Публикации "Работа с предметами на уроках ритмики"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Работа с предметами на уроках ритмики"
Автор: Горковенко Юлия Валерьевна Яфанова Наталия Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.М. ПЛИСЕЦКОЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Методическая разработка
Работа с предметами на уроках ритмики
Разработчики:
преподаватель – Горковенко Ю.В.,
концертмейстер – Яфанова Н.В.
2024
Содержание
1.
Введение……………………………………………………………………………………….
3
2.
Исторические предпосылки возникновения ритмики………………………………………
4
3.
Ритмика и её роль в системе хореографического образования учащихся ………………………..
6
4.
Методические рекомендации в работе с учащимися на уроке ритмики……………
7
5.
Упражнения с предметами……………………………………………………………………
10
6.
Музыкальное сопровождение занятий………………………………………………………
14
7.
Примеры ритмических упражнений ………………………………………………………
17
8.
Заключение…………………………………………………………………………………….
34
9.
Список литературы…………………………………………………………………………..
35
Введение
Ритмика является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования, поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся.
Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и мышечного чувства, формирование художественно-творческих способностей. В век гиподинамии ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение. На занятиях ритмики учащиеся оттачивают свои ритмические задатки, учатся координировать разнообразные движения своего тела.
Цель методической разработки: разносторонние развитие творческой личности ребенка на занятиях хореографии с применением предметов в игровых процессах.
Задачи:
-воспитание у учащихся эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитие музыкальности, чувства ритма, внутреннего слуха;
-развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности, инициативы, творческой активности и фантазии;
-воспитание интереса к урокам ритмики (через применение разнообразных заданий), чувства товарищества и взаимопомощи;
-укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики, укрепление мышц рук и ног, дыхательную мускулатуру.
Данная разработка адресована преподавателям хореографии, концертмейстерам, музыкальным работникам учреждений культуры и дополнительного образования детей.
Исторические предпосылки возникновения ритмики
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания Эмиль Жак - Далькроз.
Эмиль Жак-Далькроз (1856-1950), профессор Женевской консерватории, композитор, общественный деятель, в попытках развития чувства ритма, внимания и памяти у своих учеников начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения.
Около восемнадцати лет Эмиль Жак-Далькроз преподавал музыкально-теоретические и практические дисциплины в Женевской консерватории. На занятиях по сольфеджио он заинтересовался феноменом ритма, постепенно целиком подчинив его исследованию свою преподавательскую деятельность. Далькроз находит нужным раннее музыкальное воспитание детей и общее эстетическое воспитание.
Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен великолепной координацией движений, свойственной коренным жителям страны, и их блистательным исполнением сложнейших ритмических построений. Эти впечатления стимулировали его на поиски рациональных методов обучения сольфеджио: простукивание, прохлопывание ритмических рисунков.
Он особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Далькроз говорил, что вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для всякого искусства - музыки, скульптуры, архитектуры, поэзии. Музыка кроме того имеет общевоспитательное значение - стимулирует к действию астенические натуры, успокаивает возбуждение, тонизирует поведение человека.
В хореографии того времени расцветал особый пластический жанр, основоположницей которого была Айсейдора Дункан. Она основала пластическую школу танца. Дункан, отрицая классическую школу балета с условными жестами и позами, искала естественной выразительности движений, опираясь на образы древнегреческой пластики.
Отдавая должное Айсейдоре Дункан и признавая положительные стороны ее искусства, находя в них смелое новаторство, Далькроз все же упрекал ее в отсутствии настоящей школы. Он смотрел на творчество Дункан глазами музыканта и считал, что она хотела танцевать под музыку, а он требовал в танцах воплощения музыки. Далькроз отрицательно относился к танцам, которые, по его мнению, фиксируют только отдельные моменты движений, напоминающих серию поз, изображенных на греческих вазах и не связанных между собой. Голая техника классического балета того времени, с его точки зрения, ничто, если она не выражает человеческих чувств. Танцор должен всегда осознавать внутреннюю связь музыки и движения, считал Далькроз.
Далькроз искал новые пути в музыкальной педагогике. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела, понимая, что ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной реактивностью человека. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.
Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько я знаю, сколько я ощущаю, и прежде всего создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения. Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели.
Система Далькроза нашла широкое распространение в нашей стране. История развития ритмического воспитания в России насчитывает более 100 лет. Появление ритмики связано с возвращением на родину учеников и последователей Э. Жак-Далькроза.
Александрова Нина Георгиевна (1885-1964) -профессор Московской государственной консерватории, основоположник ритмического воспитания в России. В процессе ритмических занятий основное внимание Н. Г. Александровой было направлено на развитие органической музыкальности, выразительности движений музыканта. В основе ее учения лежала идея комплексного воспитания основных индивидуально-психологических качеств: многопланово развитого слуха, концентрированного и дифференцированного внимания, воли, ритмичности, пластичности, ассоциативности мышления, способности к эмоциональному переживанию, творческого воспроизведения услышанного в музыке, умения входить в особое творческое состояние, фантазировать.
Конорова Елена Владимировна (1893-1988)- выдающийся ритмист, автор методических пособий по ритмике. Одна из первых педагогов, участвовавших в разработке и становлении ритмики как дисциплины музыкально-теоретического цикла в системе начального музыкального образования. Ею были созданы программы обучения с научно обоснованными целями дисциплины, задачами, перечнем конкретных требований и средств музыкально-ритмического воспитания, а также методические пособия для полноценного ведения предмета в детских музыкальных школах.
Гринер Вера Александровна (1890-1992)работала преимущественно в театральной сфере (училище им. Щукина), где разрабатывала методику музыкально-ритмического воспитания для драматических актеров. Помимо педагогической деятельности, она активно участвовала в научно-исследовательской деятельности.
Франио Галина Станиславовна (1913-2000) -выпускница педагогического училища физкультуры, где обучалась на отделении ритмики для дошкольного воспитания. Там она познакомилась с Еленой Владимировной Коноровой, которая оказала большое значение на ее дальнейшее профессиональное развитие. Основным местом её работы был детский сад и музыкальная школа им. Гнесиных. Галина Станиславовна проводила большое количество семинаров по ритмике для начинающих педагогов. Ею были опубликованы программы по ритмике для дошкольного отделения детских музыкальных школ, которые остаются популярными и в наши дни.
Постепенно ритмическое воспитание стало входить в перечень обязательных предметов учебных планов музыкальных, театральных и хореографических учебных заведений, охватив все уровни образования.
Ритмика и её роль в системе хореографического образования учащихся
Ритмика в переводе с греческого (rhythmos) означает порядок движения. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика имеет огромное значение в системе хореографического образования учащихся.
Основными направлениями работы на уроках ритмики являются: воспитание чувства ритма, воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально - выразительных представлений и творческой активности. На каждом уроке осуществляются межпредметные связи с другими дисциплинами: хореография, слушание музыки, фортепиано.
В ходе занятий ритмикой ставятся следующие задачи:
-воспитание эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении ее характера и средств музыкальной выразительности;
-формирование метроритмического слуха и музыкальноритмической памяти детей;
-освоение структурных элементов музыкальной формы через движение;
-развитие творческой активности учащихся;
-умение пластично и свободно двигаться под музыку;
-привитие детям культуры общения между собой (в паре, в группе), воспитание умения вести себя в группе во время движения;
-формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
-создание положительного эмоционального настроя, уверенности в своих силах.
