Публикации Методическая разработка занятия для воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по теме «Зима»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка занятия для воспитанников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по теме «Зима»
Автор: Валентина Ивановна Ряднина


Тема Зима
Методическая разработка занятия длявоспитанников с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
Возрастная категория – дети 6-7 лет
Цель занятия
Формирование представлений детей о времени года – зиме.
Коррекционные задачи занятия
Коррекционно-образовательные:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, развивать умение отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический стройречи,развивать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Ход и содержание занятия, деятельность логопеда и детей
Орг момент: Организационный момент Круг радости
–Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу им поделиться с вами. А поможет мне в этом – эта волшебная снежинка.
–Я приглашаю всех вас всех в круг радости сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки волшебную снежинку.
Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.
(Дети передают друг другу снежинку и произносят добрые пожелания)
1.Мотивация учащихся
(слайд 2)
- кто отгадает мои загадки, тот молодец!
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) (снеговик)
Сеет в небе Он летает белой стаей,
Сито, сито- И сверкает на лету.
Вся земля Он звездой прохладной тает
Мукой укрыта На ладони и во рту. – (снег)
(Снег)
Наступили холода, Перестал медведь реветь
Обернулась в лед вода, В спячку впал в бору медведь.
Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,
Обернулся зайкой белым. Когда это бывает? (зимой)
(Дети отгадывают загадки)
2. (Слайд 3)
К нам в гости пришел Лунтик
Он на Земле с лета и не знает, какие еще времена года бывают. Расскажем ему об этом?
3. Беседа о времени года
(Слайд 4)
(Слайд 5)
- Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Какое время года скоро наступит?
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге?
- Какой бывает лед?
-Итак, мы будем сегодня говорить о…?
- Правильно, мы будем говорить о зиме
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) (Дети отвечают)
4. Активизация внимания
(слайд 6)
Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
Наступила зима, расцвели тюльпаны,
На березе растет клубника?
Вот снежинки упали нам на лицо, давайте их уберем вместе со мной: Лунтик помогай!.
5. Самомассаж лица
(Слайд 7)
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим нежно умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки,
Щёчки разминаем, чтобы улыбались,
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнём их мягко, не задев ногтями,
Уголками губ мы щёчки поднимаем,
А потом от носа мы к губам стекаем.
Губки пожуем мы,
Шарики надуем,
И губами вправо – влево потанцуем.
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит.
Тянем подбородок и его щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.
6. Дидактическая игра Доскажи словечко
( Слайды с 8 по 16)
- Посмотри Лунтик как мы поиграем в игру Доскажи словечко
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (слайд 6).
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (слайд 7).
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (слайд 8).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (слайд 9).
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (слайд 10).
Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (слайд 11).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (слайд 12).
- Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 14, дети снова называют картинки:
Снег, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снежки, снегири
- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.
7.Дыхательная гимнастика
(слайд 16)
Упражнение Снежинки
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
8. Игра Подбери слово (Слайд 17)
Лунтик посмотри, как мы умеем подбирать слова.
Игра Подбери слово
- Подберите слова к слову снег, какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)
- Скажите полным предложением: Каким снегом покрыта земля? (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. и т.д.),
Каким снегом покрыты деревья? (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. и т.д.)
Какие деревья стоят зимой? (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. и т.д.)(Дети составляют предложения по аналогии)
9. Физминутка (Слайд 18)
Руки подняли и помахали.
Это деревья зимой.
Локти согнули,
Кисти встряхнули –
Ветер сбивает снежок.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья мы сложим назад. (Звучит мелодия Саксофон Музыка моей любви , Виктория Хмара.)
10. Дидактическая игра Подбери слова- действия
(слайд 19)
Дидактическая игра Подбери слова к вопросу что делает?
- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…(Дети отвечают)
11. Игра Назови ласково
(с мячом)
(слайд 20)
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. (Логопед называет слово, бросает мяч по очереди всем детям, они образуют ласкательную форму и возвращают мяч логопеду)
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
13.Беседа об одежде.
(слайд 21)
Образование прилагательных от существительных
Игра Скажи по-другому
Игра Скажи полным предложением
Лунтик смотри во что люди одеваются зимой.
Игра Скажи по-другому (с мячом)
- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)
- Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.)
Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа — (драповое пальто) и т.д.
- Скажи полным предложением: Что надевают люди зимой? (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)
14.Игра Что лишнее?
(слайд 22)
Назовите картинки (меховая шапка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама).
Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)
Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки).
Почему? (Потому что босоножки носят летом)
14.Пальчиковая гимнастика Мы во двор пошли гулять
(слайд 23)
Пальчиковая гимнастика Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили,Лепят комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,Крошат хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись.Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Едят ложкой суп и показывают как спят
15. Составление предложений о зиме по картине
(слайд 24)
Составление предложений по картине Зимние забавы
Посмотрите, как интересно зимой отдыхают дети.
Давайте сейчас каждый из вас придумает предложение и получится рассказ про зимние забавы.
Логопед помогает детям,если они затрудняются говорить полными предложениями.
- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.
16. Рефлексия деятельности на занятии
(слайд 25)
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Чем занимались на занятии?
- Что понравилось?
Оценка работы детей.
Поднимите смайлики, как кому было на занятии интересно.
(Дети показывают смайлики)
А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза, и я поглажу по головке тех, кто хорошо работал. (глажу всех). Вы все молодцы, спасибо за работу)Зима дарит вам на память вот эти красивые снежинки.
Лунтик принес раскраски про зиму и хочет, чтобы вы их раскрасили дома и оставили себе на память.
-