Публикации
Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Автор: Шматко Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Автор: Шматко Елена Геннадьевна
Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возрастаСпособности к творчеству и исследованию развиваются при известных условиях, непрерывно совершенствуются в подростковом, юношеском и зрелом возрасте. На раннем этапе их развития велика роль родителей, осознающих важность образования и воспитания трудовых навыков и творческих способностей молодого человека.Внимание родителей к способностям ребенка становится организующим началом в развитии его таланта. Некоторые психологи считают, что наибольшие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын, если он отождествляет себя с творческими родителями или его идеальным героем [ 25 ]. Это, конечно, не значит, что дочери не рождаются с творческими задатками и не могут обладать талантом. Всем известны имена ученых Екатерины Дашковой, Марии Кюри, Софьи Ковалевской и многих других докторов наук и академиков. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.В формировании способностей будущего исследователя важнейшее значение имеет его всестороннее развитие в раннем возрасте. Корни большинства способностей к творчеству, такие как память, наблюдательность, любознательность и сообразительность должны быть существенно развиты и закреплены у детей до 5 лет. Для этого имеется немало способов работы с детьми, однако наиболее эффективными из них являются игры и в дальнейшем различные внеклассные занятия, в которых обязательно присутствуют элементы поиска и творчества, необходимость размышлять, обдумывать варианты возможных решений поставленной задачи.Игры в жизни ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте – самое серьезное дело. В них прежде всего развиваются творческие способности личности.В.А.Сухомлинский указывал: «Чтобы не превращать ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо научить его думать, побуждать докапываться до сущности явлений, рассуждать об их причинах, полезности, элементах несовершенства». Это как раз [ 58 ] то, что необходимо будущему исследователю, изобретателю.Игрушки и игры входят в жизнь ребенка с первых дней его существования и в течение многих лет являются его спутниками. Вначале это кубики, затем куклы, строительные наборы, конструкторы, машины. Интерес к играм проявляют все дети, поэтому такая форма развития способностей очень эффективна. В процессе игры происходит физическое, умственное и эстетическое развитие ребенка и его способностей к творческой деятельности, формирование характера, воли и личности в целом.С целью развития творческих способностей детей, важное значение имеют следующие занятия:- рисование с натуры, лепка, конструирование, развивающие воображение и фантазию;- игры с целью развития памяти, наблюдательности, внимательности, сообразительности;- спортивные игры, воспитывающие волю и моральные качества;- ролевые игры, в которых происходит подчинение своего поведения образцу (роли).В шестилетнем возрасте можно наблюдать проявление таких практических способностей, как организаторские, конструктивно-технические. Дети с организаторскими способностями выступают инициаторами игр, распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.Способности к конструктивной деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственные отношения между элементами предмета, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкции, в умении внести изменения в решение конструкторско-технической задачи.Наиболее активно проявляются эти способности в процессе сооружения построек, необходимых для игры; при конструировании по контуру, схемам, по условиям, по замыслам; в экспериментировании с конструктором.Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать его как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени способность к творчеству будет сформирована у шестилеток, во многом зависит от учителя, родителей, их внимания к этой проблеме, умения стимулировать творчество. При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребенка самим процессом творчества.А.Н. Леонтьев писал: «…признаком перехода от одной стадии развития ребенка к другой является изменение ведущего типа деятельности, отношение ребенка к действительности» [ 16 ]. Другими словами, по мере становления личности у него растут потребности к усложнению своих действий, деятельности. Родители должны своевременно позаботиться о приобретении для ребенка литературы, спортивного инвентаря, конструкторов, простейших машин, механизмов, настольных и напольных игр. Усложняя игры, необходимо стремиться повышать интерес к достижению цели.Не следует игру превращать только в обучение, необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям, развивать у него умение ставить задачи и преодолевать трудности в их решении.У школьников с явно выраженными способностями (математическими, конструктивными, художественными) неизбежно возникает потребность в развитии кругозора и необходимость самообразования, активного участия в клубных и школьных кружках с конкретной тематикой игр и практических занятий.Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать сомнения, не соглашаться с учителем, и, как результат, они зачастую психологически отвергаются учителями и сверстниками.Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало', ребенка может быть подавлено.Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие - для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.Учитель поддерживает и улучшает самооценку в самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимания на неудачах. Ошибки ребенка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявить творческую активность даже при неудаче.Поощрение творческой активности может осуществляться путем отступления от жесткого плана урока, когда большинство учащихся проявили интерес к какой-то проблеме или вопросу.Учитель сам может ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, используя так называемые открытые вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Вопросы с одним правильным ответом («закрытые» вопросы) необходимы для выявления знания фактов, но они не стимулируют творческую активность.Атмосфера в классе должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают, что их участие приветствуется и ценится.Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность в условиях позитивного познавательного конфликта.Педагогу важно знать, по каким показателям можно судить о наличии творческого начала в художественной деятельности детей. Вот основные из них:1. Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: искренность, непосредственность переживаний; увлеченность, захваченность деятельностью, активизация волевых усилий; способность к «вхождению» в изображаемые обстоятельства, условные ситуации; специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.2. Показатели качества творческих действий: дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях; самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, нахождение новых приемов решений, когда старых уже не достаточно; быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.3. Показатели качества продукции детского художественного творчества: нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации, своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.При формировании способностей самых маленьких участников важно не упустить из виду и другую сторону. Нередки случаи, когда ребенок, подававший немалые надежды при поступлении в школу, в скором времени утрачивает былое преимущество, его способности как бы «гаснут». Почему? Что тормозит их развитие? Конечно, причины здесь могут быть разными, но одной из часто встречающихся является отсутствие у детей трудолюбия, усидчивости, настойчивости, чему способствовали недостатки в воспитании. Так, например, психолог Н.С.Лейтес, изучавший индивидуальные случаи детской одаренности, пришел к выводу: склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности.«Склонность к труду – это не сопутствующее явление… - пишет он, - а как раз то, что во многом определяет и качество достижений» [ 18 ].У некоторых детей способности проявляются рано. Каково же должно быть отношение к таким детям? Следует развивать дальше способности ребенка. Правильно поступают учителя, когда способному к рисованию ребенку дают более сложные, чем остальным детям в классе задания, предъявляют к их результатам более высокие требования, развивают стремление помогать другим. Важно поддерживать сложившиеся интересы ребенка, но и не допускать однобокости в его развитии, использовать эти интересы как рычаг, подтягивающий другие стороны его личности. Ведущий интерес должен быть «мотором» разностороннего развития личности.Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка может привести к появлению у него целого ряда негативных качеств (зазнайство, высокомерие, тщеславие, эгоизм и др.).Пристального внимания требуют не только дети, рано проявившие свои дарования. Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Нередко приходится «раскапывать», отыскивать их. Это нелегкий труд, однако, он необходим, ибо каждый человек может проявить дарование в одной или нескольких видах деятельности при правильном определении его интересов и развитии способностей. Необходимо изучить внутренний мир человека, его склонности, интересы, познать возможности, силы ребенка в разных видах деятельности. Это поможет обнаружить ту область знаний, вид деятельности, к которому наиболее способен ребенок, и найти адекватные методы для развития способностей.Делая вывод из всего сказанного, нужно добавить, что в работе по изучению интересов, раскрытию и развитию способностей детей все взрослые – учитель, воспитатель, родители – должны объединить свои усилия. Каждый из них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда и границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширяются, и личность ребенка представляется в более полном виде.