Занятия по ритмике строятся как на коллективных, так и на индивидуальных действиях, которые расширяют возможности воспитательного воздействия, повышают организованность, дисциплину, развивают дружелюбие, чувство ответственности. Вместе с тем, занятия по ритмике должны строиться таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить личностные качества, поскольку акцент лишь на сугубо коллективных действиях сковывает индивидуальность ребенка и не способствует подлинно творческому его развитию. В тесной связи со всей воспитательной работой школы занятия по ритмике направлены на воспитание организованной творческой, гармонически развитой личности. На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Данный предмет хорошо влияет и на физическое состояние ребёнка. У детей на начале обучения ещё недостаточно развитая опорно-двигательная система. И невысокая двигательная активность может привести к ряду заболеваний: плоскостопие, косолапие, кифоз и сколиоз. И именно занятия ритмикой помогают избежать этих заболеваний.
Также, занимаясь данным предметом, дети приобретают красивую походку и осанку, учатся координировать движения и ориентироваться в пространстве. С давнего времени общеизвестно влияние совмещения мелодии и пластики тела на состояние здоровья человека. Если ребёнок с ранних лет начинает слушать музыку, которая ему нравится, у него начинают очень быстро развиваться, нужные для жизни, сенсорные каналы.
Кроме этого на уроках ученик развивает вестибулярный аппарат, так как ритмика подразумевает достаточно много вращений и прыжков. А если упражнения повторять систематически, развивается мышечная память. Также ритмика благоприятно влияет на психическое здоровье ученика. Овладевая элементами хореографии, ребёнок становится уверенным в себе, коммуникабельным, дружелюбным и более внимательным к своему окружению. Игровые танцевальные композиции, применяемые на уроках ритмики, создают для детей условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания и обогащают детей яркими образными движениями.
Методические рекомендации в работе с учащимися на уроке ритмики
Занятия ритмикой оказывают на детей немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, повышает у них дисциплину, чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и так далее). Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
На уроках ритмики в начале обучения не следует давать сложных движений. Приходя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, не все умеют согласовывать движения с музыкой, а также ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков у детей. В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, rимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современного танцев), используются сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и так далее).
В процессе ритмических занятий все эти движения постепенно совершенствуются, становятся более свободными, ритмичными, координированными, выразительными, пластичными. Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение. Выбор гимнастических упражнений и регулирование физической нагрузки согласовываются с дополнительной предпрофессиональной образовательной программой в области хореографического искусства хореографическое творчество по учебному предмету ритмика.
Гимнастические (или общеразвивающие) упражнения включаются почти во все уроки ритмики. Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы спины, мышцы ног. Систематическое повторение комплексов помогает закреплению навыков точного выполнения движений, укрепляет организм ребенка, улучшает работу кровообращения, дыхания, способствует выработке должной осанки. Необходимо включать в каждое занятие упражнения на расслабление различных групп мышц, особенно мышц верхнего плечевого пояса, рук и пальцев.
Методика разучивания гимнастического комплекса может быть самой разнообразной. В одних случаях преподаватель показывает детям под музыку все упражнение целиком, а затем по необходимости и отдельные его части. В других случаях можно ограничиваться лишь предварительными словесными указаниями и выполнять упражнение вместе с обучающимися.
Если у детей имеются погрешности в исполнении того или иного элемента, можно прервать музыку (как это делается на занятиях по специальности) и поработать отдельно над данным элементом, добиваясь необходимой точности и качественности движений. Некоторые более сложные элементы полезно отработать отдельно до разучивания всего упражнения, предвидя возможные трудности. Например, давая ученикам представление о мягких и крепких руках, целесообразно разучить движения на расслабление и напряжение мышц рук: ронять руки, трясти кистями или, подняв руки в стороны-вперед, напрячь все мышцы от плеча до концов пальцев. Полезно предварительно поработать и над исполнением полуприседания. При разучивании упражнений преподавателем уточняются конкретные детали, даётся оценка качеству движений учащихся. К показу отдельных упражнений могут быть привлечены и дети, быстро освоившие все движения и выполняющие их правильно, точно согласуя с музыкой.
Когда то или иное упражнение освоено, можно разделить детей на подгруппы, чтобы они могли наблюдать за своими товарищами и оценивать их исполнение. Необходимо следить за тем, чтобы все свои замечания ученики делали в доброжелательной форме. Подход к изучению упражнений многообразен, преподаватель имеет возможность проявить свое творчество. На одном занятии не обязательно разучивать сразу комплекс целиком: все зависит от поставленных на уроке задач и от данных определенной группы обучающихся.
В течение года преподаватель может повторять тот или иной комплекс упражнений. Так, некоторые упражнения помогают в усвоении целого ряда танцевальных элементов, поэтому к ним полезно возвращаться.
Отрабатывая с учащимися отдельные детали движений, необходимо обращать внимание на следующее:
-при построении в звеньевые колонны соблюдать равнение и интервалы в колоннах;
-при исполнении полуприседаний добиваться правильного положения корпуса и головы, при подъеме ног сохранять равновесие.
Ученикам, которым трудно дается это упражнение, предлагается первое время держаться одной рукой за спинку стула. Следует также учить детей правильно ставить ногу на носок и хорошо удерживать равновесие, при наклоне корпуса не сгибать колени, при шаге на месте добиваться хорошей координации движений рук и ног.
Интенсивные нагрузки в уроке периодически сменяются менее интенсивными, трудные упражнения, менее сложными. Необходимо помнить, что различные упражнения в зависимости от координационной сложности, выразительного аспекта представляет разную психологическую трудность для запоминающих. Поэтому координационно и выразительно сложные движения, требующие внимания и сосредоточенности, должны сменяться более простыми. Рекомендуется сначала давать движения не сложные по своей структуре, не вызывающие особого напряжения внимания и памяти, постепенно повышая, однако, физическую трудность исполнения. Затем можно переходить к более сложным движениям, которые требуют большей степени внимания и затраты физических сил, и, наконец, давать упражнения наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
Примерный план урока ритмики
1. Вводная часть. В нее входят построение и марш - чаще всего с определенным музыкальноритмическим заданием. Перестроение на основную часть урока.
2. Основная часть. Чаще всего она начинается с гимнастических упражнений. Затем идут упражнения с ритмическими заданиями. Таких упражнений может быть три-четыре.
3. Упражнения с предметами, или работа над элементами танцевальных движений, или разучивание танца, или повторение разученного ранее танца. Рекомендуется проведение игры с определенными музыкально-ритмическими задачами.
4. Заключительная часть. Построение в шеренгу. Короткий анализ урока или выставление оценок. Уход под марш.
Упражнения с предметами
Упражнения с предметами включают в работу основные группы мышц: мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы, мышцы ног.
Упражнения с предметами – с мячами, скакалками, обручами, гимнастическими палками, лентами и другими предметами, как правило, проводятся в конце урока. Они придают особую эмоциональность заключительной части занятия. Но в младшем возрасте можно и нужно проводить комплекс упражнений с предметами для большего запоминания движений, координации и смены рисунков (перестроение).
Упражнения с мячом. Слово мяч произошло от слова мягкий, мякиш, то есть мягкий шар. Мяч гладкий либо, наоборот шершавый на ощупь. Упражнение с мячом полезны для детей при выполнении различных действий (катание, бросание, бег за мячиком), обеспечивает активизацию организма, нагрузку на все мышечные группы (кистей, рук, ног, брюшного пресса, туловища). На осанку ребенка благоприятно влияет даже простое подбрасывание мячика вверх, вызывает потребность выпрямления. Игры с мячиком являются специальной гимнастикой: развивается умение удерживать, схватывать, перемещать мяч в процессе бега, ходьбы или прыжков. Упражнения и игры с мячом помогают развивать ориентировку, регулируют точность броска и его силу, участвуют в развитии ловкости и глазомера, быстроты реакции и нормализации эмоционально-волевой сферы.
