Публикации
"Душевная чистота главных героев повести А. С. Грина "Алые паруса"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Душевная чистота главных героев повести А. С. Грина "Алые паруса"
Автор: Валентина Ивановна Девина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Душевная чистота главных героев повести А. С. Грина "Алые паруса"
Автор: Валентина Ивановна Девина
План-конспектОткрытого урока по литературе на I квалификационную категорию в условиях реализации ФГОС, проведённого в 6 классе по теме: «Душевная чистота главных героев в повести А. С. Грина «Алые паруса»Учитель: Девина Валентина ИвановнаТема урока: «Душевная чистота главных героев в повести А. С. Грина «Алые паруса»Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: фронтальная, индивидуальная.Метод: словесный, наглядный, диалогическийРеализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС «Литература 5 – 9 классы (2014 г.) под редакцией В. Я. Коровиной УМК: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.В 2 частях / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин – М.: Просвещение, 2014.Цель урока: показать богатство душевного мира героев феерии «Алые паруса», авторское отношение к ним, победу романтической мечты над реальностью жизни.Задачи урока:Образовательные:1.Обеспечить формирование умений анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;2.Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли;3.Обеспечить отработку умений учащихся формулировать собственное отношение к произведению русской литературы и давать им собственную интерпретацию.Развивающие:1. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.2. Совершенствовать навык выразительного чтения художественного текста.3. Развивать живой интерес к чтению художественной литературы и к родному языку.Воспитательные:1. Развивать культуру устной и письменной речи.2. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.3. Содействовать воспитанию чистоты чувств и отношений.Планируемые результатыПредметные:1. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений.2. Уметь рисовать картину, создавать портрет на основе личных наблюдений. 3. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.Метапредметные:1.Уметь выбирать смысловые единицы текста.2.Выражать структуру задачи разными средствами.3.Оценивать достигнутый результат. 4.Проявлять готовность вести диалог.5.Участвовать в коллективном обсуждении.Познавательные УУД:1. Уметь выбирать смысловые единицы текста. 2. Выделять и формулировать познавательную цель.3. Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы.Регулятивные УУД:1. Организовывать свое рабочее место.2. Оценивать достигнутый результат.Коммуникативные УУД:1. Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого (адекватное межличностное восприятие).2. Проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.Личностные УУД:1. Формировать собственное отношение к феерии А. С. Грина «Алые паруса» и её героям.2. Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Оборудование:доска;компьютер;мультимедийный проектор;портрет А. С. Грина;иллюстрации к феерии «Алые паруса»рисунок парусникаСтруктура урока:Организационный этап 1 мин Проверка домашнего задания 2 мин Актуализация знаний 3 мин Формулировка темы урока 1 мин Постановка цели и учебной задачи 1 мин Работа по теме урока 17 мин Физминутка 1 мин Фрагмент из фильма 4 мин Викторина 4 мин Рефлексия 3 мин Оценки 2 мин Домашнее задание 1 мин Ход урокаI Организационный этап (1 мин)– Здравствуйте все, кто пришёл сегодня принять участие в разговоре о мужестве, радости жизни и чудесах. Я приветствую всех и приглашаю к разговору. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. У кого хорошее настроение поднимите солнышко. У кого плохое настроение поднимите тучку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы сегодня с вами хорошо поработаем.Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.II Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) (2 мин)– Вы уже знакомы с содержанием феерии «Алые паруса». Ответьте на следующие вопросы:1. Настоящая фамилия Александра Грина? (Гриневский)2. Название корабля, на котором приплыл Грей? («Секрет»)3. Как звали мать Ассоль? (Мери)4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» (Эгль)5. Какой незначительный эпизод сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? (Грей обварил руку)6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть, нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? (Она увидела кольцо на пальце)7. Как называется местечко, где жила Ассоль? (Каперна)III Актуализация знаний (3 мин)– Ребята, послушайте внимательно песню Владимир Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса» (Слушание)IV Формулировка темы урока (1 мин)– Ребята, вы прослушали песню. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (Об Ассоль и Грее). Героями, какого произведения они являются? («Алые паруса» А. Грина). V Постановка цели и учебной задачи (1 мин)– Как вы думаете, какова цель нашего урока? (ответы учащихся)– Да, ребята, сегодня на уроке мы уточним ваше восприятие героев, отношение к каждому из них. Выясним авторскую позицию и различные формы её выражения. Тема урока: «Душевная чистота главных героев и их вера в мечту в повести А. С. Грина «Алые паруса».– Сегодня и мы попробуем пройти через человеческие страсти и любовь, совершить с героями феерической повести «Алые паруса» путешествие к берегам Лиссы и Каперны, где живёт мечта о счастье в душе маленькой прелестной девочки с музыкальным именем Ассоль, узнать тайну алых парусов, поразмыслить о великой силе любви.VI Работа по теме урока (17 мин)– Ребята, Грин назвал своё произведение феерией. А что такое феерия? (Феерия – это волшебное сказочное зрелище). – Действительно, мир этой повести похож на волшебную сказку. А как вы думаете, можно ли это произведение отнести к жанру сказки? (Нет, в повести слишком много реальных событий. Но всё-таки кое-что в повести похоже на сказку).– Для Александра Грина очень важно сделать человека счастливым, как сделал счастливой Грей Ассоль. Алый цвет – цвет любви и цвет мечты, поэтому плыть в жизни под алыми парусами – значит ставить перед собой цель, стремиться осуществить всё задуманное.– Как вы думаете, случайно ли свела судьба Ассоль и Грея? (Нет, не случайно, в их характерах очень много общего).– Запишите в тетрадях, общее, что объединяет этих главных героев. (Можно записать: любят всё живое, близки к природе, добры и бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту.)– С чего начинается феерическая повесть А. С. Грина «Алые паруса»? (С описания детства Ассоль). – Каким было детство Ассоль? (Рано умерла мать. Воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери диковинные фантастические истории об игрушках, о жизни людей).– Как вы относитесь к поступку Лонгрена, который в разыгравшийся шторм не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел? (Ответы учащихся).– Почему его не поняли односельчане? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).– Откуда в маленькой Ассоль праздничное видение жизни и чуда (Повлияли рассказы отца, а главное, встреча Ассоль с Эглем).– Какую сказку подарил Эгль Ассоль? О чём она? (Ответы учащихся).– Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником? (Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума.)– Повлияло ли мнение жителей Каперны на мечту, которой жила Ассоль? (Нет, Ассоль продолжала ждать своего принца.)– Как вы считаете, кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? (Грей.)–Найдите и прочитайте отрывок, в котором рассказывается о встречи Грея со спящей Ассоль.– Какие чувства испытывает Грей, когда сталкивается со спящей Ассоль? (Сильное чувство волнения, которое часто приводит к любви с первого взгляда.)– Что делает Грей при встрече со спящей Ассоль? (Он оставляет кольцо на пальце девушки).– А что означало кольцо для девушки? (Знак близкого счастья. Кольцо вселяет уверенность в то, что предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами сбудется.)– Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль? (Он решает поменять паруса на алые).– Какое впечатление произвело на жителей появление корабля в Каперне? (Все всполошились, удивились, так как не верили в появление алых парусов, считали это невозможным, все побежали на берег).– Найдите и прочитайте отрывок встречи Ассоль с Греем. – Какими словами автор передаёт счастье Ассоль? Найдите в тексте. («Счастье сидело в ней пушистым котёнком»).– Как вы понимаете эти слова? (Это бесконечное счастье).– Что же увидел в глазах любимой Грей? Найдите в тексте и прочитайте. («В них было всё лучшее человека»).VII Физминутка (1 мин) VIII Фрагмент из фильма (4 мин)– А теперь предлагаю вам посмотреть фрагмент художественного фильма «Алые паруса», а именно, финальную встречу главных героев.– Можно ли быть спокойными за главных героев? (Да, они обязательно будут счастливы, потому что они открыты для любви, добра, прощения. Они умеют бороться за своё счастье, то есть делать чудо своими руками).IX Викторина (4 мин) – Ребята, а теперь вам предстоит ответить на вопросы викторины.