Публикации
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Автор: Батухтина Дарья Романовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Автор: Батухтина Дарья Романовна
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ АВТОЗАПЧАСТЯМИ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДД.Р. БатухтинаННГУ им. Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгород студентка 2 курса факультет Институт экономикиНаучный руководитель:И.В. БольшаковаННГУ им. Н.И.Лобачевского г. Нижний Новгород кандидат экономических наук, доцентАннотация: Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкивается малый бизнес в сфере торговли автозапчастями. В условиях высокой конкуренции и динамично меняющегося рынка, малые предприятия вынуждены искать эффективные стратегии для привлечения клиентов и повышения своей конкурентоспособности.Ключевые слова: рынок автозапчастей, автотовары, малый бизнес, несетевые магазины, розничная торговля.Сектор продажи автомобильных запчастей в России неуклонно растет. За последние 5 лет, в период с 2018 по 2023 года, емкость рынка автотоваров увеличилась на 27%. Данный рост во многом связан со старением автопарка россиян. По данным «Автостата» более 70% автомобилей на российских дорогах старше 10 лет, а чем старше автомобиль, тем сильнее происходит износ запчастей и расходных материалов.Главная проблема рынка розничной торговли автозапчастей – это высокая конкуренция.На данный момент рынок делится на два формата торговли: сетевые и несетевые магазин. Рассмотрим, что собой представляют данные категории продавцов.Сетевой магазин – это крупный и средний бизнес, который представляет собой это группа магазинов, объединенных, как правило под один бренд, осуществляющих одинаковую товарную политику, а также имеющих общую инфраструктуру: склады, поставщиков, логистику и партнеров. Такие магазины могут быть объединены под одним собственником, часто используется франчайзинг. Несетевые магазины – это представители малого бизнеса, которые представлены в виде розничных точек продаж, не относящиеся к сетям . К ним могут относиться, например, небольшие профильные «магазины у дома», павильоны на рынках, в торговых центрах и так далее.Объектом исследования был выбран представитель малого бизнеса – Общество с ограниченной ответственностью «Кристалл», которое представляет магазин автозапчастей «Авто Империя» в городе Советске Кировской области.Сетевой ритейл активно распространяют свои магазины по всей территории России. Начав развитие с городов-миллионников, они проникают уже даже в небольшие города и заметно теснят одиночные магазины автозапчастей, что создает существенные проблемы для малого бизнеса, ведущего деятельность в данной сфере.Рассмотри более подробно, с какими проблемами в настоящее время сталкивается ООО «Кристалл», как представитель малого бизнеса при реализации торговли автозапчастями.Первая проблема – ценообразование. Крупный и средний бизнес за счет больших оптовых заказов (от 50 штук) могут предложить покупателем более выгодные цены, а также имеют более гибкую скидочную политику. Исследуемая же организация совершает заказы небольшими партиями, в среднем от 1 до 5 штук. Соответственно, конкурировать с ценами крупных игроков на рынке достаточно тяжело. Возможными путями решения данной проблемы может быть подбор более выгодных поставщиков, а также удерживание потребителя другими преимуществами, а именно, развивать сервис, профессиональный консультант, отработка рекламаций, нахождение индивидуального подхода к каждому клиенту.Для того, чтобы иметь возможность индивидуального подхода, необходимо детально сегментировать рынок и определить потребности каждого сегмента целевой аудитории ООО «Кристалл».Представим анализ целевой аудитории организации при помощи методики Марка Шеррингтону в таблице 1.Таблица 1 – Сегментация целевой аудитории ООО «Кристалл»Продолжение таблицы 1После определения основных групп целевой аудитории организации проанализируем, какими методами возможно управлять их лояльностью при реализации индивидуального подхода. Представим данные анализа по схеме 4Р в таблице 2.Таблица 2 – Предложения по индивидуальной работе с клиентамиТаким образом, при повышении лояльности клиентов к данному магазины методами, которые представлены в таблице 2, ООО «Кристалл» может привлечь новых клиентов и удержать уже имеющихся.Логистика — это еще одна область, где малый бизнес сталкивается с трудностями. Небольшие объемы закупок приводят к высоким затратам на доставку и хранение товаров, что снижает общую эффективность бизнеса.Для решения данной проблемы нужно провести оптимизацию логистических процессов, что может помочь сократить затраты. Это может включать сотрудничество с местными курьерскими службами или использование дропшиппинга для минимизации складских затрат.Третья проблема - ограниченные маркетинговые возможности.Малый бизнес часто располагают ограниченными бюджетами на маркетинг (так, например, для ООО «Кристалл» он составляет 5.000 рублей в месяц), что затрудняет привлечение новых клиентов и удержание существующих. Без эффективного продвижения бизнеса сложно создать узнаваемость бренда. Когда сетевые магазины могут закладывать большие бюджеты на укрепление имиджа на рынке (от 100.000 рублей).