Мячи надувные используются для бросков и ловли при индивидуальных, парных и групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель. Мячи набивные разного веса служат отягощением, а также ограничителем движений и опорой при выполнении ряда упражнений (например: лежа прогнувшись с опорой о мяч спиной).
Упражнения с этим предметом – одно из лучших средств, чтобы выработать умение дифференцировать состояния значительного напряжения (бросок, толчок мяча) и мгновенного расслабления мускулатуры после завершения задания. Упражнения с набивными мячами развивают мышечную силу, быстроту, всегда проходят на высоком эмоциональном подъеме. Но именно поэтому требуют осторожности, дисциплины и организованности со стороны занимающихся.
С помощью больших мячей можно научиться выполнять точный бросок через круг, удары о пол, перебрасывать мяч рядом стоящему товарищу. В играх с мячами учащиеся более обостренно ощущают сильные и слабые доли в двух - и трехдольных размерах. Соответственно с этими долями производится бросок или ловля мяча. Надо точно рассчитать свои движения, быть внимательным, ловким. В представленных в разделе упражнениях и играх с мячами четко прослеживается взаимосвязь всех действий с формой музыкальных произведений.
Игры с мелкими мячами развивают мелкую мускулатуру рук, цепкость пальцев (мелкая моторика положительно влияет на развитие психических процессов у детей).
Для упражнений с мячом характерно мягкость движений, плавность перехода от одного положения к другому. В зависимости от задач занятия дети используют резиновые мячи малого диаметра (8-12 см.), среднего (15-18 см.) и большого (20 см.). С мячами выполняются броски, ловя, отбивание, перекаты. Броски и ловля мяча осуществляются разными способами.
Упражнения со скакалкой. Скакалка сугубо гимнастическое средство. Удобна и проста в эксплуатации. Прыжковые упражнения и серии различных заданий позволяют эффективно проработать сердечно–сосудистую и дыхательную системы. Изменяя характер прыжков, высоту подскока, темп и продолжительность работы, интенсивность нагрузки (регулированием интервалов отдыха между сериями) можно существенно поднять уровень функциональных возможностей.
Вместе с тем этот предмет хорошо вписывается в занятие при использовании игровых и состязательных приемов. Например: в эстафетах, используемых в подготовительной части занятия. Прыжки через скакалку с одинарным или двойным вращением (вперед, назад), через удлиненную скакалку всегда приносят ожидаемый эмоциональный подъем у обучающихся. В случае необходимости, сложенная вдвое или вчетверо скакалка, может заменить отсутствующую гимнастическую палку при выполнении выкрутов, перемахов с целью улучшения гибкости. Упражнения со скакалками развивают ловкость, координацию, ритмичность движений.
Дети очень любят упражнения с скакалкой, в которых могут проявить свою ловкость, выносливость. Во всех упражнениях с предметами преподаватель работает над легкостью, красотой, согласованностью движений. При выполнении прыжков следует добиваться легкого и мягкого приземления. Для этого надо оттягивать пальцы ног, приземляться сначала на носки, а затем опускаться на всю ступню.
Упражнения со скакалкой можно выполнять с разной скоростью в различных ритмических сочетаниях. Они включают в себя прыжки на двух ногах и одной ноге, махи скакалкой одной рукой и двумя руками.
Упражнения с обручем. Обруч (также хулахуп) появился в обиходе не так давно - в середине прошлого столетия. Первая половина названия звучит, как и гавайский танец хула, а вторая является английской интерпретацией слова обруч.
Упражнения с обручем дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики.
Упражнения с обручем полезны для таких процессов:
-развитие моторики кистевых и локтевых суставов;
-формирование правильной осанки;
-правильное формирование и укрепление мышечного скелета, хорошо развивают спинные, грудные, плечевые группы мышц;
-развитие координации, развитие моторики, слуховой и зрительной видов памяти;
-развитие чувства ритма.
Упражнения с обручем выполняются одной или двумя руками в различных направлениях и плоскостях. Держат обруч двумя руками с наружи, двумя руками изнутри, одной рукой сверху, одной рукой снизу. С обручем выполняются повороты, вращения, перекаты обруча по полу, наклоны, приседания, броски и ловля одной или двумя руками, прыжки.
Упражнения с палкой. Для интересных занятий нужны специальные и разнообразные предметы, в том числе гимнастические палки. Упpaжнeния с палкой выpaбaтывaют пpaвильную и poвную ocaнку, yкpeпляют мышцы спины, yлyчшaют кoopдинaцию движeний, развивают гибкость. Несмотря на всю простоту гимнастической палки, некоторые мышцы и связки лучше всего поддаются проработке только с помощью этого нехитрого предмета. Палка привносит в упражнения дополнительную нагрузку, ориентир для правильной техники выполнения движений.
Для работы с гимнастической палкой применяются такие виды хвата:
-хват сверху (ладошки смотрят вниз);
-хват снизу (ладошки смотрят вверх);
-обычный хват (руки на ширине плеч);
-узкий хват - палку держат двумя руками (кисти рук рядом);
-широкий хват (обеими прямыми руками, разведенными шире плеч);
-смешанный хват (одна ладошка смотрит вверх, другая вниз).
Палка - прекрасный контроль симметричности выполнения упражнений, что также важно для выравнивания осанки, работы над мышечным дисбалансом. Например: дети стоят по кругу лицом к центру. У каждого третьего ребенка в руках гимнастическая палка. По сигналу педагога дети поворачиваются в затылок друг другу на расстоянии вытянутой вперед руки. Дети, у которых в руках палка, берут ее за края и держит перед собой в опущенных руках. Под музыку дети поднимают палки вверх и кладут их себе за голову на плечи. Следующий ученик берет палку двумя руками и поднимает ее вверх и так далее. Ребенок, отдавший палку, опускает руки. Так, соблюдая ритм музыки, дети передают палку по кругу. По окончании музыки учащиеся останавливаются и, повернувшись в противоположную сторону, повторяют упражнение.
Парные и групповые упражнения очень эмоциональны и дают большую нагрузку на организм. Их основа - совместные действия партнеров (захваты, поддержки, оказания сопротивления и так далее), формирующие умение согласовывать свои действия с действиями партнера, ритмом и характером его движений. Кроме того, во время выполнения таких движений воспитывается дисциплинированность, ответственность и чувство коллективизма.
Упражнения с лентами. Упражнения с лентами из раздела художественной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучести. Динамичность упражнений способствует улучшению кровообращения, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей дыхательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. увеличению работоспособности. Упражнения с лентами воспитывают трудолюбие, волю. настойчивость и упорство, развивают мягкость, грациозность и плавность. Зрелищность упражнений: чёткость и ритмичность действий, а также эмоциональная выразительность движений - развивает чувство прекрасного.
Занятия с лентами необходимо использовать в программе ритмическая гимнастика, так как они необычайно красивы, элегантны, музыкальны, эстетичны. В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются. Лентой выполняются махи и круги, змейки, спирали, восьмёрки, броски.
Упражнения с фитболами. Большой мяч для фитнеса называют фитболом, что в переводе с английского означает стройность (fit) и мяч (ball). Его изобрела врач из Швейцарии 70 лет назад для лечения больных с ДЦП. Уникальность фитбола в эффективности и простоте движений, благодаря чему заниматься с ним могут дети всех возрастов.
Работа с большим мячом для фитнеса способно не только разнообразить занятия, но и проработать мелкие глубокие мышцы в динамике и статике, которые не затрагивают или косвенно нагружают базовые упражнения. При выполнении движений на растяжку, гибкость или укрепления мышц ребенок вынужден ментально и физически концентрироваться на процессе для сохранения баланса, что в два раза усиливает конечный результат.
