Публикации
Особенности и основные условия эффективной воспитательной работы СПО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности и основные условия эффективной воспитательной работы СПО
Автор: Лилия Алексеевна Пинова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности и основные условия эффективной воспитательной работы СПО
Автор: Лилия Алексеевна Пинова
Особенности и основные условия эффективности воспитательной работы в общежитии СПО в рамках реализации ФГОС.
Возраст, когда дети приходят в общежитие –15-18 лет. Для родителей они ещё дети, для самих себя –взрослые, самостоятельные люди, требующие к себе уважения и равноправного отношения со стороны взрослых. Подростковый возраст – время значительных психологических и физиологических изменений . Часто и родители, и педагоги, и воспитатели забывают об этом.
Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания. Многие психологи считают самосознание подростка центральным новообразованием его личности. В подростковом возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка, то есть выбор задач определённой степени трудности. Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной.
В процессе общения с окружающими формируется и такое важнейшее новообразование его личности, как стремление быть и считаться взрослым. Это тоже одна из форм проявления самосознания, самооценки подростка, которая обостряет потребность в самоутверждении. Всеми доступными силами подросток отрицает свою принадлежность к детям и пытается всеми доступными средствами утвердить свою взрослость. Это проявляется, прежде всего, в стремлении приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Часто это происходит не совсем удачно. Пытаясь приобщиться к миру взрослых и не имея жизненного опыта, высока степень вероятности, что ребёнок может оказаться в различных уличных группировках или попасть в одну из социальных групп в интернет-пространстве, оказывающих негативное воздействие на неокрепшую психику подростков
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со взрослыми. Подросток пытается ограничить права взрослых в отношении его личности и в то же время расширить свои собственные, требуя, чтобы взрослые считались с его мнением, интересами, взглядами.
При организации учебно-воспитательной работы с подростками в общежитии необходимо учитывать особенности все особенности психики и физиологии подростков, их эмоциональной сферы. Подростки отличаются большей страстность и вспыльчивостью, непредсказуемостью реакции на различные жизненные ситуации.
Подростки не всегда могут самостоятельно разобраться в сущности тех или иных фактов и поступков других людей. Часто внешний эффект оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.
15-18 лет – период юношеского максимализма, стремления к самовыражению, утверждению собственной индивидуальности . В этом возрасте многие юноши и девушки стремятся утвердить собственное Яв глазах сверстников. Не умея выделится в положительном плане, они нередко выделяются в отрицательном , лишь бы не быть незаметным, серым.
Попав в общежитие , учащиеся впервые оказываются надолго оторванными от дома, семьи. Влияние родителей значительно снижается, резко возрастают независимость и самостоятельность, появляются первые заработанные деньги. Не каждый к этому готов. При неумении распорядиться своим свободным временем, деньгами нередко возникают ситуации неудовлетворённости или стремление приобщиться к спиртному. Поэтому большое значение в этот период имеет влияние на юношей и девушек друзей, однокурсников, коллектива общежития.
Особую сложность адаптации в общежитии испытывают приехавшие на учёбу из села. Сельский образ жизни во многом отличается от городского. Юноши и девушки, попадая в непривычную для них среду, подчас встают на путь асоциального поведения. Отсутствие достаточного уровня социальной зрелости, характеризующейся прежде всего развитым чувством внутреннего самоконтроля, на первых этапах адаптации должно компенсироваться усилением общественного контроля и помощи в формировании зрелого самосознания.
Большинство учащихся приходит в общежитие непосредственно из семьи. Молодые люди лишаются привычной среды, формировавшей и окружавшей их с детства. Из окружения личных вещей они попадают в окружение общественного имущества, предназначенного для их личного пользования. Происходит трансформация устоявшегося с детства понятия моё, не моё. Общественные предметы обихода, переданные в личное пользование, воспринимаются порой как чужие, не свои, и учащиеся нередко относятся к ним пренебрежительно
Возраст, когда дети приходят в общежитие –15-18 лет. Для родителей они ещё дети, для самих себя –взрослые, самостоятельные люди, требующие к себе уважения и равноправного отношения со стороны взрослых. Подростковый возраст – время значительных психологических и физиологических изменений . Часто и родители, и педагоги, и воспитатели забывают об этом.
Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания. Многие психологи считают самосознание подростка центральным новообразованием его личности. В подростковом возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка, то есть выбор задач определённой степени трудности. Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной.
В процессе общения с окружающими формируется и такое важнейшее новообразование его личности, как стремление быть и считаться взрослым. Это тоже одна из форм проявления самосознания, самооценки подростка, которая обостряет потребность в самоутверждении. Всеми доступными силами подросток отрицает свою принадлежность к детям и пытается всеми доступными средствами утвердить свою взрослость. Это проявляется, прежде всего, в стремлении приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Часто это происходит не совсем удачно. Пытаясь приобщиться к миру взрослых и не имея жизненного опыта, высока степень вероятности, что ребёнок может оказаться в различных уличных группировках или попасть в одну из социальных групп в интернет-пространстве, оказывающих негативное воздействие на неокрепшую психику подростков
Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со взрослыми. Подросток пытается ограничить права взрослых в отношении его личности и в то же время расширить свои собственные, требуя, чтобы взрослые считались с его мнением, интересами, взглядами.
При организации учебно-воспитательной работы с подростками в общежитии необходимо учитывать особенности все особенности психики и физиологии подростков, их эмоциональной сферы. Подростки отличаются большей страстность и вспыльчивостью, непредсказуемостью реакции на различные жизненные ситуации.
Подростки не всегда могут самостоятельно разобраться в сущности тех или иных фактов и поступков других людей. Часто внешний эффект оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.
15-18 лет – период юношеского максимализма, стремления к самовыражению, утверждению собственной индивидуальности . В этом возрасте многие юноши и девушки стремятся утвердить собственное Яв глазах сверстников. Не умея выделится в положительном плане, они нередко выделяются в отрицательном , лишь бы не быть незаметным, серым.
Попав в общежитие , учащиеся впервые оказываются надолго оторванными от дома, семьи. Влияние родителей значительно снижается, резко возрастают независимость и самостоятельность, появляются первые заработанные деньги. Не каждый к этому готов. При неумении распорядиться своим свободным временем, деньгами нередко возникают ситуации неудовлетворённости или стремление приобщиться к спиртному. Поэтому большое значение в этот период имеет влияние на юношей и девушек друзей, однокурсников, коллектива общежития.
Особую сложность адаптации в общежитии испытывают приехавшие на учёбу из села. Сельский образ жизни во многом отличается от городского. Юноши и девушки, попадая в непривычную для них среду, подчас встают на путь асоциального поведения. Отсутствие достаточного уровня социальной зрелости, характеризующейся прежде всего развитым чувством внутреннего самоконтроля, на первых этапах адаптации должно компенсироваться усилением общественного контроля и помощи в формировании зрелого самосознания.
Большинство учащихся приходит в общежитие непосредственно из семьи. Молодые люди лишаются привычной среды, формировавшей и окружавшей их с детства. Из окружения личных вещей они попадают в окружение общественного имущества, предназначенного для их личного пользования. Происходит трансформация устоявшегося с детства понятия моё, не моё. Общественные предметы обихода, переданные в личное пользование, воспринимаются порой как чужие, не свои, и учащиеся нередко относятся к ним пренебрежительно