педагог, разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы другом в игре, вместе с тем должен непрерывно изучать ребенка. Нотная грамота является основой, на которой строится будущее понимание ребёнком музыки, его знания и применение их в дальнейшем, поэтому педагог должен стать его спутником в путешествии по интересной стране Музыка.
Список используемой литературы.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979;
Брянцева В. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975;
Вопросы фортепианной педагогики, М.-1976, вып.4;
Калинина О.П. Методика обучения игре на фортепиано. Программа для фортепианных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. – М. – Великий Новгород, 1993;
Климов Е.А. Психология. Воспитание. Обучение. – М., Юнити, 2000;
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2002;
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 3-4 классы ДМШ. – Киев, Музична Украина, 1979.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987; Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс ЦСДК. – М., 1994;
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М., 1984;
Учебное пособие Теория и методика обучения игре на фортепиано под.общ. ред. А.Г. Каузовой, А. И. Николаевой. – М.; 2001г.
Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб., 2000;
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1987;
Юдовина – Гальперина Т.Б. За роялем без слез или я – детский педагог. Предприятие С.-Петербургского Союза художников. 1996;
-