Упражнения с фитболом:
-разгружают и растягивают позвоночник;
-корректируют осанку;
-улучшают состояние межпозвонковых дисков
-формируют мышечный корсет спины и талии;
-развивают координацию и вестибулярный аппарат.
Музыкальное сопровождение на уроках ритмики
Музыка играет особую роль при исполнении упражнений и обучении им. Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от этого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, упрощается организационный процесс, эмоциональное состояние детей повышается, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего урока.
Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.
В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений. В 20-40-е годы, когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (Карл Мария фон Вебер, Иоганн Штраус, Франц фон Зуппе, Жак Оффенбах и другие), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50-60-е годы, когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания, возникает новая тенденция - к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Эта направленность особенно усилилась в последние два десятилетия. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
-художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
-моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям (дансантность);
-разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
-соответствие движений характеру, образам музыки;
-разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).
Репертуар музыкально-ритмических движений для всех возрастных групп рекомендуется программой. В ней учтены основные принципы отбора. Однако преподавателю в каждой возрастной группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, уровень квалификации музыкального руководителя. Преподавателю следует с большой ответственностью подходить к подбору музыкальных произведений и их исполнению. Произведения должны быть высокохудожественны, разнообразны, ясны по форме и содержанию, доступны для эмоционального восприятия ребенком и удобны для выполнения движений.
Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка, произведения русской и зарубежной классики, народная музыка, сочинения современных отечественных и зарубежных композиторов).
Благодаря яркой музыке обогащается эмоциональная сфера детей, расширяется музыкальный кругозор, повышается общая музыкальная культура. Музыкальное произведение наряду с замечаниями по ходу исполнения упражнения и показом является дополнительным раздражителем. Сопровождая то или иное движение, музыка становится возбудителем этого движения и облегчает его выполнение. Музыка должна задавать характер движения, темп и ритм.
Работая над восприятием характера музыки, преподаватель должен способствовать развитию отзывчивости на музыку, помогая детям через движение проникнуть в образное содержание данного произведения. При знакомстве с новым произведением, уточняется его название, выясняется каким движением лучше его передать. Например, бег мелкими шагами, широким шагом, шагом медленным, кружением и так далее. Работа над темпом не проводится изолированно, она связана с работой над характером и выразительными особенностями данного произведения.
Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для движений, выполняемых с небольшой амплитудой.
Метр - непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам - дыханию, сердцебиению, музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрестанно сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а неакцентируемые - слабыми. Метр организует звуки во времени.
Ритм - последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать, ее звуки организованы ритмически. Pитм обладает большой выразительной силой. Подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать по прохлопыванию ритмического рисунка или даже по отдельным ритмическим фигурам без интонирования. В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Его можно воспроизвести движениями: хлопками, притопами, шагами. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны.
Единство метра и ритма подчеркивается в теории музыки понятием метроритм.
Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метр - так принято называть чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли). Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом такте. Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей.
При подборе музыкальных произведений учитываются возраст и подготовленность учащихся. Для детей младшего школьного возраста рекомендуются произведения с простой мелодией и четким ритмом. На первых этапах работы дети интуитивно воспринимают и передают в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях. При выполнении гимнастических упражнений следует добиваться осознанного отношения к взаимосвязи движения и музыки, выразительности, пластичности в исполнении. Музыка не должна являться фоном, она органично слита с движением.
Музыкальный репертуар должен быть разнообразный. Длительное применение одной и той же музыки на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям. Кроме того, необходимо, чтобы музыкальное сопровождение нравилось учащимся, вызывало положительные эмоции и соответствовало музыкальным вкусам.
Преподавателю при составлении комплекса упражнений, следует придерживаться следующей последовательности:
-определить задачи и направленность комплекса упражнений;
-подобрать музыку;
-прослушать музыку несколько раз;
-определить характер музыкального произведения;
-определить структуру музыкального произведения, схематично обозначить ее части;
-выделить части музыкального произведения с основной мелодией (например, куплеты и припев);
-подобрать основные движения для составления упражнения, соответственно характеру музыкального произведения и его структурным особенностям;
-приступить к постановке комплекса упражнений под музыку;
-апробировать составленный комплекс упражнений на небольшой группе детей и внести коррективы.
В процессе занятий с музыкальным сопровождением решаются и задачи эстетического воспитания. Хорошо подобранная к каждому движению музыка помогает детям закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения совместно со звучанием музыкальных отрывков. Это постепенно воспитывает музыкальную память, помогают обучающимся лучше согласовывать движения с музыкой, регулировать скорость и силу мышечного напряжения.
В связи с этим на каждом занятии по ритмике, особенно у младших школьников, необходимо работать над согласованием движений со средствами музыкальной выразительности, систематически развивать у детей музыкальный слух.
Примеры ритмических упражнений с предметами
Упражнения с мячом
1. Основные положения рук с мячом: правая (левая) рука с мячом вперед, вверх, вниз, в сторону.
2. Подбрасывание мяча вверх на различный счет и ловля двумя и одной рукой.
3. Удары мяча об пол.
4. Подбрасывание мяча под протянутую вперед руку (правую, левую) и ловля мяча.
5. Подбрасывание мяча и ловля его при ходьбе, во время бега, на танцевальном шаге.
6. Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
7. Удары мяча об пол в сочетании с танцевальными шагами.
8. Удары мяча об пол слева и справа от себя, через ногу.
9. Перебрасывание мяча друг другу в парах, в круге.
10. Обмен мячами ударом об пол - на месте и на ходу.
11. Передача мяча по кругу, в шеренге вправо, влево.
12. Передача мяча в колонне по одному над головой назад.
13. Перекатывание мяча от шеренги к шеренге.
14. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (после хлопков в ладоши перед грудью, за спиной, сбоку, после приседаний и другое).
15. Различные сочетания упражнений с мячом.
Упражнения с теннисными мячами
Комплекс 1
1)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке, держим снизу. Подбрасываем мяч вверх и ловим правой рукой снизу.
2)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в левой руке, держим снизу. Подбрасываем мяч вверх и ловим левой рукой снизу.
3)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке, держим сверху. Ударяем мяч в пол и ловим правой рукой снизу.
4)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в левой руке, держим сверху. Ударяем мяч в пол и ловим левой рукой снизу.
5)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке, держим снизу. Подбрасываем мяч вверх и ловим левой рукой снизу (перебрасывать из руки в руку).
6)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке, держим сверху. Ударяем мяч в пол и ловим левой рукой снизу (тоже с другой руки).
7)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке. Подбрасываем мяч вверх, один хлопок в ладоши, поймать мяч двумя руками.
8)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке. Ударяем мяч в пол, один хлопок в ладоши, поймать мяч двумя руками.
9)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке. Заводим мяч за спину, перекладываем в левую руку.
10)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в левой руке. Заводим мяч за спину, перекладываем в правую руку.
11)И.п. - стойка ноги врозь, теннисный мяч в правой руке. Ударить мяч в пол, сделать поворот на 360 градусов, поймать мяч двумя руками.
Комплекс 2
1. И.п.- мяч на тыльной стороне ладони правой руки, кисть левой сверху накрывает мяч. Выполнять круговые движения мячом вправо и влево. То же с другой руки.
2. Сжимания мяча ладонью по 10 раз правой и левой руками.
3. Подбрасывание мяча вверх одной рукой, ловля двумя руками. То же, но ловля одной рукой.
4. И.п.- руки в стороны-книзу, мяч в левой руке. Выполнить удар мячом левой рукой о пол, поймать правой, и наоборот.
5. Перекладывание мяча из одной руки в другую вокруг шеи, туловища, коленей в правую и левую стороны.
