Публикации
Ансамблевое музицирование в классе гитары
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ансамблевое музицирование в классе гитары
Автор: Семенюк Максим Валериевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ансамблевое музицирование в классе гитары
Автор: Семенюк Максим Валериевич
КГБУ ДО «Корякская детская школа искусств им. Д. Б. Кабалевского»Открытый урокАнсамблевое музицирование в классе гитарыПреподавателя по классу гитарыСеменюка Максима Валериевичапгт Палана 2023 г.ТЕМА: Ансамблевое музицирование в классе гитарыЦЕЛЬ УРОКА:Формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.ЗАДАЧИ:ОБУЧАЮЩАЯ:Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры на инструменте.РАЗВИВАЮЩАЯ:Развитие внимания и аккуратности в исполнении приёмов игры на гитаре.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.Воспитать совместные навыки игры в ансамбле.Ход урока:Организационный момент ( приветствие, объявление темы и задач урока ) План урока 1.Введение.2.Совместное музицирование педагога с учеником.3.Совместное музицирование со сверстниками.4.Навыки аккомпанемента. Ход урока.Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. 1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Начинаем урок с проигрывания пьесы А.Иванова-Крамского «Прелюдия». Сначала работаем над динамическими оттенками, правильным положением рук при игре. Затем ученица вместе с преподавателем исполняют пьесу дуэтом. В своей работе я заметил, что ученики очень интересуются не только классической гитарой, но и эстрадной. Для того, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем извесные песни со словами. Пример: «Звезда по имени солнце» гр. «Кино». К этому времени ученик уже должен быть знаком с исполнением начальных аккордов, гитарным боем 4-кой. Прорабатываем ритмическую сторону песни. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песни. В начальных тактах аккомпанемент исполняет вступление. Но уже в следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание. Возьмём для примера другую песню «Осколок льда» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Исполнение арпеджио во вступлении сменяется боем 8-кой. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf). В середине песни ученик исполняет выученное соло, а преподаватель играет аккомпанемент. 2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.). На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато). Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям. Возьмём для примера Шумеев «Испанские мотивы». Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче. Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой. Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики, ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других . В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче. При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. 3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас. Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом. Используемая литература. Ю. Кузин. «Азбука гитариста». Новосибирск 2003г. В. Калинин – «Юный гитарист». Москва 2004г.
