Публикации Мастер-класс "Тренажеры для развития дыхания как средство речевого развития"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс "Тренажеры для развития дыхания как средство речевого развития"
Автор: Людмила Анатольевна Бояринцева

Мастер-класс «Тренажеры для развития дыханиякак средство речевого развития» (Авторский формат) «Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия».  К.С. Станиславский Жизнь каждого из нас начинается с первого вздоха, но физиологическое дыхание само по себе носит непроизвольный характер, во время такого дыхания вдох и выдох одинаковый по продолжительности и в норме совершается через нос, а вот речевое дыхание - это уже управляемый процесс при котором вдох совершается через рот и нос одновременно, а выдох уже через рот вместе с потоком нашей речи. И здесь важно отметить, вдох во время речевого дыхания значительно короче самого выдоха. Правильное дыхание – это залог красивой речи, а правильно поставленное речевое дыхание - обеспечивает нам возможность в полной мере контролировать работу своего речевого аппарата. В норме, человек уже в дошкольном возрасте учится контролировать речевой выдох вместе со своим речевым потоком. Правильное речевое дыхание помогает нам и обеспечивает верное произношение звуков, верное произношение слов и фраз.Какие же бывают виды нарушений речевого дыхания?:-слабый вдох и выдох;-нерациональное распределение воздуха (нет концовки слова);-неграмотное распределение воздуха по словам;-проговаривание слов и фраз на вдохе (захлёбывается словами);-точкообразный выдох.-Скажите, а вы знаете, что такое дыхательная гимнастика?Дыхательная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, которые направлены на развитие дыхательной мускулатуры. Существуют три группы дыхательной гимнастики:-оздоровительные комплексы дыхательных гимнастик -йога, авторские Стрельниковой, Бутейко и т.д.;-вокальная дыхательная гимнастика, она направлена на развитие силы голоса, на увеличение ёмкости лёгких;-логопедическая дыхательная гимнастика или коррекционные упражнения, которые используются коррекционными специалистами. И наши упражнения направлены на коррекцию голосообразования, коррекцию звукопроизношения, на коррекцию тембра, темпа и ритма речи. Также очень важно при выполнении дыхательной гимнастики соблюдать требования:-выполнять упражнения каждый день по 3-5 мин., в зависимости от возраста детей;-проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;-заниматься до еды;-дозировать количество и темп проведения упражнений;-вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать -через рот;-вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и плавно;- обязательно следить, за тем, чтобы у ребенка не надувались щеки;-после выдоха перед новым вдохом сделать паузу - 2-3 сек. Предлагаю вашему вниманию сказку с использованием тренажеров для развития речевого дыхания «Путешествие Лунтика и Пчелёнка».Прежде чем соединить все тренажёры, мы с детьми каждый использовали отдельно и только потом соединили. Итак, начинаем!Жил-был Лунтик и его друг Пчелёнок в удивительном лесу. Они были неразлучными друзьями и всегда веселились вместе.- Давай мы подуем на Пчелёнка, дуй на крылышки, щеки не надувай. (использование тренажера для развития дыхания-поддувалочки «Пчёлка»).Однажды, они решили отправиться в загадочное путешествие на ракете. Лунтик был очень умелым изобретателем и смастерил ракету. Пчелёнок был в восторге от такой идеи и сразу согласился отправиться в путешествие.-Возьми ракету вставь трубочку и подуй. Полетели! (использование тренажера для развития дыхания «Ракета»).Пока они летели, они наслаждались красотой звезд и галактик за окном ракеты. Пролетев несколько часов, они увидели огромного Слона, который гулял на лугу. Лунтик и Пчелёнок решили приземлиться и познакомиться с ним. Увидив их, Слон затрубил. Подуй на хобот слона (использование тренажера для развития дыхания «Слон). Оказалось, что слон был добрым и веселым существом, которое с удовольствием проводило время в компании новых друзей.Увидев зеленое поле, они решили поиграть в футбол. Лунтик был вратарем, Пчелёнок нападал и забил несколько голов, а Слон был отличным защитником, благодаря своей огромной силе. Возьми трубочку, подуй в неё, не надувая щёк (использование тренажера для развития дыхания «Футбол»).После увлекательной игры друзья решили отдохнуть и устроили чаепитие. Они разложили плед на траве, налили горячего чая в чашки и начали наслаждаться приятным чаепитием. Чай был горячий, давай мы с тобой поможем друзьям и остудим чай, дуй плавно (использование тренажера для развития дыхания «Горячий чай»). Лунтик рассказывал анекдоты, Пчелёнок пел песни, а слон рассказывал истории о своих приключениях.Так Лунтик, Пчелёнок и новый друг Слон провели веселый и незабываемый день во время своего путешествия на ракете. И хоть им пришлось расстаться, но они остались друзьями и обещали еще много раз встретиться и провести время весело и интересно. Ведь вместе всегда веселее и увлекательнее! Так они и вернулись домой! Полетели! (использование тренажера для развития дыхания «Ракета»). Таким образом, регулярные упражнения по развитию речевого дыхания обеспечивают нормальное звукопроизношение, создают условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Кроме того, они укрепляют здоровье ребёнка, повышают его умственные способности, и правильно формируют дыхание ребенка.Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.  Дети, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадают в особый микромир  сказок, песен, игр. ДЫШИТЕ УВЕРЕННО, ДЫШИТЕ СПОКОЙНО, ЧТОБ ВСЕ ПОЛУЧАЛОСЬ ЛЕГКО И СВОБОДНО!Спасибо за внимание!
-