6. И.п.- правую вперед. Подбросить мяч под правой ногой и поймать его двумя руками.То же с левой ноги.
7. И.п.– широкая стойка ноги врозь. Перекладывание мяча из одной руки в другую под ногами восьмеркой.
8. И.п.- то же. Катание мяча по полу вокруг стоп восьмеркой.
9. Мяч в правой руке, хват сверху. Подбросить его вверх и поймать правой рукой.То же левой рукой.
10. Перекладывание мяча за спиной из одной руки в другую.
11. Жонглирование двумя мячами.
12. Одновременное подбрасывание и ловля двух мячей.
13. Передачи двух мячей в парах. Один партнер передает мяч другому ударом о пол, тот выполняет передачу от груди.
14. То же, но оба мяча у одного из партнеров, который передает их другому с отскоком от пола, а тот должен поймать.
15. Ведение мяча вокруг ног вправо, влево.
16. И.п.- широкая стойка ноги врозь. Ведение мяча восьмеркой под ногами.
17. Подбросить мяч вверх, сделать хлопок за спиной, затем перед грудью и поймать.
18. Бросить мяч в стену одной рукой, поймать отскочивший мяч двумя руками.
20. И.п.- правую согнуть в колене вперед. Перекладывать мяч из одной руки в другую вокруг бедра.
21. Поочередно поднимая то правую, то левую прямую ногу, перекладывать мяч из руки в руку.
22. И.п.- правую руку отвести назад, удерживая мяч. Кистевым движением подбросить его вверх, поймать спереди двумя руками. То же левой рукой.
23. И.п.- правую руку вперед, мяч удерживается хватом сверху. Подбросить его вверх, развернуть ладонь и поймать правой рукой. То же с другой руки.
24. И.п.- правую руку вперед, мяч удерживается на тыльной стороне ладони. Подбросить мяч и постараться поймать его тыльной стороной ладони. То же другой рукой.
25. Подбросить мяч вверх правой рукой, затем ударить его тыльной стороной ладони той же руки, затем поймать двумя руками. То же левой рукой.
Упражнения c теннисным мячом на внимание, ловкость и быстроту реакции
Комплекс 3
Для лучшего исполнения упражнений необходимо знать, что мяч перекидывается строго сверху.
1.Дети, передвигаясь по классу шагом, в различных направлениях, ищут контакт Глаза в глаза со всеми участниками. Только при зрительном контакте, у ребенка, у которого был мяч, и у другого участника, мяч перебрасывается сверху. Это может быть как близстоящий, так и на небольшом расстоянии человек. Так же необходимо контролировать, что бы учащиеся избегали столкновений друг с другом. Таким образом, дети научаться передвигаться по классу, занимая все пространство, что очень важно для детей, как для исполнителей, когда они выступают на различных танцевальных площадках. Этот навык дает им возможность быстро ориентироваться в пространстве и не теряться. Также они научаться видеть и замечать друг друга и в дальнейшем смогут избегать столкновений друг с другом. Шаги могут постепенно ускоряться и переходить в бег, тем самым усложняя задачу участникам.
2.Перекидывание мяча в кругу. Все участники образуют круг таким образом, что бы он был не слишком маленьким и не очень большим. Отталкивайтесь от количества детей и их способности ловить мяч. Так же перекидывание происходит только после зрительного контакта глаза в глаза, в различных направлениях, не передавая мяч, соседям справа и слева. Тем самым дети научаться фокусировать свое внимание, концентрироваться и понимать друг друга без слов. Усложнить это упражнение можно, добавив любой предмет, который нужно передавать строго по кругу, сохраняя музыкальный ритм.
Развитие координации, мелкой моторики
Комплекс 4
1.Подкинуть мяч вверх и поймать ладонью, направленной прямо, вытягивая руку. Выполнять это упражнение можно стоя, либо делая небольшой выпад вперед противоположной ногой. Левой, правой рукой и поочередно сменяющимися руками. Одной рукой подкидываем, другой ловим.
2.Ударить мяч об пол и поймать:
-правой рукой и левой рукой по отдельности;
-ловить противоположной рукой;
-с передвижением из стороны в сторону;
-с поворотом на месте.
В круге:
Ударить мяч об пол, перейти на соседнее место и поймать мяч соседа, на место которого перешли. В правую или левую сторону. Так же выполняя данное упражнение, можно подкидывать мяч.
Упражнения со скакалкой
Комплекс 1
1. Прыжки на двух ногах через скакалку.
2. Прыжки через скакалку на одной ноге, правой или левой.
3. Прыжки через скакалку с ноги на ногу.
4. Прыжки через скакалку на двух ногах. На каждый 4-й счет (прыжок) как можно выше поднимать колени.
5.Прыжки через скакалку в парах, учащиеся вращают ее по очереди.То же в тройках.
6. Прыжки через скакалку в тройках: двое вращают, один прыгает, затем партнеры меняются местами.
7. Скиппинг - упражнение, которое чаще всего используется с применением скакалки.Два ученика вращают скакалку. Прыгать начинают сразу двое, трое, четверо, пятеро учащихся и так далее.
8. Прыжки на скорость. Кто больше выполнит прыжков за 30 секунд? за 1 минуту?
9. Прыжки через сложенную вчетверо скакалку на двух ногах вперед и назад.
Общеразвивающие упражнения со скакалкой
Комплекс 2
1.И.п.- широкая стойка ноги врозь, скакалка сложена вдвое, руки вверх, хват на ширине плеч.
Раз-два-три - 3 пружинистых наклона вправо;
Четыре – исходное положение;
Пять-восемь - то же влево.
2. И.п.- то же. Круговые движения туловищем вправо и влево.
3. И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу, хват на ширине плеч.
Раз -два - левую ногу влево на носок, руки вправо;
Три-четыре- исходное положение;
Пять-восемь - то же в другую сторону.
4. И.п.- то же.
Раз - два - левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться в спине;
Три-четыре- исходное положение;
Пять-восемь - то же с другой ноги.
5. И.п.- основная стойка, скакалка внизу, хват на ширине плеч.
Раз - пронести правую ногу над скакалкой, поставить ее на пол;
Два - исходное положение;
Три-четыре- то же с другой ноги.
6. И.п.- то же.
Раз - переступить через скакалку левой ногой;
Два - то же правой ногой;
Три - то же назад левой ногой;
Четыре- то же правой ногой.
7. И.п.- скакалка сложена вчетверо, руки к плечам.
Раз - приседание, скакалку поднять вверх;
Два - исходное положение.
8. И.п.- стойка ноги врозь, сложенная втрое скакалка внизу, руки шире плеч.
Раз - два - сделать выкрут руками назад;
Три-четыре- исходное положение.
Комплекс 3
1. И.п.- основная стойка, сложенная вчетверо скакалка внизу.
Раз - натягивая скакалку, руки вверх;
Два - подняться на носки, прогнуться и потянуться - вдох;
Три-четыре - исходное положение - выдох. При движении рук вверх смотреть на скакалку. Руки прямые.
2.И.п.- широкая стойка, держа сложенную вдвое скакалку двумя руками внизу.
Раз - поднимая руки вперед в стороны и натягивая скакалку, поворот туловища направо;
Два - исходное положение;
Три-четыре- то же с поворотом налево.
При поворотах закрепить плечевой пояс, ноги с места не сдвигать. Дыхание произвольное, но равномерное и без задержек.
3. И.п.- стойка ноги врозь на скакалке: скакалку держать свободно за концы.
Раз - наклон влево, левая рука, сгибаясь, натягивает скакалку - выдох;
Два - выпрямиться, опуская левую руку вниз - вдох;
Три-четыре - то же в другую сторону.