Как А. Грин определил жанр своего произведения? (феерия) «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..». О ком идёт речь? (О Лонгрене). Чей портрет перед нами: «Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта... выразительно легка и чиста…» (Ассоль) Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль). Что сделал Грэй с картиной, изображавшей распятие? (Замазал краской гвозди) Какую роль сыграл Грэй в судьбе Бетси? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.) «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? (Корабль) Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй ….» («…тайно покинул дом…») Как вы думаете, почему рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.) Кто рассказал Грэю историю Ассоль? (Хин Меннерс – сын Меннерса) Сколько метров алой материи купил Грэй? (Две тысячи метров.) О чем попросила Ассоль Грэя, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?») Как Летика назвал Ассоль? (Лучшим грузом, лучшим призом «Секрета») «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены? (Капитана Гопа, к Грею). Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.) Кто истинные друзья Ассоль? ( Это крупные старые деревья). «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь? (Об алом шелке, купленном Греем). Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь, что…» («она зацветет»). Завершите предложение: « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками»). «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея). X Рефлексия. Подведение итогов (3 мин)– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок (Ответы учащихся).– Что особенно запомнилось? (Ответы учащихся).– К. Г. Паустовский писал: «Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». Согласны ли вы с этими словами? (Ответы учащихся.)– Согласны ли вы с этими словами? (Ответ детей.)– Ребята, творить чудеса могут только мечтатели. Если отнять у человека мечту и веру в чудеса, то не будет ничего: ни искусства, ни науки, ни культуры. Жизнь станет неинтересной. Пусть Каперна, Грей, Ассоль, корабль с алыми парусами −всё это плод фантазии художника. Но пока на земле будут жить хорошие люди − романтики, умеющие так любить и мечтать, всё это может осуществиться. Грин уверял, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать. – Ребята, как вы думаете, нужны ли чудеса людям? Можно ли их делать своими руками?На ваших партах лежат кусочки лент, символизирующие алые паруса. Напишите на них свою мечту. А потом эти ленточки мы закрепим на паруснике, который вы видите на доске. – Вот и наш парусник стал алым, пусть плывёт он туда, где его ждут, пусть несёт людям радость и надежду на светлое будущее. Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами и исполнит все ваши заветные мечты. И они обязательно сбудутся.XI Оценки (2 мин)– Как вы оцените свою работу по теме? (Выставление оценок с комментированием).XII Домашнее задание (1 ми)Написать развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое счастье?»Приложение 11. Настоящая фамилия Александра Грина? 2. Название корабля, на котором приплыл Грей? 3. Как звали мать Ассоль? 4. Чей это портрет? «Седые кудри складками выпадали из-под соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, трость и сумка с новеньким замком – выказывали горожанина…» 5. Какой незначительный эпизод сделал двадцатилетнюю Бетси и десятилетнего Грея истинными друзьями? 6. «Чья это шутка? Чья шутка? – стремительно вскричала Ассоль. – Разве я сплю? Может быть, нашла и забыла?» Что так напугало Ассоль? 7. Как называется местечко, где жила Ассоль? Приложение 2Как А. Грин определил жанр своего произведения? «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..». О ком идёт речь? Чей портрет перед нами: «Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта... выразительно легка и чиста…» Кто предсказал будущее Ассоль? Что сделал Грэй с картиной, изображавшей распятие? Какую роль сыграл Грэй в судьбе Бетси? «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? Продолжите фразу: « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грэй ….» Как вы думаете, почему рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея? Кто рассказал Грэю историю Ассоль? Сколько метров алой материи купил Грэй? О чем попросила Ассоль Грэя, как только оказалась на корабле? Как Летика назвал Ассоль? «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены? Кто молился такими словами: «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» Кто истинные друзья Ассоль? «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь? Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику: «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь, что…» Завершите предложение: « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы «…» «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль?