Чтобы иметь возможность конкурировать по данному критерию, малому бизнесу рекомендуется использовать недорогие онлайн-методы продвижения: создание и продвижение социальных сетей, мессенджер-маркетинг, маркетинг на картах, агрегаторы объявлений. Представим сравнение продвижения через данные методы в таблице 3.Таблица 3 – Сравнение возможных онлайн-методов продвиженияПродолжение таблицы 3Таким образом, данные методы онлайн-продвижения могут помочь несетевым магазинам, таким как ООО «Кристалл» повысить свою видимость без значительных затрат. При небольших бюджетах рекомендуется начать с создания группы в социальной сети, маркетинга на картах и мессенджер-маркетинга. При увеличении бюджета переходить на более дорогостоящие методы – таргетированная реклама и размещение объявлений на агрегаторах.Также отметим, что сейчас сетевые и несетевые офлайн магазины столкнулись с общей проблемой – рост онлайн-торговли практически во всех сферах рынка, так же и в торговле автомобильными товарами. На рисунке 1 представлена динамика Интернет-торговли с 2011 года по 2023 год.Рисунок 1 - Динамика рынка Интернет-торговли в России График наглядно показывает, что активный рост онлайн-торговли наблюдается с 2018 по 2023 гг. В целом за 12 лет объём Ecommerce в России возрос в 19 раз, а за последние три года рост составляет 2438 млрд. руб. (более 1,5 раз).С учетом темпов роста Ecommerce в России ритейлу необходимо обратить внимание на диверсификацию каналов сбыта при помощи различных онлайн-инструментов.Существует несколько видов каналов сбыта, реализуемых при помощи онлайн-инструментов, рассмотрим их на рисунке 2.ннРисунок 2 – Виды каналов сбыта в Интернет-торговлеСравним данные каналы сбыта в таблице 4, чтобы определить, какой их них наиболее привлекателен для малого бизнеса, ведущего деятельность в сфере продажи автозапчастей и автотоваров.Таблица 4 – Сравнение каналов Интернет-торговлиПродолжение таблицы 4Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что организация системы сбыта при помощи такого инструмента онлайн-торговли, как маркетплейс, подходит небольшим компаниям, так как они ограничены в плане бюджета, желают выйти на новую аудиторию в кратчайшие сроки.На маркетплейсах проблематично реализовать индивидуальный подход к клиентам, так как там невозможно выстраивать контакт с аудиторией напрямую, однако можно использовать следующие методы для индивидуализации:Особое оформление карточек товара; Вкладывать небольшие подарки к заказу (например, ароматизатор в машину); Отвечать на отзывы о товаре. Также стоит отметить, что представители площадок электронной коммерции в России сообщают, что в 2022 году россияне стали гораздо чаще покупать автозапчасти на маркетплейсах. На Wildberries продажа таких товаров увеличилась почти в три раза, на Ozon — в два.И вторым выгодным инструментом онлайн-продвижения для малого бизнеса может быть продвижение при помощи социальных сетей, например, группа в сети «ВКонтакте» или «Telegram», так как этот метод имеет небольшой бюджет для продвижения и дает возможность напрямую общаться с клиентами и налаживать с ними доверительные отношения, увеличивая их лояльность к магазину.Подводя итог, можно сделать вывод о том, что малый бизнес по торговле автозапчастями при правильном подходе и стратегическом планировании может занять свою нишу на рынке и обеспечить стабильный рост. Литература:Баранова Анна Александровна, Спиридонова Галина Владимировна, Королёв Сергей Алексеевич Специфика российского автобизнеса в сегменте продажи автозапчастей: тенденции, структура и ценообразование // ЭСГИ. 2019. №4 (24). URL: (дата обращения: 28.11.2024) Нигай, Е. А. Организация предприятий малого и среднего бизнеса: Учебник / Е. А. Нигай, Е. С. Кошевая, К. В. Смицких. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – 226 с. Решетняк Е. К. Крупнейшие сетевые ритейлеры: вчера, сегодня, завтра // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №3. URL: (дата обращения: 28.11.2024) Честных Ю. С. Экономическое противостояние сетевых и несетевых магазинов на рынке продовольственных и хозяйственных товаров: проблемы, тенденции развития и перспективы решения // Научные записки молодых исследователей. 2018. №1. URL: (дата обращения: 28.11.2024) Хавина Лилия Аркадьевна Современная ситуация состояния малого и среднего бизнеса в России // Теоретическая и прикладная экономика. 2022. №2. URL: (дата обращения: 28.11.2024) Ёмкость рынка автокомпонентов за 5 лет выросла более чем на 20% // Автостат URL: (дата обращения: 28.11.2024) Козляева Е. В., Крылова И. Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях // ЭВ. 2022. №1 (28). URL: (дата обращения: 01.12.2024). Россияне резко нарастили покупки автозапчастей в интернете // LENTA.RU URL: (дата обращения: 28.11.2024) Рынок интернет-торговли в России: сводные аналитические данные / [Электронный ресурс] // АКИТ: [сайт]. — URL: (дата обращения: 01.12.2024) Свыше 70% автотранспортных средств в РФ имеют возраст от 10 лет и старше // Автостат URL: (дата обращения: 28.11.2024)