При наклонах ноги не сгибать, голову не опускать и туловище не поворачивать, вес тела распределить равномерно на обе ноги.
4. И.п.- стойка ноги вместе, сложенная вчетверо скакалка за головой, руки к плечам.
Раз - наклон вперед, сводя руки вперед и нажимая скакалкой на шею - выдох;
Два - выпрямиться, отводя плечи назад - вдох.
При наклоне ноги не сгибать. Амплитуду движений увеличивать постепенно.
5. И.п.- основная стойка, сложенная вчетверо скакалка внизу.
Раз -два - согнуть ногу вперед и перешагнуть через скакалку;
Три - четыре - исходное положение.
Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой, стараясь поднимать колено повыше. Следить, чтобы дети, поставив ногу на пол, полностью выпрямлялись, передавая на нее вес тела. При сгибании ноги - выдох; при выпрямлении - вдох.
6. И.п. - упор сидя с согнутыми ногами, скакалка на полу сбоку.
Раз -два - поворачиваясь кругом, лицом к скакалке, встать на четвереньки и пересесть на другую сторону;
Три - четыре - тем же способом пересесть обратно.
При повороте, опираясь на прямые руки и на носки, коленями пола не касаться. Дыхание произвольное.
7.И.п.- стойка ноги вместе, скакалка сзади руки слегка согнуты. Бег на месте, вращая скакалку вперед.
Комплекс 4
1.Встать, ноги врозь, в согнутых руках за головой сложенная вчетверо скакалка. Поднимать руки вверх и, натягивая скакалку, поворачиваться вправо, подтягиваться. Вернуться в исходное положение. Затем упражнение надо повторить в другую сторону (в каждую - по 5-6 раз).
2.Встать, ноги врозь, держать сложенную вдвое скакалку в согнутых руках за головой. Поднимая руки вверх и натягивая скакалку, сделать два пружинящих наклона влево. Вернуться в исходное положение (повторите 5-6 раз в каждую сторону).
3.Встать, ноги врозь, руки вверх, со сложенной вдвое скакалкой. Сделать мах правой ногой вперед и опустить руки перед собой, чтобы нога коснулась скакалки. Вернуться в исходное положение. То же самое проделать левой ногой (каждой ногой-5-6раз).
4.Встать, ноги врозь, руки со сложенной вчетверо скакалкой внизу за спиной. Отвести руки назад, прогнуться, вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
5.Стоя на коленях, держать в опущенных руках сложенную вдвое скакалку. Натягивая скакалку, поднять руки вверх, правую ногу вытянуть в сторону, поставить на носок и сделать два пружинящих наклона вправо. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
6.Лежа на спине, руки со сложенной скакалкой вытянуть вверх. Сгибая правую ногу, перенести ее через скакалку, вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
7.Встать, ноги вместе, руки со скакалкой опущены, середина скакалки должна находиться под пяткой левой ноги. Разведя руки в стороны и натянув скакалку, отвести правую ногу назад и прогнуться. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз каждой ногой.
Эти упражнения развивают гибкость позвоночника.
Упражнения с обручем
Комплекс 1
1. И.п.- основная стойка, обруч держать внизу, изнутри.
Раз - обруч вверх;
Два- опустить обруч за спину;
Три - поднять вверх;
Четыре - исходное положение.
2. И.п.- стоя, ноги на ширине плеч обруч внизу.
Раз - поднять обруч горизонтально вверх;
Два - наклон вправо (влево);
Три-четыре - исходное положение.
3. И. п.- ноги врозь, обруч держать у груди согнутыми руками.
Раз - поворот влево, выпрямить руки, отвести обруч влево;
Два - исходное положение;
Три-четыре - то же в другую сторону.
4. И.п. - основная стойка, обруч справа вертикально на полу, придерживать рукой.
Раз-два-три-четыре - приседая, пролезть в обруч и стать с другой стороны, вернуться в исходное положение.
5. И.п. - основная стойка, держаться за вертикально поставленный впереди обруч.
Раз - опираясь на обруч, наклон вперёд, правую ногу назад,
Два - исходное положение;
Три-четыре - то же другой ногой.
6. И.п.- ноги врозь, обруч оставить перед собой.
Раз - наклон вперед, положить обруч на пол, выдох;
Два - выпрямиться, вдох;
Три - наклон вперед, взять обруч;
Четыре - исходное положение.
7. И. п.- основная стойка в центре обруча, лежащего на полу.
Раз - присесть, взять обруч двумя руками, выдох;
Два - встать, поднять обруч двумя руками, вдох;
Три - присесть, положить обруч;
Четыре - исходное положение.
8. И.п.- основная стойка, руки с обручем вперед.
Раз - мах левой ногой, коснуться обруча;
Два - исходное положение;
Три-четыре - то же правой ногой.
9. Прыжки на двух ногах через обруч спиной.
10. И.п.- основная стойка, руки вперед, обруч перед грудью вертикально.
Раз - скрещивание рук, правая рука сверху;
Два - исходное положение;
Три - скрещивание, левая рука сверху;
Четыре - исходное положение.
11. И.п - основная стойка в обруче, лежащем на полу, ноги вместе, руки на поясе.
Раз - прыгнуть из обруча и повернуться;
Два - прыгнуть в обруч;
Повторить 2 раза.
Чередовать с ходьбой вокруг обруча.
12. И.п. - стойка ноги врозь, обруч удерживается руками на поясе.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - вращение обруча.
Комплекс 2
1.И. п. - основная стойка, обхватить обруч по середине, двумя руками. Руки опущены вниз.
Раз - два- отвести руки с обручем вперед;
Три-четыре - вернуть в исходное положение.
2.И. п. - ноги на ширине плеч, руки с обручем опущены перед собой.
Раз - два - выполняя наклон корпусом вперед, отвести руки вперед;
Три-четыре - вернуть в исходное положение.
3.И. п. - основная стойка, обруч перед собой.
Раз - два- отвести правую руку сторону, взять обруч, посмотреть на руку;
Три-четыре - вернуть в исходное положение;
Пять-шесть - отвести левую руку в сторону взять обруч, посмотреть на руку;
Семь-восемь - вернуться в исходное положение;
Выполнить по 4 раза в каждую сторону.
4.И.п. - ноги на ширине плеч, руки перед собой, ладошки соединить, обруч находиться между большими пальцами. Выполнять раскачивание обруча вправо и влево.
5.И.п. - ноги на ширине плеч, руки перед собой, ладошки соединить, обруч находиться между большими пальцами. Выполнять вращение обруча.
6.И.п. - основная стойка, обруч в правой руке, упирается в пол, левая рука на поясе, выполнять вращение обруча на полу 8-10 секунд, тоже левой рукой.
7.И.п. - обруч лежит на полу, ребенок находиться в центре обруча в основной стойке, руки на поясе. Выполнять прыжки на двух ногах в разные стороны(вперед, в круг, назад, вправо, влево).
8.И.п. - основная стойка, обруч над головой, руки прямые. Выполнять раскачивающие движения кистью.
9.И.п. - основная стойка на носках, обруч над головой, руки прямые. Выполнять раскачивающие движения кистью о одновременно поворачиваться вокруг себя;
Выполнить 4-6 раза в каждую сторону.
Ритмические игры с гимнастической палкой
Игры на чувство ритма являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей учащихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. И здесь так же можно использовать работу с предметом (гимнастическая палка).
Основные упражнения на ритм, дети выполняют стоя по кругу. Здесь важно, чтобы ученик не только мог слышать, но и видеть и наблюдать, то есть быть максимально сосредоточенным.
Ритмические импровизации
Дети стоят полукругом. Преподаватель задает ритм ударом палкой по полу. По сигналу все дети стучат в заданном ритме, по сигналу останавливаются.
Перемена ритма
По сигналу преподавателя ученики стучат в одном ритме, затем педагог меняет ритм на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Кто справа?
Ученики стоят по кругу. Палка находится в правой руке. По сигналу преподавателя под четкий ритм - на Раз - дети правой рукой переставляют палку тому, кто справа, при этом одновременно левой рукой берут палку соседа слева. На Два – перехватывают палку правой рукой.
Слушай
-дети стоят в кругу, три быстрых удара палкой, три удара ладонью по груди (повторяем 4 раза);
-один удар палкой, один удар правой ногой - один удар палкой, один удар левой ногой (8 раз - 2 четверки);
Такие же ударно- ритмические движения можно делать с продвижением вперед.
Дети делятся на две колонны:
-два быстрых шага, один удар палкой (ритм: раз, два - раз);
-два быстрых шага, один удар палкой и два удара по груди (ритм: раз, два, три - раз, два).
Роль игры на уроках ритмики огромна. Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются на занятиях по хореографии. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку прожить в игре волнующие его ситуации.
Упражнения с палкой
(выполняется под любую ритмическую музыку)
Комплекс 1
1. И.п. - ноги на ширине плеч, палка в двух руках низу.
Раз - палка вверх;
Два - палка за голову;
Три - руки с палкой вверх;
Четыре - исходное положение;
Повторить 4 раза.
2. И.п.- ноги на ширине плеч, палка впереди.
Раз - поворот вправо с палкой;
Два - поворот влево с палкой (повторить 2 раза в каждую сторону);
Три-четыре - поворот, с палкой отставляя противоположную ногу;
Повторить 2 раза в каждую сторону.
3. И.п. - ноги на ширине плеч, палка перед грудью на вытянутых руках.
Раз - два - присесть, поворот палки;
Три-четыре - присесть, поворот палки в другую сторону;
Пять-восемь - повторить;
Повторить 6 раз.
4. И.п. - ноги на ширине плеч, палка перед грудью на вытянутых руках.
Раз - два - три 1-3 наклоны вперед, палка вперед;
Четыре - выпрямиться, палка вверх;
Пять - шесть - палка к груди;
Повторить 3 раза.
5. И.п. - палка вертикально у правой ноги, в правой руке, левая - за головой.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - обходим палку на носках;
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - в другую сторону.
6. И.п. ноги на ширине плеч палка в низу.
Раз - прыжок на правую ногу, левая нога отведена в сторону;
Два - прыжок на левую ногу, правая нога отведена в сторону;
Повторить прыжки 6 раз.
7. И.п. – ноги на ширине плеч палка в низу.
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - прыжки ножницы;
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - прыжки ножницы, палку поднимаем вверх и опускаем медленно.
8. Раз-два-три-четыре -шаги на месте палка внизу;
Раз-два - шаги прямо;
Три-четыре - поворот вправо;
Пять-шесть -поворот вправо;
Семь-восемь - поворот вправо;
Раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь - то же самое - в левую сторону.
9. Раз-два-три-четыре - вдох-выдох.
Комплекс 1
1. И.п. - основная стойка, палка за головой.
Раз –левую ногу назад, палку вверх, прогнуться;
Два - исходное положение;
Три - правую ногу назад, палку вверх, прогнуться;
Четыре - исходное положение;
Повторить 8 - 10 раз.
2. И.п. - стойка ноги на ширине плеч, палку вниз - сзади;
Раз-два-три - 3 пружинящих наклона вперед - к низу, палку назад;
Четыре - исходное положение;
Повторить 8- 10 раз.
3.И.п. – стойка ноги врозь, стопы развернуты наружу, палку вверх.
Раз – полуприседание, палку наклонить вправо;
Два – исходное положение;
Три – полуприседание, палку наклонить влево;
Четыре – исходное положение.
4. И.п. – ноги на ширине плеч, палка внизу хватом за концы.
Раз-два-три -левую руку вверх, пружинящие наклоны вправо;
Четыре –исходное положение. То же в другую сторону;
Повторить8- 10 раз.
5.И.п. - основная стойка, палка внизу сзади.
Раз-два - наклониться вперед, положить палку на пол сзади;
Три-четыре–выпрямиться;
Пять-шесть - наклониться вперед, взять палку;
Семь-восемь - вернуться в исходное положение;
Повторить8- 10 раз.
6. И.п. – ноги на ширине плеч, палка за спиной, правая рука вверху за палку хватом сверху, левая внизу за палку хватом снизу, согнуты в локтях.
Раз-два - выпрямляется правая рука, левая сгибается;
Три-четыре - левая рука выпрямляется, правая сгибается;
Повторить 10 раз с каждой руки.
7. И.п. - стойка ноги врозь спиной друг к другу палку вверх, хватом на ширине плеч.
Раз-два - наклон назад;
Три-четыре- исходное положение.
8. И.п. - стойка ноги врозь лицом друг к другу, палку вперед обычным хватом.
Раз - поворот туловища налево (направо), палку вертикально вверх;
Два - исходное положение.
Комплекс 2
1. И.п.- ноги вместе, держа палку за концы, отвести ее за плечи на уровне лопаток. Подняться на носки, руки вверх, посмотреть на палку.
Вернуться в исходное положение, опуститься на всю ступню.
2. И.п. - основная стойка, ноги на ширине плеч, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч.
Раз-два - плавно поднять руки с палкой вверх;
Три-четыре - выкрут рук с палкой назад;
Пять-шесть - выкрут рук с палкой вверх;
Семь-восемь - вернуться в исходное положение.
Выполнить 8-12 раз, уменьшая постепенно ширину хвата палки.
3. И.п. - ноги слегка расставлены, ступни параллельно, палка за плечами. Руки поднять вверх, поворот туловища вправо(ноги от пола не отрывать), палку вперед, посмотреть на палку, палку вверх, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.
4. И.п. - сесть на пол, прямые ноги вместе, носки оттянуты, палка за плечами, спина прямая, смотреть вперед. Выпрямить руки вверх, посмотреть на палку, наклониться вперед, палкой коснуться ног, ноги не сгибать, голову приблизить к ногам. Выпрямиться, палку вверх. Опустить палку за плечи.
5. И. п. - лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты, руки с палкой вверх за головой, палка касается пола. Подтянуть согнутые ноги к груди, палку к коленям. Выпрямить ноги, руки с палкой поднять вверх.
6. И.п. - лежа на животе, ноги вместе, носки оттянуты, руки с палкой впереди на полу. Поднять палку вверх, посмотреть на нее. Опустить палку вниз.
7. И.п. - стоя, ноги вместе. Руки на поясе, палка на полу справа. Прыжки через палку вправо и влево. Ходьба на месте.
8. И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, ступни параллельно, палка в руках внизу. Подняться на носки, руки поднять вверх, посмотреть на палку. Опуститься на всю стопу, руки вниз.

Упражнения на разогрев (с лентами)
1. И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены,лента в обеих руках натянута.
Раз - руки вперед;
Два - руки вверх;
Три - руки вперед;
Четыре - вернуться в исходное положение;
Повторить 8 раз.
2. И.п. - тоже.
Раз - руки вверх;
Два -лента натянута за головой на шее, руки согнуты в локтях;
Три - руки вверх, встать на носочки;
Четыре - вернуться в исходное положение;
Повторить 8 раз.
3. И.п. - стоя, ноги вместе, руки вверху над головой,лента натянута.
Раз - наклон вправо;
Два - вернуться в исходное положение;
Три - наклон влево;
Четыре - вернуться в исходное положение.
Повторить 8 раз.
4. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вперед,ленты натянуты.
Раз - повороты туловища вправо;
Два - вернуться в исходное положение;
Три - повороты туловища влево;
Четыре - вернуться в исходное положение.
Повторить 8 раз.
5. И.п. – тоже
Раз - наклониться достать натянутойлентой пальцы ног;
Два - вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз.
6. И.п. - сидя, ноги вместе, колени прямые, руки согнуты в локтях,лента натянута.
Раз - наклон туловища вперед, вытянуть руки вперед выпрямить локти;
Два - вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз.
7. И.п. – лежа на животе, ноги прямые вместе, руки вытянуты вперед,лента натянута.
Раз - поднять руки вверх, отрывая грудь от пола;
Два - вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз.
8. И.п. - ноги на ширине плеч,лента на шее натянута, руки согнуты в локтях.
Раз - присесть;
Два - вернуться в исходное положение.
Повторить 6 раз.
9. И.п. – стоя лицом кленте, ноги вместе, руки на поясе,лента на полу. Приставной шаг черезленту.
Раз - шаг вперед;
Два - шаг назад.
10. И.п. – стоя лицом кленте, ноги вместе, руки на поясе,лента на полу. Прыжки черезленту.
Раз - прыжок вперед;
Два - прыжок назад.
11. И.п. – стоя боком кленте, ноги вместе, руки на поясе,лента на полу. Приставной шаг черезленту.
Раз - шаг заленту;
Два - шаг назад.
12. И.п. – стоя боком кленте, ноги вместе, руки на поясе,лента на полу. Прыжки черезленту правым, затем левым боком перестроением в колонны.
Музыкально - ритмические упражнения с лентами
Танцевальный этюд Радуга
Детям раздаются по две ленточки одного цвета. Используются ленты цвета радуги.
а) Изучение движений, использующихся в танцевальном этюде без музыкального сопровождения и повторение ранее изученных движений ленточки ветерок, поющие руки, красим забор, круговых движений и другие, далее в сочетании с приставным шагом.
И.п. - стоя на месте по позе узкая дорожка перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.
б) Работа над этюдом с музыкальным сопровождением.
(Используется аудиозапись вальса А. Тома.)
И. п. – стоя в кругу лицом к центру, в обеих руках ленты одного цвета.
Часть А.
1-8 такты – стоя на месте, выполняют плавные взмахи обеими руками вверх – вниз;
9-16 такты – поочередные взмахи руками снизу вверх движение ленточки;
1-8 такты – перекрестные движения рук из и.п. руки вперед – движение поющие руки;
9-16 такты – кружение на высоких полупальцах, руки в стороны.
Часть В.
1-8 такты – легкий танцевальный бег на полупальцах к центру круга;
9-16 такты – движение рук ленточки;
1-8 такты – поворот из круга и возвращение на исходную позицию;
9-16 такты – поворот лицом к центру, ленточки.
Часть А.
1-2 такты – стоя на месте, лицом к центру круга, взмах правой рукой, одновременно выставляя правую ногу вперед – в сторону на носок.
3-4 такты – правую руку опустить, вернуться в исходное положение;
5-6 такты – взмах левой рукой, одновременно выставляя левую ногу вперед – в сторону на носок;
7-8 такты – левую руку опустить, вернуться в исходное положение;
9-16 такты – дети выполняют кружение на высоких полупальцах в парах, соединив правые руки и подняв их вверх - движение вертушка;
17-24 такты – то же движение, подняв левые руки вверх.
Часть В.
1-8 такты – поворот направо, легкий танцевальный бег по кругу на низких полупальцах, в сочетании с круговыми вращательными движениями рук.
9-16 такты – бег по кругу в обратном направлении в сочетании с движениями рук.
С окончанием музыки дети остаются в кругу в исходном положении, стоя лицом к центру, руки с лентами опущены вниз.
Музыкально–ритмические упражнения с лентами
Танец Бабочки
Детям раздаются по две ленточки одного цвета
а) Изучение движений, использующихся в танце без музыкального сопровождения.
И.п. - стоя на месте по 6 позиции перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.
б) Работа над танцем с музыкальным сопровождением.
(Используется аудиозапись Танец с лентами Бабочка.)
И.п. - стоя на месте по 6 позиции перед зеркалом, руки с лентами опущены вниз.
1-4 такты – стоя на месте, выполняют плавные взмахи обеими руками вверх – вниз 2 раза;
5-8 такты – поворот вокруг себя;
1-8 такты – переход с ноги на ногу, движения руками сначала вправо, потом влево;
9-16 такты – кружение на высоких полупальцах, руки в стороны;
1-8 такты – легкий танцевальный бег на полупальцах по кругу;
9-16 такты – движение рук взмахи;
1-8 такты – поворот из круга и возвращение на исходную позицию;
1-2 такты – стоя на месте, лицом к зрителям взмах правой рукой;
3-4 такты – правую руку опустить, вернуться в исходное положение;
5-6 такты – взмах левой рукой;
7-8 такты – левую руку опустить, вернуться в исходное положение;
9-16 такты – дети выполняют кружение на высоких полупальцах в парах, подняв правые руки вверх;
17-24 такты – то же движение, подняв левые руки вверх;
1-8 такты – поворот направо, легкий танцевальный бег по кругу на полупальцах, в сочетании с круговыми вращательными движениями рук;
9-16 такты – бег по кругу в обратном направлении в сочетании с движениями рук;
С окончанием музыки дети собираются в центре в исходном положении, стоя лицом к зрителям, руки с лентами опущены вниз.
Заключение
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Основной задачей ритмики в хореографической школе и школе искусств является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на уроках по специальности. Дети дошкольного младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются дети под музыку преподаватель может проверить прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, выявить их творческие возможности.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Занятия ритмикой оказывают на детей и не малое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют чёткого взаимодействия всех участников, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Урок ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал. Надо шире привлекать детей к показу движений, анализу музыки, к объяснению правил игры, к оценке деятельности друг друга. Педагогика сотрудничества, участие в творческом процессе - вот тот путь, который может активизировать учащихся, заинтересовать предметом.
Нельзя забывать, что данный предмет способствует эстетическому воспитанию будущих преподавателей (развивает музыкальный слух, память, пластичность, эстетику движений, улучшает осанку и другое), формированию художественно-творческого профессионального потенциала.
Список литературы
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984
2. Буренина А. И. Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. // Тезисы докладов и практические материалы к научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 1998
3. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Пик Мономаш. 1997
5. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу для подготовки к занятиям классическим танцем. - М.: Московская государственная академия хореографии, 2004
6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М., 1985
7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Феникс, 2003
8. Гринер В., Трофимова М., Ритмика Далькроза и свободный танец в России 20х годов. - Мнемозина, М., ГИТИС, 1996
9. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Народная Асвета, 1978
10.Коробков, А.В. О взаимосвязи быстроты силы и выносливости. Теория и практика физической культуры. – 1954
11. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1986
12. Лифиц И.В., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
13. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. - М.: Академик. – 1998
14. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. М. 1991
15. Матов В.Б., Иванова О.А., Шарабатова И.Н. Ритмическая гимнастика для школьников. 1998
16. Первый выпуск в Институте Ритмического воспитания. - Вестник театра, N 51, 1920
17. Ритмический институт - Вестник театра, N 64, 1920
18. Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание. М., 1989
19. Россихина В.П. Н.Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране. - В сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, вып. 3. - М., 1982
20. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение, 1972
21. Собинов Б.М. Танцующая гимнастика М., 1972
22. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики Ритмика. Пермь, 1997
23. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста. – М., 1959
24. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
25. Фирилева Ж.Е., Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г. Ритмическая гимнастика. - С.-Пб: Познание, 2001
2
-